Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А, Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-64/2023 по административному иску ООО "ВБ Невинномысск" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N его равной рыночной стоимости по состоянию на 16 февраля 2022 года
по апелляционной жалобе администрации города Невинномысска на решение Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2023 года, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ВБ Невинномысск" удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "ВБ Невинномысск" обратилось 8 декабря 2022 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что с 16 февраля 2022 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 145566 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - склады, местоположение: Ставропольский край, "адрес".
Актом ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 3 марта 2022 года АОКС-26/2022/000058 определена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 16 февраля 2022 года определена в размере 115 005 873, 96 руб.
По мнению административного истца, установленная кадастровая стоимость объекта существенно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке от 26 июля 2022 года N ОЦ- 260722/01, выполненному оценщиком ООО "Кадастр и оценка" Юрченко А.И, составляет на ту же дату 79 772 000 руб.
Ссылаясь на то, что значительным превышением установленной кадастровой стоимости по отношению к рыночной стоимости объекта нарушено право ООО "ВБ Невинномысск" на определение налоговой базы по земельному налогу в экономически обоснованном размере, административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 февраля 2022 года, определив величину рыночной стоимости на основании упомянутого отчета об оценке.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Невинномысска и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Ставропольскому краю.
Определением от 21 декабря 2022 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено оценщику АНО судебное - экспертное бюро "Профи" Егорову А.В, производство по делу приостановлено до поступления в суд экспертного заключения.
Определением от 27 января 2023 года производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения эксперта от 26 января 2023 года N 33 о рыночной стоимости объекта по состоянию на 16 февраля 2022 года 84 482 139, 42 руб.
В ходе дальнейшего производства по делу административным истцом подано заявление об уточнении административных исковых требований, в котором сформулированы требования об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Решением Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2023 года административные исковые требования ООО "ВБ Невинномысск" удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 февраля 2022 года в размере 84 482 139, 42 руб.
Этим же решением с ООО "ВБ Невинномысск" взысканы в пользу АНО судебно-экспертное бюро "ПРОФИ" расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 90 000 руб.
В апелляционной жалобе администрация города Невинномысска просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью объекта составляет 27%, в связи с чем установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости нарушит бюджетные интересы городского округа. Также администрация муниципального образования полагает, что в рамках сравнительного подхода экспертом некорректно отобраны объекты-аналоги, несопоставимые по ценообразующим факторам с объектом оценки.
В ходе подготовки к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции определением от 20 апреля 2023 года произведена в порядке статьи 44 КАС РФ процессуальная замена ФГБУ "ФКП Росреестра" на правопреемника - ППК "Роскадастр".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
На основании положений статей 150, 307 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245, пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, на основании статьи 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога, налоговая база по которому в силу статьи 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
С учетом изложенного ООО "ВБ Невинномысск" обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 февраля 2022 года (в данном случае - на дату постановки объекта оценки на государственный кадастровый учет и определения его кадастровой стоимости в порядке статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ обязательный досудебный либо внесудебный порядок разрешения спора не установлен.
Предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ срок для обращения в суд не пропущен с учетом внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости 16 февраля 2022 года и подачи административного искового заявления 8 декабря 2022 года.
Установленная по состоянию на 16 февраля 2022 года кадастровая стоимость объекта в размере 115 005 873, 96 руб. не пересматривалась и является актуальной.
Удовлетворяя уточненные требования административного истца, суд определилвеличину рыночной стоимости земельного участка исходя из заключения судебной оценочной экспертизы от 26 января 2023 года N 33 о рыночной стоимости объекта по состоянию на 16 февраля 2022 года в размере 84 482 139, 42 руб.
Как следует из экспертного заключения, рыночная стоимость земельного участка определена в рамках сравнительного подхода, отказ от проведения оценки доходным и (или) затратным подходами обоснованы экспертом.
В процессе оценки экспертом отобрано четыре объекта-аналога, каждый из которых расположен в Ставропольском крае, предназначен для производственной деятельности и размещения складов.
Оценщиком проведены корректировки на торг, на местоположение (с учетом отнесения объекта оценки и двух объектов-аналогов к району крупных автомагистралей, а двух объектов-аналогов - к промзоне на окраине города согласно матрице коэффициентов в Справочнике оценщика недвижимости-2018 под ред. Л.А. Лейфера), а также корректировка на площадь, на дополнительные улучшения и на наличие коммуникаций.
Размер корректировок экспертом обоснован.
Отказ от проведения иных корректировок мотивирован сопоставимостью объекта оценки и объектов-аналогов по соответствующим факторам.
Приведенные в заключении эксперта выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта основано на анализе рынка недвижимости, учете ценообразующих факторов и расчетных показателей, что согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Эксперт Егоров А.В. имеет стаж работы в области оценочной деятельности с 2008 года, вправе осуществлять оценку по направлению "Оценка недвижимости", предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Каких-либо данных о необъективности эксперта в деле не имеется.
Оснований для признания соответствующего экспертного заключения недопустимым доказательством не имеется.
Доказательств, свидетельствующих об иной рыночной стоимости объекта оценки, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о несопоставимости объекта оценки и объектов-аналогов по ценообразующим факторам, а также о том, что использованная информация об объектах-аналогах не отвечает критериям достоверности, достаточности и доступности, опровергаются исследовательской частью заключения эксперта, в том числе фотоматериалами и принт-скринами объявлений о продаже объектов-аналогов.
Расхождение между установленной кадастровой стоимостью объекта и его рыночной стоимости составляется 27% и укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Невинномысска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.