Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сицинской О.В.
судей Семейкиной С.А. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ", апелляционному представлению прокурора
на решение Верховного Суда Республики Крым от 3 февраля 2023 г, вынесенного по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействующими Приказа N 63/1 "О признании утратившим силу приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 23.12.2021 г. N 59/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2022-2026 гг. и Приказа N 59/2 "Об отказе в корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2023 год - второй год долгосрочного регулирования 2022-2026 гг.", о возложении обязанности на Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым принять нормативный правовой акт, заменяющий Приказ N 59/2, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя общества с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" Бугаеву Ю.В, представителей Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Ковтун Е.Е, Таловер Г.П, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 28 ноября 2022 г. N 59/2 "Об отказе в корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2023 год - второй год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. и последующие годы долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. отказано в корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2023 год - второй год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. и последующие годы долгосрочного регулирования 2022-2026 гг.
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 9 декабря 2022 г. N 63/1 признан утратившим силу приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 23.12.2021 г. N 59/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом и ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2022-2026 года.
Общество с Ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕГОСЕТИ" (далее общество, регулируемая организация) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать вышеуказанные нормативные правовые акты не действующими с момента их вынесения, обязать Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым в течение двадцати дней после вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, которым определить экономически обоснованную валовую выручку на 2023 г. и выполнить соответствующую корректировку индивидуального тарифа услуги по передаче электрической энергии на 2023 год - второй год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. путем внесения соответствующих изменений в Приказ N 59/1.
В обоснование административных исковых требований указало, что регулирующим органом необоснованно определено как недвижимое имущество ряд объектов электросетевого хозяйства, в то время, как данные объекты являются движимым имуществом, что подтверждается заключениями по результатам технического обследования и правового анализа объектов электросетевого хозяйства, оформленными по результатам кадастровых работ.
Оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими с момента их принятия, поскольку не соответствуют основополагающим принципам государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, нарушают права и законные интересы административного истца, а отсутствие статуса сетевой организации не позволит выполнять возложенные на Общество законодательством обязанности в сфере безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, ограничит доступ к электрическим сетям в целях технологического присоединения, что приведет к увеличению расстояний до точек присоединения, и как следствие, увеличению цен (тарифов), чем могут быть нарушены права неопределенного круга лиц.
Решением Верховного Суда Республики Крым 3 февраля 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, настаивая на доводах административного искового заявления.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, считает решение Верховного Суда Республики Крым 3 февраля 2023 г. незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Просит его отменить, вынести по делу новое решение, с удовлетворением административных исковых требований ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым принесены возражения.
Представитель ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" Бугаева Ю.В, в судебном заседании считает решение Верховного Суда Республики Крым от 3 февраля 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представители Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Ковтун Е.И. и Таловер Г.П. считают решение Верховного Суда Республики Крым от 3 февраля 2023 г. законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" и апелляционное представление прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Екимцова М.Н, полагавшего решение Верховного Суда Республики Крым от 3 февраля 2023 г. законным и обоснованным, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию, в том числе путем регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в ст.23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 166 (в редакции от 10 марта 2022 г.) Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.1.).
Пунктом 3.3.2 Положения о Комитете предусмотрено, что Комитет устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Из обстоятельств дела следует, что ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 23 декабря 2021 г. N 59/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2022-2026 гг для Общества с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2026 г. включительно установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" с календарной разбивкой согласно приложению N 1 к приказу (пункт 1). Также установлены долгосрочные параметры регулирования для Общества, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2022-2026 гг. согласно приложению N 2 к приказу (пункт 2), установлена необходимая валовая выручка для Общества (без учета оплаты потерь) на 2022-2026 гг. согласно приложению N 3 к приказу (пункт 3).
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 28 ноября 2022 г. N 59/2 отказано в корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2023 год - второй год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг и последующие годы долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг.
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 9 декабря 2022 г. N 63/1 признан утратившим силу приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 23.12.2021 г. N 59/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2022-2026 гг.
