Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Долматовой Н.И, Жуленко Н.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0007-01-2022-004272-86 по иску Румянцевой Людмилы Ивановны к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по кассационной жалобе Румянцевой Людмилы Ивановны на решение Центрального районного суда г. Омска от 21 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Омского областного суда от 15 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Румянцева Л.И. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска (далее - Департамент), Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство) о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование требований истицей указано, что она признана нуждающейся в предоставлении помещения по договору социального найма; по стоянию на 2021 г. номер очереди истицы в соответствующем списке - 20541. В указанную очередь Румянцева Л.И. была включена на основании распоряжения директора Департамента от 20 января 2021 г. как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с составом семьи один человек.
Вместе с тем, истица не согласна с номером присвоенной очереди, поскольку заявление о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещениями включении в соответствующую очередь истица подавала в Администрацию Октябрьского АО г. Омска еще в 1979 г, и была постановлена в указанную очередь. С момента образования Департамента в его ведение были переданы сведения об учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако у ответчика отсутствуют сведения о Румянцевой Л.И. как о лице, нуждающемся в предоставлении жилого помещения.
Истица полагает, что, если исчислять очередь с 1979 г, она бы уже реализовала свое право на получение жилого помещения по договору социального найма. По мнению Румянцевой Л.И, именно бездействие ответчиков должно послужить основанием для её незамедлительного обеспечения жильём.
В связи с чем истица просила суд возложить на ответчиков обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 21 сентября 2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 декабря 2022 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 21 сентября 2022 г. оставлено без изменения
В кассационной жалобе Румянцевой Л.И. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно повторяя доводы иска и апелляционной жалобы, заявительница настаивает на обязанности органов местного самоуправления немедленно обеспечить её жилым помещением на условиях социального найма. Кроме того, как считает подательница жалобы, выводы судов об отсутствии сведений о её постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях в 1979 г. не основаны на собранных по делу доказательствах.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что распоряжением Департамента N 7-р от 20 января 2020 г. Румянцева Л.И. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по заявлению от 10 декабря 2019 г. (л.д. 90-91 т. 1).
Приказом Департамента N 530 от 27 декабря 2019 г. Румянцева Л.И, Румянцева Е.А. были признаны малоимущими (л.д. 93 т. 1).
Согласно ответу Департамента от 22 июля 2022 г, номер очереди Румянцевой Л.И. в списке граждан, состоящих на учете, утвержденном распоряжением исполняющего обязанности директора Департамента от 17 января 2022 г. N 10-р "Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 2022 год" - 19864. Документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, Румянцевой Л.И. не предоставлялись. Правовых оснований для предоставления Румянцевой Л.И. жилого помещения по договору социального найма у Администрации г. Омска не имеется. Помещение по договору социального найма может быть предоставлено Румянцевой Л.И. в соответствии с действующим законодательством в порядке очереди, после обеспечения жилыми помещениями граждан, вставших на учет ранее (л.д. 88-89 т. 1).
По сведениям, имеющимся в Департаменте, в период с 19 октября 2006 г. по настоящее время договор социального найма муниципального жилого помещения, договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда с Румянцевой Л.И. не заключались. Решение о предоставлении Румянцевой Л.И. жилого помещения на условиях договора социального найма, договора найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда Администрацией г. Омска в период с 19 октября 2006 г. по настоящее время не принималось.
Согласно сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГН) за Румянцевой Л.И. на основании свидетельства о праве на наследство от 23 августа 2007 г. зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" (л.д. 110, 133-136 т. 1).
Из копии лицевого счета в квартире по адресу: "адрес" усматривается, что в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают собственник Румянцева Л.И, ее дочь Румянцева Е.А, внук Румянцев К.В. (л.д. 125 т. 1).
По сведениям БУ "Омский центр КО и ТД", Румянцевой Л.И. было использовано право приватизации по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 25 июля 2000 г. комнаты по адресу: "адрес", оформлена ? доли в общей долевой собственности (л.д. 155 т. 1).
Согласно договору купли-продажи от 24 сентября 2004 г, Румянцева Л.И. и Румянцева Е.А. продали вышеуказанное жилое помещение - комнату в секции площадью 12, 4 кв.м, а также подсобные помещения 30, 1 кв.м. в общей собственности сособственников секции (л.д. 75-77 т. 2).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Поскольку Румянцева Л.И. настаивает на факте постановки её на учёт нуждающихся в жилых помещениях до введения в действие ЖК РФ, то при разрешении заявленных требований следует применять не только нормы ЖК РФ, но и нормы ЖК РСФСР.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определялись статьей 29 ЖК РСФСР.
Согласно положениям статьи 30 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления рассматривались в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме (статья 31 ЖК РСФСР).
В силу положений статьи 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1. улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2. выезда на другое постоянное место жительства;
3. выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4. прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществлялось органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане уведомлялись в письменной форме.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (статья 49 ЖК РСФСР).
В соответствии с пунктом 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (далее - Правила N 335), обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений являлось постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 15 Правил N 335).
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (пункт 17 Правил N 335).
Пунктом 18 Правил N 335 предусматривалось, что исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Кроме того, согласно пункту 2 постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, исполнительным комитетам краевых, областных, городских Советов народных депутатов предписано на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных настоящим постановлением, с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области.
Во исполнение вышеуказанного нормативного акта 26 декабря 1985 г. постановлением исполкома Омского областного Совета народных депутатов N 414 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области.
Указанные Правила предусматривали, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в органе местного самоуправления Омской области.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому (общему) списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Очередность граждан, принятых на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, устанавливается решением органа местного самоуправления Омской области и ведется с нарастанием, с учетом даты постановки их на учет.
Списки с указанием порядковых номеров лиц, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, после их утверждения полномочным органом ежегодно вывешиваются для обозрения.
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в органе местного самоуправления Омской области в организации как документ строгой отчетности по установленной форме.
Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля органы местного самоуправления Омской области, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.
Аналогичные правила предусматривались и в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 31 марта 2004 г. N 77.
Согласно вышеуказанным правовым актам, снятие с учета граждан осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета.
О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.
После введения в действие ЖК РФ правила постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях и снятия с такого учёта определяются положениями главы 7 данного Кодекса.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что у истицы нет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В настоящее время Румянцева Л.И. состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях и должна быть обеспечена жильём в соответствии с очередностью.
Проверяя доводы истицы о том, что она состояла на учете с 1979 г. и в 2000 г. была снята с учета, суды указали, что каких-либо доказательств, прямо или косвенно подтверждающих факт принятия Румянцевой Л.И. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, а также её снятие с такого учёта, не представлено. В то же время судами достоверно установлено, что Румянцева Л.И. была нанимателем жилого помещения на условиях социального найма, поскольку реализовала право на приватизацию, заключив договор передачи ей в собственность ? доли в праве общей долевой собственности на комнату по адресу: "адрес".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к убеждению, что выводы судов по результатам исследования представленных сторонами доказательств мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального и процессуального права, судами допущено не было.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанций, были предметом рассмотрения и оценки, не содержат оснований к отмене постановленных судами решений, а повторяют правовую позицию истицы и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 21 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Омского областного суда от 15 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Румянцевой Людмилы Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.