Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А, Брянцевой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Базаровой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД N 05OS0000-01-2023-000003-05 (N 3а-73/2023) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ставметаллинвест" об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 22 февраля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, заключение прокурора третьего отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Сочи) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее также - Минимущество Дагестана) N 177 от 1 декабря 2021 года определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2022 год).
Приказом Минимущества Дагестана от 20 декабря 2021 года N 186 в поименованный приказ внесены изменения, а именно, в приложение включены расположенные по адресу: "адрес", объекты недвижимости (далее также - спорные здания):
под пунктом 27585 здание с кадастровым номером N239, площадью 79, 19 кв.м, под пунктом 27586 здание с кадастровым номером N236, площадью 39, 6 кв.м, под пунктом 27587 здание с кадастровым номером N240, площадью 413 кв.м, под пунктом 27588 здание с кадастровым номером N241, площадью 149 кв.м.
Приказом Минимущества Дагестана N 281 от 1 декабря 2022 года определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2023 год), в который под пунктами 26652, 26653, 26654, 26655 включены спорные здания.
Общество с ограниченной ответственностью "Ставметаллинвест" (далее также - ООО "Ставметаллинвест", общество), являющееся собственником зданий с кадастровыми номерами N239, N236, N241, обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных пунктов перечней на 2022-2023 годы в части включения в них спорных зданий как не соответствующих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ). Включение зданий в перечни нарушает права истца как собственника объектов недвижимого имущества, так как неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 22 февраля 2023 года административные исковые требования удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия пункты 27585, 27586, 27587, 27588 приложения к приказу Минимущества Дагестана от 1 декабря 2021 года N 1777 в редакции приказа от 20 декабря 2021 года N 186 об определении перечня на 2022 год, пункты 26652, 26653, 26654, 26655 приложения к приказу Минимущества Дагестана от 1 декабря 2022 года N 281 об определении перечня на 2023 год в части включения них зданий с кадастровыми номерами N239, N236, N, N241. С административного ответчика Минимущества Дагестана в пользу ООО "Ставметаллинвест" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000, 00 рублей.
В апелляционной жалобе Минимущества Дагестана просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что исковые требования ООО "Ставметаллинвест" не подлежали рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), поскольку оспариваемые перечни, как и приказы, их утверждающие, нормативными правовыми актами не являются, поскольку по форме и содержанию не могут быть отнесены к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, не рассчитаны на многократное применение, не включены в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и не зарегистрированы Министерством юстиции Республики Дагестан, не опубликованы в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов Республики Дагестан (в газете "Дагестанская правда" или периодическом печатном издании "Вестник Министерства юстиции Республики Дагестан"), при том, что указание на обязательность размещения утверждаемых перечней на официальном сайте официальным опубликованием не является. В связи с этим, по мнению апеллянта, перечни подлежат оспариванию в районном суде по правилам главы 22 КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по причине наличия уважительных причин невозможности явки не заявили. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела по апелляционной жалобе в его отсутствие.
На основании статьи 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Аналогичные положения закреплены пунктом 1 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Дагестан от 8 октября 2004 года N 22 "О налоге на имущество организаций".
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 и 3 части 1 статьи 1.1 названного Закона, устанавливается уполномоченным Правительством Республики Дагестан органом по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (часть 2 статьи 1.1 Закона).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.3.37 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 года N 48, Минимущество Дагестана является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим в Республике Дагестан государственную политику в сфере управления государственным имуществом Республики Дагестан, в том числе, определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3.3.40 Положения, Министерство размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N 410 утвержден Порядок формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, разработанный в целях утверждения перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и процедуры осуществления Минимуществом Дагестана мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно названному Порядку, на основании информации об объектах недвижимого имущества, содержащейся в базе данных автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости, документов, полученных с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, а также через государственное автономное учреждение Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан" Минимущество Дагестана в срок: до 1 сентября текущего года формирует предварительный Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Минимущества Дагестана; до 1 декабря текущего года с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и их законных представителей по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов, формирует Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Минимущества Дагестана; до 20 декабря текущего года направляет утвержденный на очередной налоговый период Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан.
Как указывалось выше, оспариваемые перечни на 2022 год и 2023 год утверждены вышепоименованными приказами Минимущества Дагестана, размещенными 9 декабря 2021 года, 22 декабря 2021 года 1 декабря 2022 года соответственно, то есть до начала налоговых периодов, на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" http://estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что требования административного истца по настоящему делу подлежат рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ, оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий Минимущества Дагестана с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения их в действие.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с такими выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N 410 (действует в редакции от 18 ноября 2019 года).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
При этом, согласно пункту 3 статьи 6 НК РФ признание нормативного правового акта об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не соответствующим Кодексу, может осуществляться в судебном порядке.
Проанализировав приведенные положения законодательства, исследовав полномочия Минимущества Дагестана по принятию оспариваемых приказов, порядок введения в действие, а также их содержание во взаимосвязи с правовыми последствиями принятия в виде исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости как для административного истца, так и для иных лиц, суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые приказы обладают необходимой совокупностью признаков, позволяющих отнести их к нормативным правовым актам. Доводы апелляционной жалобы о том, что данные приказы не являются нормативными правовыми актами, подлежат оспариванию в районном суде по правилам главы 22 КАС РФ, подлежат оставлению по приведенным обоснованиям без удовлетворения.
Проверяя соответствие содержания перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения спорных зданий в поименованные перечни на 2022 год и 2023 год ввиду их несоответствия ни одному из приведенных в федеральном и региональном законодательства условий их отнесения к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Пункт 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Дагестан от 8 октября 2004 года N 22 "О налоге на имущество организаций" к объектам недвижимости, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества отнесены, в том числе, административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ООО "Ставметаллинвест" является собственником зданий с кадастровыми номерами N239, N236, N240, N241.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в том числе поступившим в суд апелляционной инстанции, спорные здания имеют назначение и наименование "нежилое", расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "под производственную базу", который, как верно указал суд первой инстанции, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания).
Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам, составленным филиалом ГУП "ДТИ" по г. Хасавюрт по состоянию на 4 февраля 2016 года, содержащим экспликации к поэтажным планам, нежилое здание с кадастровым номером N236 (наименование "склад") площадью 791, 9 кв.м. включает лестничные площадки, кладовые, помещения; нежилое здание с кадастровым номером N (наименование - "сторожевая") площадью 39, 6 кв.м. включает 2 помещения сторожевой; нежилое здание с кадастровым номером N240 (наименование - "холодный склад") площадью 413 кв.м. включает помещение склада; нежилое здание с кадастровым номером N241 (наименование - "теплый склад") площадью 149 кв.м. включает помещения котельной, комнаты отдыха, санузел, теплый и холодный склады.
Сведений о наличии иной актуальной на дату утверждения перечней технической документации в материалах дела не содержится и сторонами не представлено.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ни сведения Единого государственного реестра недвижимости, ни имеющаяся в материалах дела учетно-техническая документация на здания не подтверждают наличие 20% общей площади помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Обследование спорных зданий на предмет их фактического использования в юридически значимые периоды, в том числе до принятия оспариваемых перечней, не проводилось.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Минимуществом Дагестана такая процессуальная обязанность не выполнена, доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным статьей 378.2 НК РФ и необходимым для определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, не представлено.
При таком положении суд первой инстанции законно признал оспариваемые пункты перечней не действующими со дня их принятия, что соответствует положениями статьи 215 КАС РФ. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000, 00 рублей обоснованно взысканы судом первой инстанции с административного ответчика по правилам статей 103, 111 КАС РФ.
При разрешении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 22 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.