Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-114/2022, УИД 75RS0003-01-2021-002217-30 по иску Булдыгеровой Веры Александровны к Государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании отказа в предоставлении компенсации незаконным, возложении обязанности назначения ежемесячной компенсации, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя истца Булдыгеровой Веры Александровны по доверенности Меркурис Светланы Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 ноября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Булдыгерова Вера Александровна (далее - Булдыгерова В.А.) обратилась в суд с иском к Государственному казённому учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании отказа в предоставлении компенсации незаконным, возложении обязанности назначения ежемесячной компенсации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Булдыгерова В.А. указала, что в мае 2021 г. она обратилась в Государственное казённое учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края с заявлением о назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Письмом от 12 августа 2021 г. ей было отказано в назначении компенсации на основании подпункта 6 пункта 28 Постановления Правительства Забайкальского края от 20 июня 2017 г. N 253 "Об утверждении порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае" (в связи с наличием задолженности перед АО "ЗабТЭК"). Вместе с тем задолженность перед АО "ЭабТЭК" отсутствует, поскольку после снятия ограничительных мер в связи с пандемией, Булдыгерова В.А. предоставила в АО "ЗабТЭК" документы о поверке прибора учёта, в связи с чем действия АО "ЗабТЭК" об отказе в расчёте на основании показаний прибора учёта и удержание денежных средств из пенсии Булдыгеровой В.А. являются незаконными.
С учётом уточнений исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Булдыгерова В.А. просила суд признать незаконным отказ Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края в предоставлении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выраженный в уведомлении от 12 августа 2021 г. N, возложить на Государственное казённое учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края обязанность назначить ей ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения, взыскать с Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.
Определением суда от 30 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "Забайкальская топливно-энергетическая компания" (далее - АО "ЗабТЭК").
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 10 февраля 2022 г, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция Забайкальского края.
Определением суда от 31 мая 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Решением Железнодорожного районного суда г. Читы от 17 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение межрайонного филиала Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края г. Читы от 12 мая 2021 г, выраженное в Распоряжении об отказе ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, дата обработки 29 июня 2021 г, об отказе Булдыгеровой В.А. в выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан по причине наличия задолженности по оплате ЖКУ.
На Государственное казённое учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края возложена обязанность назначить Булдыгеровой В.А. ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты ее обращения - с 12 мая 2021 г.
С Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края в пользу Булдыгеровой В.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 7 000 руб.
В остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делим Забайкальского краевого суда от 22 ноября 2022 г. решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 17 августа 2022 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Булдыгеровой В.А.
Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении указанной части исковых требований Булдыгеровой В.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Булдыгеровой В.А. - Меркурис С.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 ноября 2022 г.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле (истец Булдыгерова В.А, ответчики Государственное казённое учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, третьи лица АО "ЗабТЭК", Государственная инспекция Забайкальского края), надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, что подтверждается отчётами об отслеживании почтовый отправлений, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Булдыгерова В.А. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Согласно удостоверению N Булдыгерова В.А. имеет звание "Ветеран труда Забайкальского края".
12 мая 2021 г. Булдыгерова В.А. обратилась в Межрайонный филиал ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края за предоставлением ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как Ветерану труда Забайкальского края.
Распоряжением руководителя Межрайонного филиала ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" от 12 мая 2021 г. (дата обработки 29 июня 2021 г.) Булдыгеровой В.А. было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Основанием для отказа послужила поступившая в рамках информационного межведомственного взаимодействия информация от АО "ЗабТЭК" о наличии у Булдыгеровой В.А. по состоянию на 12 мая 2021 г. задолженности по оплате услуг теплоснабжения за период с 1 марта 2021 г. по 31 мая 2021 г. в сумме 5 589 руб. 53 коп.
Также судом установлено, что на основании судебного приказа N от 10 августа 2020 г. с Булдыгеровой В.А. в пользу АО "ЗабТЭК" взыскана задолженность по оплате предоставленных коммунальных услуг за период с 1 февраля 2020 г. по 30 июня 2020 г. в сумме 6 117 руб. 11 коп, из ответа ОПФР по Забайкальскому краю следует, что указанная сумма была удержана из пенсии Булдыгеровой В.А. в марте 2021 г.
