Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1163/2022 (38RS0033-01-2022-000171-87) по исковому заявлению Быкова В.К. к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области, Федеральному казенному учреждения "Следственный изолятор N 1" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, признании действий в приостановлении выдачи государственного жилищного сертификата незаконными, признании права на получение государственного жилищного сертификата
по кассационной жалобе Быкова В.К, его представителя Баймеевой М.Н. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 15 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц- связи Быкова В.К, его представителя Баймеевой М.Н, поддержавших доводы жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области Хабиевой С.А, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Быков В.К. (далее - Быков В.К, истец) обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации (далее - ФСИН России, ответчик), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУФСИН России по Иркутской области, ответчик), Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области (ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ответчик) о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, признании действий в приостановлении выдачи государственного жилищного сертификата незаконными, признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование исковых требований указано, что истец с 23 апреля 1997 г. по решению жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 г. Иркутска ГУФСИН России по Иркутской области признан нуждающимся в получении жилья и улучшении жилищных условий, в 2020 г. включен в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. Истцом были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 2 Приказ ФСИН России от 2 марта 2018 г. N 181. Требование о представлении документов, указанных в пунктах 3, 9 Приложения N 2 Приказа ФСИН России от 2 марта 2018 г. N 181, по мнению истца, к нему не относится.
14 июля 2022 г. в ходе судебного заседания ответчиком представлена копия протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области N 5 от 13 мая 2021 г, на заседании которой принято решение отказать Быкову В.К. в участии в программе по реализации ГЖС в связи с отсутствием возможности в полном объеме рассчитать сумму выплаты на приобретение жилого помещения. 12 августа 2022 г. ответчиком представлен отзыв ФСИН России по учетному делу Быкова В.К. от 21 июня 2021 г. о невозможности расчета социальной выплаты для получения сертификата в связи с отсутствием документов на жилое помещение.
Истец полагает, что действия ответчиков, выразившиеся в истребовании документов, отказе в выдаче жилищного сертификата, незаконные, поскольку отказ в выдаче жилищного сертификата не относится к полномочиям жилищно-бытовой комиссии; также истец не уменьшал размеры жилого помещения, не участвовал в других подпрограммах, поэтому требование о представлении документов, указанных в пункте 9 Приложения N 2 Приказа, необоснованно. Истец полагает, что ответчиками нарушены условия, порядок и сроки оформления и выдачи жилищных сертификатов, установленные Приказом N181.
Истец с учетом уточнения требований просил суд признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области N 5 от 13 мая 2021 г. по факту отказа Быкову В.К. в участии в программе по реализации государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием возможности в полном объеме рассчитать сумму выплаты на приобретение жилого помещения из-за отсутствия информации о собственнике незаконным; признать действия ГУФСИН России по Иркутской области о приостановлении выдачи государственного жилищного сертификата на имя Быкова В.К. от 5 июля 2021 г. N ог-39/ТО/29-1971 из-за отсутствия информации принадлежности жилого помещения, где зарегистрирована семья Быкова для расчета социальной выплаты для получения государственного жилищного сертификата незаконными; признать действия ФСИН России о невозможности расчета социальной выплаты Быкову В.К. для получения жилищного сертификата из-за отсутствия документов на жилое помещение и приостановлении выдачи ГЖС от 21 июня 2021 г. незаконными; признать право на получение государственного жилищного сертификата за Быковым В.К. по представленным документам и включить в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов на 2022 год; обязать ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Иркутской области предоставить государственный жилищный сертификат на имя Быкова В.К, членов его семьи: супруги ФИО13, сына ФИО14, дочери ФИО15
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 15 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г, исковые требования Быкова В.К. частично удовлетворены. Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области N от 13 мая 2021 г. по факту отказа Быкову В.К. в участии в программе по реализации государственного жилищного сертификата; на жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области возложена обязанность рассмотреть заявление (рапорт) Быкова В.К. для получения государственного жилищного сертификата.
