Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Татаринцевой Е.В, Долматовой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0068-01-2022-004703-71 по исковому заявлению Редькиной Л.М... к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула об оспаривании требования, отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности
по кассационной жалобе Редькиной Л.М. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Долматовой Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Редькина Л.М. обратилась в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула об оспаривании требования, отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности, мотивируя требования тем, что она обратилась к ответчику в целях постановки на учет ее семьи, имеющей детей-инвалидов: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ответом КЖКХ г. Барнаула от 14 июня 2022 г. истцу отказано в принятии на учет в качестве семьи, имеющей детей-инвалидов, нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивировано тем, что семья истца не признана малоимущей. Истец полагает данный отказ ответчика незаконным, поскольку несовершеннолетние дети истца страдают тяжелыми формами хронических заболеваний. Истец просила признать незаконным требование ответчика от 14 июня 2022 г. N о приобретении семьей истца статуса малоимущих, как необходимое условие для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать отказ ответчика от 14 июня 2022 г. N незаконным и обязать ответчика поставить семью истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2023 г, исковые требования Редькиной Л.М. к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула об оспаривании требования, отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложенной обязанности оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Редькиной Л.М, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. В жалобе кассатор указывает, что выводы в судебных актах не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, кассатор считает, что суды не учитывали наличие тяжелых форм заболеваний у детей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Такого характера нарушения норм материального и процессуального права не допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, являются детьми Редькиной Л.М, фактически проживают в квартире по "адрес" "адрес", вместе с ними проживают члены семьи ФИО3 и ФИО4 ФИО5
Справками серии N подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид" каждому.
Согласно представленным в материалы дела заключениям врачебной комиссии ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ установлен "данные изъяты" ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ установлен "данные изъяты" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ установлен "данные изъяты"
С целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Редькина Л.М. обратилась к ответчику.
Ответом КЖКХ г. Барнаула от 14 июня 2022 N в постановке семьи Редькиной Л.М. в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано ввиду того, что семья истца не признана малоимущей в установленном порядке. Истцу разъяснен порядок признания малоимущей, а также порядок постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке предоставляются органом местного самоуправления и при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - в случае признания их малоимущими.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими установленным обстоятельствам дела и нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что истцом в орган местного самоуправления не представлены как документы, подтверждающие право Редькиной Л.М. и ее детей состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, так и сведения о том, признавался ли истец в установленном порядке малоимущим. Кроме того, неоднократно указывалось судебными инстанциями, что истец и ее дети не лишены права на получение жилья по договору социального найма вне очереди, однако, для его реализации им необходимо выполнить требования жилищного законодательства о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вопреки доводам кассационной жалобы, для реализации права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании статей 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо быть признанным малоимущим в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано ранее, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Данная норма отсылает к нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, который, в свою очередь, предполагает предоставление жилого помещения, а соответственно, принятие на учет в целях такого предоставления только лицам, которые в установленном порядке признаны малоимущими.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами с соблюдением норм процессуального права на основании полученных по настоящему делу доказательств, которым суды дали надлежащую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы аналогичны правовой позиции заявителя в суде первой и апелляционной инстанциях, данные доводы основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
По существу, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Редькиной Л.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.