С учетом пункта 4.1 положения о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым 27 июня 2014 г, ст. 13 Закона Республики Крым
от 05.06.2014 N14-ЗРК "О принятии, обнародовании, вступлении в силу и хранении законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым" суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые приказы приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, при наличии необходимого кворума, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке и подлежат применению в отношении ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ".
При этом, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов в электроэнергетике.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N1178 (далее - Основы ценообразования, в соответствующей редакции).
При этом, данным Постановлением одновременно утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с абзацем 2 пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.201 1 N1178 (далее - Правила) для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" утверждены, в том числе, следующие критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям:
1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет:
- применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, не менее 15 MBA;
- применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, не менее 30 MBA;
- применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие расчетные периоды регулирования, не менее 150 MBA.
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании па срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, не менее 2 проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1 - 20 кВ, ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет:
- применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, не менее 20 км;
- применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, не менее 50 км;
- применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие расчетные периоды регулирования, не менее 300 км.
3. Отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
4. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
5. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
Пунктом 2(2) постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N184 установлено, что при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 критериев, утвержденных настоящим постановлением, не учитываются:
объекты электросетевого хозяйства, указанные в пунктах 81(6) и 81(7) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике";
объекты электросетевого хозяйства в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства;
объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга), договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом (за исключением случаев, если такие объекты электросетевого хозяйства переданы по указанным договорам юридическому лицу, права акционера которого или собственника имущества которого осуществляют Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, а также если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если собственник объектов электросетевого хозяйства и организация, оказывающая (планирующая оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, являются дочерними (зависимыми) обществами по отношению к одному и тому же основному обществу);
линии электропередачи (воздушные и (или) кабельные) или их участки, соединяющие оборудование распределительных устройств и (или) связанное с ним вспомогательное оборудование одной трансформаторной или иной подстанции, указанной в пункте 1 критериев, утвержденных настоящим постановлением.
Из представленных в тарифный орган материалов следует, что 08 октября 2021 года между Обществом с ограниченной ответственностью "Южный сервис" (передающая сторона) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" заключён договор безвозмездной передачи N08/10/21 объектов электросетевого хозяйства в собственность эксплуатирующей организации. Пунктом 1.1 указанного договора определено, что в соответствии с настоящим Договором в целях бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики, а также обеспечения устойчивого снабжения электрической энергией потребителей, Передающая сторона безвозмездно передает в собственность ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" объекты электросетевого хозяйства, указанные в приложении N1 к настоящему Договору.
Согласно приложению N1 к указанному договору, в соответствии с пунктом 1.1 Договора безвозмездной передачи N 08/10/21 объектов электросетевого хозяйства от 08.10.2021, переданы в собственность ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" по спецификации: ТП-1629 (РУ-10 кВ; Т-1; Т-2); местонахождение ОЭХ: "адрес"; ЛЭ1Т-10КВ (в сторону ТП-1629); местонахождение ОЭХ: "адрес".
Согласно Протоколу N1 общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "САН ПЛАЗА" было решено назначить ООО "Южный сервис" в качестве временной управляющей организации многоквартирного дома "адрес" с последующим заключением договора управления многоквартирным домом; согласно Протоколу N1 общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "САН ПЛАЗА", было решено определить перечень общего имущества многоквартирного дома и начать его передачу управляющей организации ООО "Южный сервис", по договору управления.
Согласно акту приема-передачи оборудования от 03 июня 2016 года ООО "САН ПЛАЗА" (Договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом N1) передали, а ООО "Южный сервис" (Договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом N1) приняли оборудование, в том числе: трансформаторную подстанцию 1629 (2 трансформатора по 1600 кВА каждый) и кабельные линии ЮкВ 1412, 5 метров и 1419, 5 метров по адресу: "адрес";
Согласно договору безвозмездной передачи объектов -электросетевого хозяйства, в собственность эксплуатирующей организации от 08 октября 2021 года N08/10/21 управляющая организация ООО "Южный сервис" безвозмездно передала в собственность ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" вышеуказанное оборудование, в том числе: трансформаторную подстанцию 1629 (2 трансформатора по 1600 кВА каждый) и кабельные линии ЮкВ 1412, 5 метров и 1419, 5 метров по адресу: "адрес".