Требования Быкова В.К. о признании действий ГУФСИН России по Иркутской области о приостановлении выдачи государственного жилищно- сертификата на имя Быкова В.К. незаконными, признании действий ФСИН России о невозможности расчета социальной выплаты и приостановлении выдачи государственного жилищного сертификата Быкову В.К. незаконными, признании права на получение государственного жилищного сертификата за Быковым В.К, оставлены без удовлетворения
Быковым В.К, его представителя Баймеевой М.Н, действующей на основании доверенности от 21 октября 2021 г, на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 15 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Представителем ФСИН Российской Федерации, ГУ ФСИН Российской Федерации по Иркутской области, ФКУ "Следственный изолятор N 1" ГУ ФСИН Российской Федерации по Иркутской области представлены возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Быкова В.К, его представителя Баймеевой М.Н, действующей на основании доверенности N N от 21 октября 2021 г, поддержавших доводы жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области, Федеральному казенному учреждения "Следственный изолятор N 1" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области Хабиевой С.А, действующей на основании доверенностей от 9 января 2023 г. N/ТО/6-2, от 9 января 2023 г. N/ТО/6-54, от 22 июня 2022 г. соответственно, возражавшей относительно доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Быков В.К. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, 25 июня 2013 г. уволен по достижении предельного возраста, выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 25 лет 00 месяцев 2 дня, в льготном исчислении 36 лет 06 месяцев 12 дней.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от 5 мая 1997 г. N, Быков В.К. признан нуждающимся в получении жилья и улучшении жилищных условий, решено включить его в общий список нуждающихся в получении жилья и улучшения жилищных условий с 23 апреля 1997 г.
На основании заявления от 25 февраля 2020 г. Быков В.К. был включен в сводный список получателей сертификатов граждан-участников ведомственной целевой программы.
Поскольку жилищный сертификат истцу выдан не был, в апреле 2021 г. он повторно подал заявление о включении в список участников и о выдаче жилищного сертификата, а также заявление от 7 июня 2021 г. о предоставлении информации о ходе рассмотрения заявлений, причинах не выдачи жилищного сертификата.
16 апреля 2022 г. истцом поданы заявления на имя Врио начальника ГУФСИН по Иркутской области о включении в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственно поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также о выдаче государственного жилищного сертификата. На основании данных заявлений заведено учетное дело N. Выписок о принятии решений материалы учетного дела N не содержат, также отсутствуют сведения об уведомлении Быкова В.К. о принятых решениях.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что при рассмотрении учетного дела Быкова В.К. ФСИН России установлено отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение по адресу: "адрес", в связи с чем, сделать расчет социальной выплаты в рамках Правил не представляется возможным. Вопрос о выдаче сертификата Быкову В.К. отложен до устранения недостатков.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом УКСНЭР ФСИН России от 21 июня 2021 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 13 мая 2021 г, Быкову В.К. отказано в участии в программе по реализации государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием возможности в полном объеме рассчитать сумму выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование принятого решения указано, что Быков В.К. на момент рассмотрения заявления на включение в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", предоставил не полный пакет документов, хотя был оповещен о необходимости предоставить правоустанавливающие документы на дом по адресу: "адрес"; вместо предоставления информации о собственнике жилого помещения была предоставлена поквартирная карточка (форма N 10), в связи с чем, отсутствует возможность в полном объеме рассчитать сумму выплаты на приобретение жилого помещения.
Судом также установлено, что истец с 2003 г. зарегистрирован по адресу: "адрес". Семья истца (жена и двое детей) зарегистрированы по указанному адресу.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ЕГРН отсутствуют сведения в отношении объекта недвижимости: здания по адресу: "адрес".
Согласно выписке из похозяйственней книги, выданной главой администрации Усть-Балейского муниципального образования, квартира по адресу: "адрес", закреплена за отцом истца - ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После смерти ФИО16, наследственное дело не заводилось
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области N от 13 мая 2021 г. по факту отказа Быкову В.К. в участии в программе по реализации государственного жилищного сертификата, поскольку оно не соответствует требованиям, установленным пунктом 22, пунктом 44 (1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, пунктом 9 Приложения N 1, пунктом 6 Приложения N 2 Приказа ФСИН России от 2 марта 2018 г. N181 "Об утверждении порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, а также порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе, то есть при вынесении решения ответчиком был нарушен установленный порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе. В связи с чем, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть рапорт Быкова В.К. для получения государственного жилищного сертификата.
