Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-380/2022 (УИД 22RS0022-01-2022-000512-47) по иску Воронова Виктора Георгиевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Воронова Виктора Георгиевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воронов Виктор Георгиевич (далее по тексту Воронов В.Г, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту -ОПФР по Алтайскому краю, ответчик) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 20 января 2022 г. Воронов В.Г. обратился в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда.
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 25 февраля 2022 г. N Воронову В.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По подсчетам пенсионного органа специальный стаж Воронова В.Г. составляет 8 месяцев 13 дней.
Отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж периода работы с 18 мая 1991 г. по 8 апреля 1997 г. мотивирован отсутствием доказательств выполнения работы в течение полного рабочего дня с занятостью не менее 80%.
Вместе с тем, показаниями свидетелей подтверждается выполнение истцом работы по должности аккумуляторщик полный рабочий день, поскольку аккумуляторщик на предприятии был один, в его обязанности входила зарядка аккумуляторов, техники было много. Ему выдавалась спецодежда, предоставлялись дополнительные дни к отпуску, выдавалось молоко. Учитывая, что истец обратился за назначением пенсии 20 января 2022 г, достиг возраста 58 лет, его специальный стаж составляет 6 лет 3 месяца, досрочная страховая пенсия подлежит назначению с 20 января 2022 г.
Полагая отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости неправомерным, Воронов В.Г. просил признать незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю от 25 февраля 2022 г. в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы в должности слесаря-аккумуляторщика с 18 мая 1991 г. по 24 января 1994 г, с 25 января 1994 г. по 8 апреля 1997 г. в совхозе "Бия", ТОО "Новочемровское", а также периоды работы кочегаром с 8 октября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. у индивидуального предпринимателя Васнева Н.Г, милиционером-водителем с 1 марта 1985 г. по 1 марта 1988 г. в 4 отделе УВД Бийского горисполкома, возложить на пенсионный орган обязанность включить данные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 января 2021 г, взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решением Зонального районного суда Алтайского края от 8 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, на ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в стаж Воронова В.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 5 августа 1991 г. по 8 апреля 1997 г, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 30 января 2022 г, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, в пользу Воронова В.Г. с ОПФР по Алтайскому краю взыскано возмещение судебных расходов в сумме 15300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г. решение Зонального районного суда Алтайского края от 8 ноября 2022 г. в части удовлетворения требований о включении периода работы с 5 августа 1991 г. по 8 апреля 1997 г, возложении на ОПФР по Алтайскому краю обязанности назначить Воронову В.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 30 января 2022 г, взыскании судебных расходов отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение Зонального районного суда Алтайского края от 8 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Воронов В.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР N 235 от 8 января 1992 г. "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258 н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела,, согласно сведений о трудовой деятельности, имеющихся в трудовой книжке Воронова В.Г, истец в период с 1 марта 1985 г. по 1 марта 1988 г. осуществлял трудовую деятельность в должности милиционера-водителя в 4 отделе УВД Бийского горисполкома, в период с 5 августа 1991 г. по 23 января 1994 г. в должности аккумуляторщика в совхозе "Бия".
24 января 1994 г. переведен в ТОО "Новочемровское" в связи с реорганизацией, 8 июля 1997 г. переведен молотобойщиком РТМ. В период с 8 октября 2014 г. по 22 декабря 2014 г. состоял в должности кочегара у ИП ФИО10
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 25 февраля 2022 л. N Воронову В.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По подсчетам пенсионного органа специальный стаж Воронова В.Г. составляет 08 месяцев 13 дней, страховой стаж более 25 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент более 23, 4.
При этом в специальный стаж не включены периоды его работы с 6 августа 1991 г. по 24 января 1994 г. в совхозе "Бия" Зонального района Алтайского края, так как в архивной справке от 9 февраля 2022 г. N наименование должностей в этот период "слесарь-аккумуляторщик", "слесарь по легковым автомобилям", "слесарь РТМ", "водитель" не предусмотрено Списками. Работа в должности аккумуляторщика не засчитана, так как согласно пункту 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей" не подтверждено выполнение работы в данной должности не менее 80%.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 1 марта 1985 г. по 1 марта 1988 г. суд первой инстанции указал об отсутствии правовых оснований для присоединения такого периода работы к периодам работы аккумуляторщиком. Учитывая, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета не содержат данных о льготном характере работы за период с 8 октября 2014 г. по 12 декабря 2014 г. требования о включении данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Удовлетворяя требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы в должности аккумуляторщика с 5 августа 1991 г. по 24 января 1994 г. в совхозе "Бия", с 25 января 1994 г. по 8 апреля 1997 г. в ТОО "Новочемровское" суд исходил из наличия доказательств выполнения истцом в спорный период работы, предусмотренной Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поскольку наличие в трудовой книжке истца записи о трудовой деятельности в должности аккумуляторщика является достаточным доказательством для включения оспариваемого периода работы в - специальный стаж истца.