Основным видом деятельности ООО "Южный сервис" является 68.32.1"Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе".
Порядок пользования объектами общего имущества многоквартирного дома определён в главе 6 Жилищного кодекса российской Федерации, где указано, что по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса российской Федерации).
В своей деятельности по управлению многоквартирным домом управляющая организация, выступая в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта в отношениях с третьими лицами, тем не менее, ограничена законом в пределах реализации прав по пользованию и распоряжению имуществом многоквартирного дома и не вправе самостоятельно принимать решение об отчуждении общего имуществу многоквартирного дома.
Решение ООО "САН ПЛАЗА" как собственника трансформаторной подстанции 1629 (2 трансформатора по 600 кВА каждый) и кабельных линий ЮкВ 1412, 5 метров и 1419, 5 метров по адресу: "адрес" о безвозмездной передаче обозначенных объектов ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" тарифному органу не было представлено.
В связи с чем, административным ответчиком правомерно не учтён данный договор в качестве доказательства наличия (возникновения) у административного истца права собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства.
Из материалов дела следует, что 12 февраля 2021 г. между физическим лицом ФИО11 (продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" (покупатель) заключен договор купли продажи объектов электросетевого хозяйства N 12/02/21.
Спецификация объектов электросетевого хозяйства к договору купли-продажи объектов электросетевого хозяйства N12/02/21 от 12 февраля 2021 года, которая определяет перечень объектов электросетевого хозяйства, которые приобретаются покупателем на основании указанного Договора: 1) Здание ТП-1018 (строительная часть); местонахождение ОЭХ: "адрес"; технические характеристики: фундамент ж/б, каменные стены, крыша двускатная, площадка (выкатная) для демонтажа/монтажа силового трансформатора, контур заземления; 2) ТП 1018 (электрическая часть РУ-10кВ;Тр-р;РУ-0, 4 кВ.): местонахождение ОЭХ: "адрес"; технические характеристики: ячейка КСО с BPI-16 - 3 шт.; трансформатор силовой ТМ-400/10/0, 4 кВ- 1 шт; ячейка ЩО-70-Зшт; 3) Кабельные линии - 10 кВ в сторону ТП-1018 местонахождение ОЭХ: "адрес".
19 апреля 2021 года между Крестинским фермерским хозяйством "Ария-11" (продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" (покупатель) заключён договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства N 19/04/21.
Спецификация объектов электросетевого хозяйства к договору купли-продажи объектов электросетевого хозяйства ХУ 19/04/21 от 19 апреля 2021 года, которая определяет перечень объектов электросетевого хозяйства, которые приобретаются покупателем на основании указанного Договора: 1) Здание ТП-891 (строительная часть); местонахождение ОЭХ: "адрес"; технические характеристики ОЭХ: фундамент ж/б, каменные стены, крыша односкатная, отмостка, лестница, контур заземления; 2) ТП-89 (электрическая часть РУ-10 кВ; Т-1; Т-2; РУ-0, 4 кВ); местонахождение ОЭХ: "адрес"; технические характеристики ОЭХ: ячейка КСО с ВВ-10- 2 шт.; ячейка КСО с ВН-10- 1 шт.; ячейка КСО с РВ-10- 5 шт.; Шинный мост 10 кВ с двумя РЛНД-10-1 комплект; Трансформатор силовой ТМ-400/10/0, 4 кВ- 2 шт.; Панель 0, 4 кВ ЩО - 8 шт.; Шинный мост 0, 4 кВ- 2 шт.