Признавая незаконным решение межрайонного филиала Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края г. Читы от 12 мая 2021 г. об отказе Булдыгеровой В.А. в выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан по причине наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, возложении обязанности назначения ежемесячной компенсации, взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент обращения истца за компенсацией задолженность по оплате коммунальных услуг отсутствовала. При этом суд первой инстанции исходил из того, что в марте 2021 г. на основании судебного приказа от 10 августа 2020 г. из пенсии истца была удержана задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 5 589 руб. 53 коп.
Также суд первой инстанции принял во внимание, что начисление платы истцу в большем размере, чем по показанию прибора учёта энергии было вызвано истечением межповерочного интервала проверки прибора учёта энергии, при этом истец не имела возможности ранее августа 2020 г. выехать для осуществления поверки в связи с введёнными на период пандемии COVID-19 ограничениями передвижения, в связи с чем пришёл к выводу о том, что образование задолженности по оплате коммунальных услуг, что явилось основанием для выдачи судебного приказа, стало следствием невозможности выезда Булдыгеровой В.А. для осуществления поверки прибора учёта вследствие введённых в связи с пандемией коронавирусной инфекции ограничений, что относится к уважительным причинам.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Булдыгеровой В.А. исковых требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о законности отказа Государственного казённого учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края в назначении Булдыгеровой В.А. ежемесячной денежной выплаты, поскольку на момент обращения Булдыгеровой В.А. за получением компенсации у неё имелась задолженность по оплате коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения за период с 1 марта 2021 г. по 31 мая 2021 г, доказательств наличия уважительности причин образования задолженности истцом не представлено.
Суд апелляционной инстанции признал неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца на момент обращения за денежной выплатой (12 мая 2021 г.) задолженности в связи с тем, что в марте 2021 г. на основании судебного приказа от 10 августа 2020 г. из её пенсии в счёт погашения задолженности было удержано 6 117 руб. 11 коп, поскольку указанная сумма была взыскана в погашение задолженности, образовавшейся за период с 1 февраля 2020 г. по 30 июня 2020 г. и не имеет отношения к задолженности за период с 1 марта 2021 г. по 31 мая 2021 г.
Также суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что несогласие с размером начислений, произведённых АО "ЗабТЭК" за указанный период, не является уважительной причиной неоплаты коммунальных услуг, а имеющиеся кредитные обязательства совместно с совершеннолетним дееспособным сыном и увольнение с работы по собственному желанию не могут быть расценены как уважительная причина неоплаты коммунальных платежей.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на день отказа Булдыгеровой В.А. в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 29 июня 2021 г.).
Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" в часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Данная норма изложена в следующей редакции: "Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтверждённой вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы".
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведённых ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе ветераны труда.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
На основании статей 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Забайкальского края от 4 июля 2016 г. N 1365-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 16 июня 2016 г.) ветеранам труда, ветеранам труда Забайкальского края по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо после досрочного назначения им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений;
б) уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт);
в) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в области государственного регулирования тарифов;
г) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива исходя из занимаемой общей площади жилых помещений - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В соответствии со статьёй 12 указанного Закона порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, порядок предоставления ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 5 статьи 1 настоящего Закона края, порядок предоставления неработающим пенсионерам меры социальной поддержки по оплате части стоимости путёвки в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Забайкальского края, определяются высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Правила предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае, предусмотренным Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N 121-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае", Законом Забайкальского края от 4 июля 2016 г. N 1365-ЗЗК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", регулируются постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2017 г. N 253 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае".
Пунктом 3 Порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае (в редакции, действовавшей на день отказа Булдыгеровой В.А. в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 29 июня 2021 г.) компенсация предоставляется получателю компенсации при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении получателем компенсации соглашения по её погашению.
С 1 июля 2021 г. подпункт 3 Порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае действует в редакции: " Компенсация не предоставляется при наличии у получателя компенсации подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.".
Согласно пункта 3 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Булдыгерова В.А. относится к категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг как ветеран труда.