Установив, что с 2003 г. истец зарегистрирован и фактически проживает совместно с членами семьи в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", который на основании решения администрации был предоставлен отцу истца, исходя из необходимости предоставления истцом обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность, и, как следствие, необходимости проверки обстоятельств владения и пользования истцом вышеуказанным жилым помещением с учетом недопустимости выдачи государственного жилищного сертификата без соблюдения предусмотренных условий для его получения, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности приостановления выдачи истцу государственного жилищного сертификата.
Поскольку истцом, претендующим на получение государственного жилищного сертификата, в комиссию ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области не были в полном объеме представлены необходимые для получения государственного жилищного сертификата документы, суд также пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания права Быкова В.К. на получение государственного жилищного сертификата, а также удовлетворения требований о возложении на ФСИН России обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
Согласно пункту 1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153 (далее - Правила от 21 марта 2006 г. N153), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с абзацем 6 подпункта "а" пункта 5 Правил от 21 марта 2006 г. N153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пункта 6 Правил от 21 марта 2006 г. N153 получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном п. п. 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В соответствии с абзацем вторым пункта 16 (2) Правил от 21 марта 2006 г. N153, в случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпунктах "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления, осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N1 с приложением документов, указанных в данном пункте (пункт 19 Правил от 21 марта 2006 г. N153).
В соответствии с пунктом 21 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20 (1) настоящих Правил.
В силу пунктом 22 Правил от 21 марта 2006 г. N153 основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является в том числе непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.
Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в ведомственной целевой программе допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 22 настоящих Правил (пункт 23 Правил от 21 марта 2006 г. N153).
На основании подпункта "ж" пункта 44 Правил от 21 марта 2006 г. N153 для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет, в том числе, обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пункта 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
В силу пункта 2 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе, утвержденного приказом ФСИН России от 13 сентября 2021 г. N782 для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" представляет в территориальный орган ФСИН России или учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России, в том числе обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N6 к Правилам (в двух экземплярах) - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), в пункте 16(3) Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в абзацах четвертом, шестом, девятом подпункта "а" пункта 5 Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Аналогичные положения содержались и в Порядке оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе, утвержденном приказом ФСИН России от 2 марта 2018 г. N181, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факты регистрации и постоянного проживания истца и членов его семьи с 2003 г. в жилом доме, предоставленном отцу истца, непредоставления истцом обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, исходя из необходимости проверки факта обеспеченности истца жилым помещением и правовых оснований пользования вышеуказанным жилым помещением при разрешении вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата и расчете размера социальной выплаты, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о признании действий ГУФСИН России по Иркутской области о приостановлении выдачи государственного жилищного сертификата на имя Быкова В.К. незаконными, признании действий ФСИН России о невозможности расчета социальной выплаты и приостановлении выдачи государственного жилищного сертификата Быкову В.К. незаконными, признании права на получение государственного жилищного сертификата за Быковым В.К.
Доводы кассационной жалобы о предоставлении истцом всех необходимых документов для предоставления ему государственного жилищного сертификата, отсутствии правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее отцу истца, умершему в 2019 г, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, направлены на переоценку представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, в связи с чем также не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Исходя из системного толкования положений Правил от 21 марта 2006 г. N153 и Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе, утвержденного приказом ФСИН России от 13 сентября 2021 г. N782, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением и правовые основания владения вышеуказанным жилым помещением подлежали установлению при разрешении вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с чем приостановление выдачи истцу государственного жилищного сертификата для предоставления дополнительных документов было признано правомерным.
С учетом вышеизложенного, признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области N 5 от 13 мая 2021 г. по факту отказа Быкову В.К. в участии в программе по реализации государственного жилищного сертификата; возложения на жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области обязанности рассмотреть заявление (рапорт) ФИО3 для получения государственного жилищного сертификата, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, то истец не лишен права на получение государственного жилищного сертификата.
Указание на нарушение ответчиком сроков рассмотрения заявления истца о предоставлении государственного жилищного сертификата выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку не свидетельствуют о неправомерности действий ответчиков по истребованию у истца дополнительных документов относительно спорного жилого помещения.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 15 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Быкова В.К, его представителя Баймеевой М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.