22 декабря 2021 года между Обществом с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Визар" (продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" (покупатель) заключён договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства N22/12/21 Спецификация объектов электросетевого хозяйства к договору купли-продажи объектов электросетевого хозяйства N22/12/21 от 22 декабря 2021 года, которая определяет перечень объектов электросетевого хозяйства, которые приобретаются покупателем на основании указанного Договора: 1) Здание ТП-120 (строительная часть); местонахождение ОЭХ: "адрес"; технические характеристики: фундамент ж/б, каменные стены, крыша односкатная, отмостка, контур заземления; 2) ТП-120 (электрическая часть РУ-10кВ;Т-1;РУ-0, 4 кВ.); местонахождение ОЭХ: "адрес"; технические характеристики: распределительное устройство 10 кВ в составе Вн-10-1 шт.; трансформатор силовой ТМ-180/10/0, 4 кВ- 1 шт.; распределительное устройство 0, 4 кВ в составе: панель 0, 4 кВ ЩО - 3 шт.; измерительный комплекс- учета электрической энергии - 1 шт.; 3) ЛЭП-10 кВ (в сторону ТП-120); местонахождение ОЭХ: "адрес".
Согласно пункту 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации здания и сооружения являются недвижимыми вещами (статья 130). К недвижимости относятся в том числе здания, сооружения, единые недвижимые комплексы - недвижимые вещи, участвующие в обороте как единый объект, в том числе совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том чисел линейных объектов (линии электропередачи), к которым применяются правила о неделимых вещах (пункт 1 статьи 130, пункт 1 статьи 141.3, статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Трансформаторные подстанции относятся к объектам электросетевого хозяйства (абзац 11 стать 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Трансформаторные подстанции могут входить в состав общего имущества многоквартирного дома как иные объекты, предназначенные для его обслуживания (подпункт "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г).
Таким образом, трансформаторная подстанция будет являться недвижимым имуществом, если она построена и введена в эксплуатацию с получением разрешительной документации как объект капительного строительства и (или) входит в комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2020 г. N 304-ЭС19-7381 по делу N А67-10599/2017, от 01.06.2022 N 306-ЭС22-7514 по делу N А 55-35398/2020) следует, что если трансформаторная подстанция является неотъемлемой частью здания (сооружения), даже если она учитывается как отдельный инвентарный объект, то ее следует относить к недвижимому имуществу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что объекты, указанные в договорах купли-продажи от 12 февраля 2021 г. N 12/02/21, от 19 апреля 2021 г. N 19/04/21, от 22 декабря 2021 г. N 22/12/21 имеют признаки объектов недвижимости.
В связи с тем, что по указанным объектам административным истцом не было представлено в тарифный орган соответствующего заключения органа государственной регистрации и кадастра об отказе в государственной регистрации объектов электросетевого хозяйства в связи с тем, что указанные объекты не относятся к объектам недвижимого имущества, являющихся основанием для установления в отношении таких объектов соответствующих тарифов на передачу энергии, судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о том, что административным ответчиком правомерно не были включены в расчет объекты в указанных договорах (договорах купли-продажи от 12 февраля 2021 г. N 12/02/21, от 19 апреля 2021 г. N 19/04/21, от 22 декабря 2021 г. N 22/12/21, договор безвозмездной передачи имущества от 08 октября 2021 N 08/10/21).
Из анализа иных договоров купли-продажи и договора безвозмездной передачи имущества на соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям по критерию 1 - ООО "ЮЭНЕРГОСЕТИ" не подтверждено владение на праве собственности и (или) ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет на 2023 год не менее 15 МВА.
Данный суммированный показатель составил 13, 93 МВА.
С учетом изложенного Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым обоснованно отказано в корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2023 год - второй год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. и последующие годы долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. и верно признал утратившим силу приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 23.12.2021 г. N 59/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" на 2022-2026 годы".
Принимая во внимание установленные обстоятельства, сопоставив оспариваемые тарифные решения с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" и апелляционного представления прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 03 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЮГЭНЕРГОСЕТИ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.