Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Симон Н.Б, Долматовой Н.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 80RS0003-01-2021-000211-06 по иску Батомункуевой Елизаветы Ойдоповны к обществу с ограниченной ответственностью "Олерон+" о возмещении вреда в порядке защиты прав потребителей
по кассационной жалобе Батомункуевой Е.О. на решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 17 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Батомункуева Е.О. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Олерон+" (далее ООО "Олерон+") о возмещении вреда в порядке защиты прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что с 10 апреля 2020 г. она находится в договорных отношениях с ООО "Олерон+" по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на основании конклюдентных действий.
В период с 10 апреля 2020 г. по 26 февраля 2021 г. ООО "Олерон+" в нарушение требований п.17 Приложения N1 Правил об обязательном своевременном вывозе ТКО из мест накопления фактически вывозил накопленные ею ТКО 1 раз в неделю.
С 26 февраля 2021 г. ТКО не вывозятся, услуга региональным оператором не оказывается. С апреля 2020 г. по февраль 2021 г. Батомункуевой Е.О. ежемесячно производилась оплата за вывоз мусора в размере 163, 95 руб. ежемесячно.
Ссылаясь на п. 17 раздела 7 Приложения N1 Правил предоставления коммунальных услуг N354, считает, что за период с 10 апреля 2020 г. по сентябрь 2020 г. отклонение от качественного предоставления услуг по обращению с ТКО составило 149 суток на сумму 806, 90 руб, за период с октября 2020 г. по декабрь 2020 г. отклонение составило за 53 суток на сумму 286, 73 руб, за период с 10 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. отклонение составило 202 суток на сумму 1092, 82 руб, за период с января 2021 г. по март 2021 г. отклонение составило 69 суток на сумму 373, 29 руб.
Всего за весь период ненадлежащего оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО ответчик допустил отклонение от оказания услуги по обращению с ТКО в размере 271 суток на общую сумму 1466, 11 руб.
Просила взыскать с ООО "Олерон+" сумму 1466, 11 руб. в счет возмещения вреда, причиненного вследствие ненадлежащего оказания коммунальной услуги, неустойку в размере 1355 руб, штраф в размере 1410, 56 руб, компенсацию морального вреда на сумму 50000 руб.
Решением Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 17 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 января 2023 г, в удовлетворении заявленных требовании Батомункуевой Е.О. к ООО "Олерон+" о возмещении вреда в порядке защиты прав потребителей отказано.
В кассационной жалобе Батомункуева Е.О. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
ООО "Олерон+" представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (пункт 2 статьи 13.3 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела и установлено судами, что истец Батомункуева Е.О. является собственником жилого дома, расположенного по "адрес".
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством природных ресурсов Забайкальского края, статус регионального оператора по обращению с ТКО на срок 10 лет присвоен ООО "Олерон+", которое приступило к деятельности на территории Забайкальского края с 1 января 2020 г.
Таким образом, ООО "Олерон+" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и осуществляет начисление платы за данную коммунальную услугу.
Применительно к спорному периоду, указанному в иске (с апреля 2020 года по март 2021 года), ввиду отсутствия организованных мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) на территории "адрес" применяется бестарный способ накопления твёрдых коммунальных отходов - накопление отходов осуществляется в мешках/пакетах; сбор твердых коммунальных отходов потребителей осуществляется путем объезда мусоровозами улиц населенного пункта в соответствии с периодичностью, установленной графиками.
Применительно к спорному периоду на территории Забайкальского края постановление Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г. N 430 была утверждена территориальная схема обращения с отходами Забайкальского края.
Пунктом 4.1 указанной Территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края были предусмотрены следующие способы накопления твердых коммунальных отходов: в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках; в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнерах для накопления крупногабаритных отходов; бестарный - в пакетах (мешках), размещаемых в установленных местах; путем приема отходов по заявке; путем объезда территорий и приема отходов по графику; в контейнерах для раздельного сбора отходов (при наличии действующей в регионе раздельной системы накопления ТКО).