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы истца его специальный стаж на момент подачи заявления в пенсионный орган о досрочном назначении страховой пенсии по старости превышал требуемый 6 лет 3 месяца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты достижения истцом возраста 58 лет 30 января 2022 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что наличие в трудовой книжке истца записи о трудовой деятельности в должности аккумуляторщика, противоречащей сведениям архивной справки администрации Зонального района, без предоставления иных документов, подтверждающих льготный характер работы, не является достаточным доказательством для включения оспариваемого периода работы в специальный стаж истца.
Так, из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 21 июня 1999 г.
В трудовой книжке истца содержатся сведения о выполнении истцом работы в должности аккумуляторщик в период с 18 мая 1991 г. по 24 января 1994 г, с 25 января 1994 г. по 8 апреля 1997 г. в совхозе "Бия", ТОО "Новочемровское".
Вместе с тем, записи в трудовой книжке противоречат сведениям, указанным в архивной справке администрации Зонального района Алтайского края от 9 февраля 2022 г. N, согласно которой по документам архивного фонда совхоза "Бия" Зонального района Алтайского края "Приказы директора по личному составу" за 1991-2002 гг. установлено следующее: Воронов В.Г. переведен слесарем по легковым автомобилям с 22 июля 1991 г. (приказ от 29 июля 1991 г. N), Воронову В.Г. слесарю-аккумуляторщику предоставлен отпуск 28 календарных дней с 25 мая 1992 г. по 20 июня 1992 г. за период с 18 мая 1991 г. (приказ от 18 мая 1992 г. N), Воронову В.Г, слесарю- аккумуляторщику РТМ, предоставлен очередной отпуск на 29 календарных дней с 14 июня 1993 г. по 12 июля 1993 г. за период с 18 мая 1992 г. по 18 мая 1993 г. (приказ от 14 июня 1993 г. N), Воронову В.Г, слесарю-аккумуляторщику РТМ, предоставлен отпуск на 26 рабочих дней с 31 мая 1994 г. по 26 июня 1994 г. за период с 18 мая 1993 г. по 18 мая 1994 г. (приказ от 30 мая 1994 г. N), Воронову В.Г, слесарю РТМ, предоставлен отпуск на 27 календарных дней с 13 июня 1995 г. по 9 июля 1995 г. за период с 18 мая 1994 г. по 18 мая 1995 г. (приказ от 7 мая 1995 г. N), Воронову В.Г. должность не указана, предоставлен отпуск 27 календарных дней с 1 июля 1996 г. по 27 июля 1996 г. за период с 18 мая 1995 г. по 18 мая 1996 г. (приказ от 1 июля 1996 г. N), Воронову В.Г, водителю предоставлен отпуск 28 календарных дней с 26 мая 1998 г. по 23 июня 1998 г. за период с 18 мая 1996 г. по 18 мая 1997 г. (приказ от 25 мая 1998 г. N).
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица указано, что Воронов В.Г. в период с 6 августа 1991 г. по 24 января 1994 г. занимал должность шофера в автопарке в совхозе "Бия", в период с 25 января 1994 г. по 6 июля 2000 г. работал в должности аккумуляторщик РТМ ТОО "Новочемровское ".
Согласно Списку N 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в специальный стаж подлежит включению не любая работа в должности аккумуляторщика, слесаря-аккумуляторщика, а именно работа в должности аккумуляторщика, слесаря-аккумуляторщика, занятого на зарядке аккумуляторов.
Помимо указанного суд апелляционной инстанции отметил, что согласно архивной справке занимаемая истцом с 22 июля 1991 г. должность "слесарь по легковым автомобилям" не отнесена законодателем к должности, дающей право на назначение пенсии на льготных условиях.
Последующий период работы в должности слесаря-аккумуляторщика в соответствии с архивной справкой не подлежит включению в специальный стаж, поскольку дату перевода на указанную должность из представленных документов установить невозможно, не подтверждена работа заявителя в должности слесаря-аккумуляторщика, занятого на зарядке аккумуляторов.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы с 5 августа 1991 г. по 8 апреля 1997 г. не имелось, не подтверждена работа истца в должности в соответствии со Списком N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, с занятостью на зарядке аккумуляторов, тогда как по периодам работы после 1 января 1992 г. не имеется доказательства, свидетельствующих о том, что истцом соответствующие работы выполнялись в течении полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, при этом вопреки доводам кассационной жалобы такая занятость не может быть подтверждена показаниями свидетелей.
Поскольку специальный стаж истца по подсчетам пенсионного органа составляет 8 месяцев 13 дней, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что период работы с 5 августа 1991 г. по 8 апреля 1997 г. не подлежит включению в специальный стаж, в связи с чем решение суда первой инстанции в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 30 января 2022 г. и взыскания с ответчика судебных расходов обоснованно отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, однако им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Воронова Виктора Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.