Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4057/2022, УИД: 42RS0009-01-2022-006088-95 по иску Третьякова Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о возложении обязанности включить в страховой стаж периода службы в армии в льготном исчислении, выполнить перерасчёт пенсии, по кассационной жалобе представителя истца Третьякова Сергея Николаевича по доверенности Прозоровой Рамили Маратовны на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя Третьякова С.Н. Прозоровой Р.М, действующей на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Третьяков С.Н, в лице представителя по доверенности Марченко Э.Р, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) о возложении обязанности включить в страховой стаж периода службы в армии в льготном исчислении, выполнить перерасчёт пенсии.
В обоснование заявленных требований Третьяков С.Н. указал, что проходил службу в рядах Советской армии с 5 августа 1977 г. по 26 августа 1987 г. В период с 6 октября 1987 г. по 22 апреля 1991 г. работал в Кузнецком филиале института НИИОГР в лаборатории эксплуатации и ремонта горнотранспортного оборудования. С 3 февраля 2022 г. он является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях с 3 февраля 2022 г. Согласно ответу ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 13 мая 2022 г. по подсчётам пенсионного органа продолжительность его страхового стажа составила 38 лет 6 месяцев 29 дней, в том числе и Служба в рядах Советской армии с 5 августа 1977 г. по 26 августа 1987 г. Согласно военному билету фактический стаж военной службы в Кемеровском высшем военном командном училище связи составил 10 лет и 22 дня.
Ссылаясь на положения части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общих трудовой стаж, включается в стаж государственной гражданской службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, Третьяков С.Н. полагает, что период прохождения им военной службы с 5 августа 1977 г. по 26 августа 1987 г. подлежал включению в страховой стаж в льготном исчислении из расчёта один день службы за два дня работы, однако период нахождения на военной службе был засчитан в стаж в календарном исчислении.
С учётом изложенного, представитель Третьякова С.Н. - Марченко Э.Р. просил обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу засчитать Третьякову С.Н. период военной службы с 5 августа 1977 г. по 26 августа 1987 г. в общий трудовой стаж в льготном исчислении из расчёта один день службы за два дня работы; обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу выполнить перерасчёт пенсии по старости и выплатить недополученную пенсию с даты назначения пенсии по старости Третьякову С.Н. 3 февраля 2022 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 12 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г, Третьякову С.Н. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам кемеровского областного суда от 19 января 2023 г. произведена замена в порядке процессуального правопреемства ответчика - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Третьякова С.Н. - Прозорова Р.М, действующая на основании доверенности, просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Третьяков С.Н, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказных почтовых отправлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с учётом мнения представителя Третьякова С.Н. - Прозоровой Р.М, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившегося истца и представителя ответчика.
Заслушав представителя Третьякова С.Н. Прозорову Р.М, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Третьяков С.Н. в период с 5 августа 1977 г. по 26 августа 1987 г. проходил службу в рядах Советской армии:
с 5 августа 1977 г. по 30 сентября 1981 г. ? курсант Кемеровского высшего военного командного училища связи, с 30 сентября 1981 г. по 26 ноября 1982 г. - командир взвода связи, с 26 ноября 1982 г. по 16 июня 1984 г. - командир радиорелейного
взвода радиорелейной роты батальона связи, с 16 июня 1984 г. по 20 августа 1987 г. - командир взвода курсантов.
Прохождение военной службы в указанный период ответчиком не оспаривается.
С 3 февраля 2022 г. Третьякову С.Н. установлена страховая пенсия по старости на общих основаниях. С 1 июня 2022 г. общая сумма назначенной пенсии составляет 18 824, 77 руб. Страховой стаж истца составил 38 лет 6 месяцев 29 дней.