Также в данном пункте было указано, что в Забайкальском крае централизованная система сбора ТКО применяется только на территории 19 муниципальных районов, преимущественно в административных центрах, и 4 городских округов, что составляет 4% от общего количества всех населенных пунктов края, включая городские округа, поселки городского типа и сельские поселения и представлена двумя способами организации: в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках; в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (посредством мусоропроводов); бестарный; путем приема отходов по заявке. В регионе действует система одноэтапного вывоза твердых коммунальных отходов с предварительным сбором в контейнеры объемом 0, 75; 1, 1 куб.м. Сведения о контейнерных площадках и контейнерах, расположенных на территории Забайкальского края, приведены в Приложении А5 и в электронной модели территориальной схемы. В Забайкальском крае для накопления твердых коммунальных отходов контейнеры объемом 0, 75 и 1, 1 куб.м используются в зонах застройки многоквартирными домами. Для накопления твердых коммунальных отходов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в зоне садоводческих, дачных и огороднических товариществ, как правило, используется бестарный способ накопления ТКО. Учитывая уровень оснащенности муниципальных образований Забайкальского края контейнерными площадками, в большинстве населенных пунктов применяется бестарная система - накопление ТКО в мешках. Вывоз отходов при такой системе накопления ТКО осуществляется при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов путем заезда мусоровывозящей техники к определенному объекту в установленные дни и часы. Периодичность вывоза отходов бестарной системы от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений в настоящее время осуществляется раз в неделю или реже.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор предоставляет коммунальные услуги потребителю на основании публичного возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11, 12 Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Положение о заключении договора региональным оператором опубликовано 25 декабря 2019 г. на официальном сайте ООО "Олерон+".
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, при не направлении потребителем региональному оператору заявки потребителя и документов в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По обстоятельствам настоящего гражданского дела установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между региональным оператором ООО "Олерон+" и потребителем Батомункуевой Е.О. без составления документа в письменной форме.
Согласно приложению N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО периодичность устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства, если имеются утвержденные органом местного самоуправления места размещения ТКО. Если применяется бестарный способ (мешки) складирования для ИЖС или МКД в отсутствие установленных мест размещения ТКО (контейнерных площадок), тогда услуга по обращению с ТКО оказывается в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления графиком вывоза ТКО, который размещается на сайте регионального оператора.
С учетом приведенных обстоятельств организация обращения с ТКО согласно утвержденным органами местного самоуправления графикам, которые в соответствии с пунктом 4.1 Территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края, могли предусматривать периодичность вывоза отходов при бестарном способе раз в неделю или реже, являлась применительно к спорному периоду допустимой.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не нашел подтверждения факт ненадлежащего оказания ООО "Олерон+" услуги по вывозу ТКО истцу Батомункуевой Е.О. в период с апреля 2020 года по март 2021 года, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований как в части возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков коммунальной услуги по обращению с ТКО, так и производных требованиях о взыскании неустойки (пени), компенсации морального вреда и штрафа.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Батомункуевой Е.О. о том, что требования к периодичности вывоза ТКО из мест их накопления носят обязательный характер и не могут устанавливаться произвольно, в разрез требованиям федерального законодательства, не опровергают правильность выводов судов.
Так, пунктом 4.1 территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края, утверждённой постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г. N 430 (действующим в период спорных правоотношений) предусмотрено, что периодичность вывоза отходов бестарной системы от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений осуществляется раз в неделю или реже.
Указанное постановление не было оспорено в установленном законом порядке и его законность предметом настоящего спора не является. ООО "Олерон+" при вывозе ТКО руководствовалось постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г. N 430.
В ходе рассмотрения дела, в том числе, из дополнительно представленных по запросу суда апелляционной инстанции ООО "Олерон+" и администрацией МР "Дульдургинский район" сведений установлено, что в период с апреля 2020 года по февраль 2021 года вывоз ТКО на территории "адрес", в том числе, с "адрес", в соответствии с утвержденными графиками осуществлялся еженедельно, затем на период с 1 марта 2021 г. до 1 апреля 2021 г. по согласованию с главой МР "Дульдургинский район" график был изменен и предусматривал вывоз ТКО два раза в месяц, в частности, с "адрес" в "адрес" - 9 и 23 числа месяца.
Таким образом, поскольку вывоз ТКО осуществлялся в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления графиками, суды обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения требований истца.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 17 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Батомункуевой Е.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.