Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Артамоновой Т.А. и Катанаевой А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-167/2023 (УИД 26OS0000-04-2023-000041-89) по административному исковому заявлению Спевака Дениса Алексеевича о признании нормативных правовых актов не действующими в части
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 27 февраля 2023 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя административного истца Спевака Д.А. - Аксельрод А.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, (далее - перечень на 2019 г, Перечень).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, (далее - перечень на 2020 г, Перечень).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, (далее - перечень на 2021 г, Перечень).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. N 1004 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, (далее - перечень на 2022 г, Перечень).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 29 декабря 2022 г. N 1377 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, (далее - перечень на 2022 г, Перечень).
Пунктом 2780 перечня на 2019 г, пунктом 6290 перечня на 2020 г, пунктом 6391 перечня на 2021 г, пунктом 6605 перечня на 2022 г, пунктом 6681 перечня на 2023 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Спевак Д.А, являющийся собственником указанного объекта недвижимости, обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 27 февраля 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерством имущественных отношений Ставропольского края поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, поскольку оно не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется как их кадастровая стоимость.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Ставропольского края установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (с 1 января 2016 г.).
Из содержания пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра (подпункт 1), или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 названного пункта, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ здание, для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 3, 4 или 4.1 указанной статьи.
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); - здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов административного дела следует, что принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 26:12:012101:6784, общей площадью 496, 2 кв. м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение: подвал, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), имеет разрешенное использование: "данные отсутствуют", назначение: "нежилое помещение", наименование: "нежилое помещение".
Данное нежилое помещение находится в пределах объекта (жилой дом) с кадастровым номером N, которое в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, имеет разрешенное использование: "данные отсутствуют", назначение: "многоквартирный дом", наименование: "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 7519 кв. м, относящемся к категории земель: "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования: "5414 кв.м для завершения строительства 14-этажного 153-квартирного жилого дома, 2105 кв.м для завершения строительства встроенно-пристроенного магазина", по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что в целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) признается только отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), соответственно, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, являясь жилым зданием (многоквартирным жилым домом), не подлежит отнесению к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Поскольку объект недвижимости с кадастровым номером N является жилым зданием, он также не мог быть отнесен к административно-деловому центру, торговому центру (комплексу) по основанию нахождения на земельном участке с кадастровым номером N Кроме того, такая возможность исключалась и ввиду множественности видов разрешенного использования данного земельного участка, когда один из видов предусматривает размещение объекта торговли: "2105 кв.м для завершения строительства встроенно-пристроенного магазина", требующей установления фактического использования объекта недвижимости.
В этой связи суд первой инстанции правильно констатировал, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости, расположенный в пределах многоквартирного жилого дома, не подлежал включению в Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как помещение, расположенное в административно-деловом центре, торговом центре (комплексе).
Указанные в ЕГРН сведения о разрешенном использовании, назначении и наименовании объекта с кадастровым номером N являются индивидуально-неопределенными, не дают оснований полагать, что данное помещение может являться офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Содержащиеся в представленной в материалы административного дела технической документации сведения также не позволяют сделать вывод о предназначенности принадлежащего административному истцу нежилого помещения в целях, указанных статьей 378.2 НК РФ.
Довод административного ответчика, повторно приведенный в апелляционной жалобе, о том, что основанием для включения в оспариваемые Перечни нежилого помещения с кадастровым номером N послужили сведения о наименовании объекта недвижимости с условным номером N Магазин, кафе, являлся предметом судебной проверки и обоснованно отклонен судом первой инстанции с приведением в обжалуемом решении убедительных мотивов.
Судом установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером N образовано в результате раздела на пять самостоятельных объектов ранее входящего в состав многоквартирного дома с кадастровым номером N встроенного помещения с условным номером N, общей площадью 1 591, 8 кв. м, помещения в котором по документам технического учета (инвентаризации), имели предназначение: под магазин, кафе.
Нежилое помещение административного истца поставлено на государственный кадастровый учет 11 июля 2013 г. и с указанного момента является самостоятельным объектом недвижимого имущества, не связанным с другими 4 нежилыми помещениями, образованными после раздела.
Из сведений экспликации технического паспорта, содержащейся в техническом плане от 25 июня 2013 г, изготовленном филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", усматривается, что назначение и наименование образованного путем раздела нового объекта не предусматривают размещения в данном нежилом помещении офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Указанное в полной мере опровергает утверждение административного ответчика о возможности включения нежилого помещение с кадастровым номером N в Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ по разрешенному использованию, назначению или наименованию на основании документа технического учета (инвентаризации).
Мероприятия по установлению фактического использования нежилого помещения по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводились.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения нежилого помещения с кадастровым номером N к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 27 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.