Судом установлено, что пенсионное дело Третьякова С.Н. содержит предварительные расчёты расчётного размера пенсии:
- по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" общий стаж составляет 24 года 3 месяца 10 дней. Стажевый коэффициент - 0, 55, с учётом коэффициента неполного стажа 0, 97111111 (требуемый 300 месяцев, имеющийся 291, 33333 месяца);
- по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" общий стаж составляет 28 лет 5 месяцев 6 дней с учётом периодов военной службы с 5 августа 1977 г. по 30 сентября 1981 г. (служба по призыву) в двойном размере. Стажевый коэффициент составляет 0, 58;
- сведения о заработке имеются за периоды трудовой деятельности с 1998 - 2001 гг, выбран оптимальный вариант среднемесячного заработка за период работы в 2000 - 2001 годах, отношение к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период составило 2, 201, "осовремененный" среднемесячный заработок наиболее высокий за периоды работы в 2000 - 2001гг. - 3 987, 11 руб.;
- продолжительность общего трудового стажа до 1991 года по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - полные 13 лет, по пункту 4 статьи 30 указанного закона - полные 17 лет;
- сумма страховых взносов, начисленных работодателем за периоды работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г, отраженная на индивидуальном лицевом счёте истца (с учётом коэффициентов индексации расчётного пенсионного капитала, по 31 декабря 2014 г.) - 29 7610, 36 руб. (ПК (2)).
Расчётный размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. составляет:
- по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 1 102, 86 руб. (1, 2 (предельное отношение заработных плат) * 0, 55 (стажевый коэффициент) * 1671руб. (среднемесячная заработная плата в стране));
- по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в предельной величине составляет 874, 43 руб. (722, 75 руб. + 3 % - за 3 года общего трудового стажа сверх требуемого (25 лет) +130 руб. - компенсационная выплата).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Третьяковым С.Н. требований о включении в страховой стаж периода службы в армии в льготном исчислении, перерасчёте пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что оценка пенсионных прав истца по состоянию на 1 января 2002 г. произведена по наиболее выгодному для него варианту по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при котором период службы в армии подлежит учёту в календарном исчислении, в связи с чем основания для перерасчёта пенсии отсутствуют.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку представленными документами не подтверждается наличие у истца статуса военнослужащего, предусмотренного статьёй 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", правовые основания для включения в стаж периода службы в армии на основании положений, предусмотренных статьёй 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Расчёт размера пенсии за периоды трудовой деятельности до 31 декабря 2014 г. производится по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С 1 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произведена оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал (РПК).
Расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В случае выбора гражданином исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ пенсиях под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
При этом варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчёте пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчётный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утверждённая Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учёта отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе:
служба в Вооружённых Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Вооружённых Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчётный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчётный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0, 75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе: служба в Вооружённых Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Вооружённых Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Установив, что расчётный размер страховой пенсии по старости определён пенсионным органом по наиболее выгодному для истца варианту, а именно в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при котором исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о перерасчёте размера назначенной пенсии, поскольку при включении спорных периодов службы истца в рядах Советской армии в двойном размере в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчётный размер пенсии составляет меньшую сумму, что невыгодно для истца.
Суды пришли к правильному выводу о невозможности включения в общий страховой стаж истца спорных периодов в двойном размере без изменения порядка расчёта размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 указанного закона.
Данная правовая норма устанавливает способы порядка расчёта размера трудовой пенсии и не допускает их смешанное применение.
Доводы кассационной жалобы о неверности произведённых пенсионным органом расчётов расчётного размера пенсии, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку не содержат указания на то, в чём именно выражается неверность расчётов пенсионного органа, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что расчётный размер пенсии определён пенсионным органом верно, по наиболее выгодному для истца варианту.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Вопреки доводам кассационной жалобы в материалах дела имеются расчёты расчётного размера пенсии истца, произведённые пенсионным органом в порядке, установленном пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которым наиболее выгодным для истца является расчётный размер трудовой пенсии рассчитанный в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу, направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 12 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Третьякова Сергея Николаевича по доверенности Прозоровой Рамили Маратовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.