Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Анфаловой Е.В.
при секретаре Зверевой А.С.
рассмотрел в судебном заседании административное дело N 2а-127/2023 (УИД 91OS0000-01-2023-000057-21) по административному исковому заявлению Аблакимовой З.У. к Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" об установлении в отношении объекта недвижимости его кадастровой стоимости в размере рыночной
по частной жалобе Аблакимовой З.У. на определение Верховного Суда Республики Крым от 29 марта 2023 г. о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Аблакимова З.У. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" об установлении в отношении объекта недвижимости его кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование иска указано, что Аблакимова З.У. является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 4 марта 2022 г. в размере "данные изъяты". Согласно отчету оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на указанную дату составляла "данные изъяты" рубль. Кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение бремени налоговых обязательств.
В административном исковом заявлении Аблакимова З.У. просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей, возложить обязанность по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 29 марта 2023 г. производство по делу прекращено
В частной жалобе Аблакимова З.У. просит определение Верховного Суда Республики Крым от 29 марта 2023 г. отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что правоотношения, нарушающие ее права, возникли в момент внесения сведений об оспариваемой кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 4 марта 2022 г, в Единый государственный реестр недвижимости 28 марта 2022 г. Полагает, что применению подлежат положения законодательства, действовавшие в период нарушения ее прав и законных интересов. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции в частности на определение суда, связанным с прекращением производства по делу, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного истца Юдин В.С, действующий на основании доверенности, принимая участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи Верховного Суда Республики Крым, доводы частной жалобы поддержал.
Представители Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" Янушкевич Н.Н, Мальченко И.П, представитель Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А, принимавшие участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Верховного Суда Республики Крым, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании указали на законность и обоснованность вынесенного определения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении не заявили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть частную жалобу при данной явке.
По правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого определения исходя из следующего.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание - торговый павильон "Алим" с кадастровым номером N.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена по состоянию на 4 марта 2022 г. в размере "данные изъяты" на основании Распоряжения Совета министров Республики Крым от 14 октября 2019 г. N1253-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - зданий, помещений, расположенных на территории Республики Крым", что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 января 2023 г. N N.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Крымский центр оценки и судебных экспертиз" N N от 16 января 2023 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 4 марта 2022 г. составляла "данные изъяты" рублей.
Полагая определенную в отношении объекта недвижимого имущества кадастровую стоимость значительно превышающей рыночную, административный истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Федерального закона от 31 июля 2020 г. N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 января 2023 г. N40 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Республики Крым", установив, что административный истец с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" не обращалась, прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 128, части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данный вывод постановлен судом первой инстанции с соблюдением требований процессуального закона при правильном установлении фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе пенообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, включая Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе признана утратившей силу статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", предусматривающая порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, одновременно Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ дополнен статьей 22.1, которой введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании решения уполномоченного бюджетного учреждения.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N546-ФЗ, до 1 января 2026 г. установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 января 2023 г. N40 датой перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Республики Крым определена дата 1 февраля 2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N269-ФЗ с даты, указанной в решении о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
В соответствии частью 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N269-ФЗ, рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ с 1 февраля 2023 г. на территории Республики Крым полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ).
Настоящий административный иск направлен в адрес Верховного Суда Республики Крым 21 февраля 2023 г, то есть после 1 февраля 2023 г, документы, свидетельствующие об обращении административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости до 1 февраля 2023 г, отсутствуют, оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной, к архивной не относится.
Поскольку доказательств обращения в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центр землеустройства и кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, по результатам которого было бы принято решение бюджетного учреждения об установлении либо об отказе в установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости, а также наличия вышеназванного решения бюджетного учреждения, административном истцом не представлено и требования об оспаривании такого решения им не заявлено, фактически административным истцом не соблюден внесудебный порядок спора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в частной жалобе, не опровергают выводов суда, основаны на субъективном понимании положений действующего законодательства в том числе относительно его действия во времени, а потому не могут служить поводом к отмене или изменению решения, которое является законным и обоснованным. Иное толкование подателем жалобы положений закона не свидетельствует о неправильном применении норм права судом первой инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 315-316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Третий апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Крым от 29 марта 2023 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 июня 2023 г.
Судья Е.В. Анфалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.