Из материалов дела следует, что на дату обращения с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Будыгерова В.А. имела задолженность по оплате коммунальных услуг: теплоснабжение и горячее водоснабжение за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которая образовалась за период с 1 марта 2021 г. по 31 мая 2021 г. в размере 5 589 руб. 53 коп.
Также из материалов дела следует, что на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 9 Ингодинского судебного района г. Читы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 8 Ингодинского судебного района г. Читы от 10 августа 2020 г, с Булдыгеровой В.А. в пользу АО "ЗабТЭК" взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг (теплоснабжение и горячее водоснабжение) за период с 1 февраля 2020 г. по 30 июня 2020 г. в сумме 6 117 руб. 11 коп, которая была удержана из пенсии Булдыгеровой В.А. в марте 2021 г.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав перечисленные выше положения законодательства, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что удержанная из пенсии сумма задолженности не может быть принята во внимание, поскольку не имеет отношения к периоду с 1 марта 2021 г. по 31 мая 2021 г, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг при отсутствии доказательств уважительности причин образования такой задолженности и принятия Булдыгеровой В.А. мер по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг являлись основанием для отказа в назначении ей ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Оснований не согласиться с выводом суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм материального права, регулирующими спорные правоотношения, верной оценке представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что принимая решение об отказе в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчик не выяснил причины образования задолженности, а также о том, что вина истца в образовании задолженности отсутствует, поскольку на момент, когда АО "ЗабТЭК" произвело удержание из пенсии Булдыгеровой В.В. задолженности по оплате коммунальных услуг Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения о возможности расчётов на основании прибора учёта, так как существующий прибор учёта прошёл проверку и, следовательно, сомнений в правильности и точности измерений данного прибора учёта быть не могло, не могут повлечь отмену апелляционного определения, поскольку удержанная из пенсии истца сумма задолженности по оплате коммунальных услуг на основании судебного приказа от 10 августа 2020 г. образовалась за период, не имеющий отношения к задолженности за период с 1 марта 2021 г. по 31 мая 2021 г. Судебный приказ от 10 августа 2020 г. в установленном законом порядке не отменён, в связи с чем суд не вправе давать оценку действиям АО "ЗабТЭК" по начислению задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 1 февраля 2020 г. по 30 июня 2020 г. в сумме 6 117 руб. 11 коп, которая, по мнению истца, начислена необоснованно по причине того, что АО "ЗабТЭК" отказалось принимать для расчёта оплаты за коммунальную услугу теплоснабжения и горячего водоснабжения показания прибора учёта по причине окончания межповерочного интервала прибора учёта, с чем истец не согласна. В связи с чем доводы истца о несогласии с удержанием указанной суммы задолженности и отсутствии в связи с этим задолженности по оплате коммунальных услуг, подлежат отклонению.
Само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.), а также принятия истцом каких-либо мер по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг.
Доводы кассационной жалобы о том, что Булдыгерова В.А. вносит ежемесячные платежи по ипотеке за квартиру, в которой проживает её сын, в период обращения с заявлением об установлении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и образования задолженности у сына отсутствовала возможность помогать с платежами по ипотеке, в связи с выходом на пенсию доходы истца снизились, также не влекут отмену апелляционного определения, поскольку были предметом оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Как следует из материалов дела, истец и её сын Булдыгеров А.С. являются созаёмщиками по кредитному договору от 21 февраля 2013 г. Сын истца является учредителем и директором ООО "Авиатор", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Доказательств того, что задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 1 марта 2021 г. по 31 мая 2021 г. образовалась вследствие тяжёлого материального положения истца в связи с выходом на пенсию и из-за невозможности сына, являющегося директором и учредителем ООО "Авиатор", исполнять свои обязательства по кредитному договору, материалы дела не содержат.
Ввиду не принятия истцом каких-либо мер по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, принимая во внимание недоказанность обстоятельств тяжёлого материального положения вследствие прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию при наличии обязательства совместно с созаёмщиком Булдыгеровым А.С. перед кредитной организацией о возврате денежных средств (ипотеки), полученных на приобретение жилого помещения, не являющегося объектом недвижимости в отношении которого Булдыгерова А.С. изъявила волеизъявление на получение мер социальной поддержки, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда апелляционной инстанции от отсутствии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Булдыгеровой Веры Александровны по доверенности Меркурис Светланы Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.