Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Солдатовой С.В. и Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-20/2023 по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 марта 2023 г. вынесенное по административному исковому заявлению политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022, 2023 годы, утвержденных приказами Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06 декабря 2019 года N 237-од, от 23 ноября 2020 года N123-од, от 13 декабря 2021 года N163-од и от 29 ноября 2022 года N139-од, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н.
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06 декабря 2019 г. N 237-од утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 г.).
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 г. N 123-од утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 г.).
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13 декабря 2021 г. N 163-од утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 г.).
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 29 ноября 2022 года N 139-од утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 г.).
Пунктом 217 приложения к перечню на 2020 г, пунктом 196 Перечня на 2021 г, пунктом 196 Перечня на 2022 г, пунктом 195 Перечня на 2023 г в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено административное здание (назначение - нежилое), вид разрешенного использования - административное, с кадастровым номером N, общей площадью 102, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", являясь собственником указанного объекта недвижимости обратилась в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным иском о признании недействующими указанных пунктов Перечней на 2019-2022 гг, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что нарушает права административного истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 марта 2023 г. административные исковые требования политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводит доводы о том, что спорный объект в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости обладает всеми сведениями для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены письменные возражения.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 КАС РФ, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н. о законности решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 марта 2023 г. судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" является собственником здания с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N,, которые оспариваемыми нормативными правовыми актами включены в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022, 2023 гг и на основании положений ст.402 НК РФ, Закона Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 г. N 146 V-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Калмыкия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", закона Республики Калмыкия от 29.12.2003 N 3-III-З "О налоге на имущество организаций" политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" имеет право на обращении в суд с настоящим административным иском.
Судом первой инстанции установлено, что органом исполнительной власти Республики Калмыкия, на который возложены полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, которое принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности; определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений); размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет" (постановление Правительства Республики Калмыкия от 2 февраля 2016 г. N 28 "О некоторых вопросах, касающихся определения Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (вместе с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"), подпункт 5.5. пункта 5 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 г. N 65).
Нормативные правовые акты размещены на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликованы в "Вестнике правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия" в соответствии с пунктом 2 указа Главы Республики Калмыкия от 21 августа 2014 г. N 104 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Республики Калмыкия и актов органов исполнительной власти Республики Калмыкия".
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" является собственником недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 465 +/- 8 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания административного здания, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" и расположенного на нем административного здания (назначение - нежилое), вид разрешенного использования - административное, с кадастровым номером N, общей площадью 102, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости наименование административного здания с кадастровым номером N - "административное", вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - для обслуживания административного здания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для включения здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, само по себе наименование здания, а также вида его разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, нельзя считать достаточными основаниями для включения его в Перечни, без проверки данных для каких целей предназначено и используется спорное здание.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 1 сентября 2022 г. составленного "Бюро технической инвентаризации Республики Калмыкия" следует, что общая площадь объекта недвижимости с кадастровым номером N с учетом площадей застройки административного здания (литер N 1) и уборной (литер N 2) составляет 125, 2 кв.м. Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что в спорный объект недвижимого имущества включены следующие помещения: 1) коридор -7, 1 кв.м, 2) подсобное помещение - 2, 7 кв. м, 3) подсобное помещение - 6, 7 кв.м, 4) коридор 15 8 кв.м, 5) кабинет - 18, 5 кв.м, 6) каюинет 23, 3 кв.м, 7) каюинет - 7, 3 кв.м. 8) кабинет - 4, 8 кв.м, 9) кабинет - 5 кв.м, 10) кабинет - 6 кв.м.
По сведениям бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Бюро технической инвентаризации" 01 сентября 2022 г. проведено обследования оспариваемого объекта недвижимости, которым установлено, что общая площадь объекта составляет 97, 2 кв.м. Общая площадь административного здания в пределах внутренних поверхностей наружных стен составляет 1054, 5 кв.м. Площадь 125, 1 кв.м. - сумма площади застройки административного здания (литер N 1) и уборная (литер N 2).
Согласно акту осмотра здания с кадастровым номером N, выполненного по поручению суда Администрацией Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, а также пояснений сторон судом установлено, что в спорном здании признаков коммерческой деятельности не обнаружено. В кабинетах здания имеется атрибутика КПРФ (флаги, вымпелы, брошюры, газеты, элементы одежды и т.д.).
Согласно Уставу некоммерческой организации - политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (п.1.) основными целями и задачами политической партии являются участие в политической и государственной жизни посредством влияния на формирование политической воли граждан; политическое образование и воспитание граждан.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что все помещения нежилого здания с кадастровым номером N используется исключительно для размещения и трудовой деятельности местного отделения политической партии - Городовиковского городского отделения Калмыцкого республиканского отделения политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Какой-либо иной деятельности в помещениях нежилого здания не осуществлялось и не осуществляется.
Из истребованной судом первой инстанции информации следует, что сведения о заключенных договорах аренды за период времени с 2019 г. по 23 марта 2023 г. в отношении объектов недвижимости с кадастровым номером N отсутствует.
Из указанных обстоятельств следует, что в спорном здании расположено местное отделение политической партии - КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДКРАЦИИ, которая является некоммерческой организацией, видом деятельности которой является политическая деятельность.
Здание используется для размещения и обеспечения условий труда работников политической партии, в связи с чем не отвечает признакам административно-делового или торгового центра.
Доказательства того, что здание используется для осуществления деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением деятельности политический партии, суду не представлено.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213).
Однако административным ответчиком не приведено доказательств законности включения нежилого помещения в оспариваемый Перечень.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции верно исходил из того, что у административного ответчика отсутствовали предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовые основания для включения спорного нежилого помещения в Перечни, так как представленные в деле доказательства не позволяют с достоверностью отнести здание к объектам недвижимого имущества, указанным в данной статье.
Приведенная позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтверждена имеющимися в деле документами.
С учетом изложенного судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 27 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 июня 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.