N 88-10865/2023
г. Кемерово 26 мая 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Гусева Д.А.
рассмотрел гражданское дело N 2-1519/2022 (УИД 70MS0034-01-2022-003465-96) по иску областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" к Корневу Сергею Александровичу о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение мирового судьи Первомайского судебного района Томской области от 4 октября 2022 г. и апелляционное определение Первомайского районного суда Томской области от 17 января 2023 г,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" (далее по тексту - ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", истец) обратилось в суд с иском к Корневу Сергею Александровичу (далее по тексту - Корнев С.А, ответчик) о взыскании в бюджет Иркутской области неосновательно полученной финансовой помощи, указав, что
Администрацией Костинского муниципального образования ответчик включен в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате паводка, произошедшего в июне 2019 г. на территории Иркутской области. Истец произвел выплату финансовой помощи ответчику в размере 100000 рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Вместе с тем, согласно акту комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения, в результате чрезвычайной ситуации, имущество первой необходимости ответчиком утрачено частично. Выплата Корневу С.А. финансовой помощи в размере 100000 рублей не соответствует критерию полной утраты имущества, указанному в Правилах выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110.
Указывая на неправомерность выплаты ответчику финансовой помощи, просило суд взыскать с Корнева С.А. в бюджет Иркутской области неосновательно полученную финансовую помощь в размере 50000 рублей.
Решением мирового судьи Первомайского судебного района Томской области от 4 октября 2022 г. заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Первомайского районного суда Томской области от 17 января 2023 г. решение мирового судьи Первомайского судебного района Томской области от 4 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В поданной министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения мирового судьи Первомайского судебного района Томской области от 4 октября 2022 г. и апелляционного определения Первомайского районного суда Томской области от 17 января 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ГУ МЧС России по Иркутской области представлен письменный отзыв.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, письменного отзыва на кассационную жалобу, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется оснований для признания выводов мирового судьи и суда апелляционной инстанции незаконными.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту также Правила N 110) (действовали в спорный период получения выплаты и до 1 января 2020 г.).
Согласно пункту 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил N 110).
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N 519-пп, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Иркутской области от 1 июля 2020 г. N 393-пп "Об утверждении порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий" утвержден порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, согласно которому финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включенным в утверждённые в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества. Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются председателем правительства Иркутской области. Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", подведомственным министерству.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 29 апреля 2020 г. N, подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных подпунктом "г" и "д" пункта 11 Правил N 110, осуществляется путем обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени полной или частичной утраты имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утвержденными пунктом 2(2) Правил N 110. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные сроки подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Министерства внутренних России на региональном уровне и главное управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел России на региональном уровне и начальник главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по субъекту Российской Федерации подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Утвержденные руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после подписания территориальным органом Министерства внутренних дел России на региональном уровне и главным управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объёмов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам ГО и ЧС согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, в том числе, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100000 рублей на человека.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 1 июля 2019 г. ФИО8 обратилась к Главе Костинского муниципального образования с заявлением о включении ее и членов ее семьи: мужа Корнева С.А. и дочь ФИО6 в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества. В соответствии с актом комиссионного обследовании утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утвержденного и.о. Главы Костинского муниципального образования 4 июля 2019 г, установлено, что ФИО5 и члены ее семьи (муж Корнев С.А. и дочь ФИО9.) полностью утратили имущество первой необходимости. Председатель Правительства Иркутской области утвердил список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, в который включен в том числе Корнев С.А. Указанный список подписан Главой Костинского муниципального образования, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области, начальником ГУ МВД России по Иркутской области.
Платежным поручением от 29 августа 2019 г. N произведена выплата финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Из акта встречной проверки Администрации муниципального образования "Нижнеудинский район" от 7 февраля 2020 г. следует, что выявлены факты неверного определения комиссиями муниципальных образований степени материального ущерба и размера финансовой помощи, необходимой в связи с утратой имущества первой необходимости и необоснованного включения в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в том числе 72 гражданина в администрации Костинского муниципального образования.
Мировой судья и суд апелляционной инстанции обоснованно исходили из того, что финансовая помощь, выплачиваемая в связи с утратой имущества первой необходимости, является мерой социальной поддержки государства, направленной на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации. Указанная мера обеспечивает право на защиту жизни, здоровья и личного имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций и является средством существования лица, которому она выплачена. Бремя доказывания недобросовестности ответчика лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, тогда как доказательств недобросовестности ответчика при получении им денежных средств в размере 50000 рублей истцом не представлены.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, а также руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив из совокупности представленных сторонами доказательств отсутствие противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении указанной финансовой помощи, которая является мерой социальной помощи государства, направленной на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, обеспечивающей право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся средством существования, мировой судья пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца суммы излишне выплаченной финансовой помощи в размере 50000 рублей.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием согласился, также отметив, что из заявления ФИО5 от 1 июля 2019 г. не следует, что она указывала на полную утрату ею и ее мужем Корневым С.А. имущества первой необходимости, также она не указывала сведения о наименовании и количестве утраченного имущества.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает обоснованными указанные выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы о получении самостоятельно Корневым С.А. денежных средств в размере 50000 рублей как финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, поскольку соответствующих доказательств не были представлены как мировому судье при рассмотрении дела по существу, так и в суд апелляционной инстанции, кроме того судами не установлено противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении финансовой помощи при надлежащем исполнении уполномоченными должностными лицами своих обязанностей при предоставлении ответчику финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно выводов судов не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, нарушений процессуального права не допущено, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи Первомайского судебного района Томской области от 4 октября 2022 г. и апелляционное определение Первомайского районного суда Томской области от 17 января 2023 г, оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Судья Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.