Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, исправительное учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором просил возложить на административных ответчиков обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований статей 2, 21 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1):
- оборудовать изолированный участок входа в здание блока штрафной изолятор/одиночные камеры (далее - ШИЗО/ОК), изолированный участок N 1 (локальный участок возле входа в здание отрядов NN 1, 2 корпуса N 6); изолированный участок N 2 (локальный участок - проход от здания хозяйственно-лагерного обслуживания (далее - ХЛО) до входа в помещение магазина); изолированный участок N 3 (локальный участок - проход в здание карантина и корпуса N 2); изолированный участок N 4 (локальный участок возле входа в здание медицинской части и корпусов NN 1, 5); изолированный участок N 5 (локальный участок возле здания медицинской части и корпусов N 1, 5, примыкающий к локальному участку N 4); изолированный участок N 7 (локальный участок входа в здание единых помещений камерного типа (далее - ЕПКТ)); изолированный участок N 8 (локальный участок подсобного хозяйства жилой зоны); изолированный участок N 9 (локальный участок - проход к кухне-столовой, банно-прачечному комплексу и зданию храма); изолированный участок N 10 (локальный участок возле входа в здание отряда N 5 корпуса N 4); изолированный участок кухни-столовой; изолированный участок входа в здание отряда-карантина и корпуса N 2; изолированный участок входа в здание отряда с облегченными условиями отбывания наказания корпуса N 7 в соответствии с требованиями подпунктов 5, 6 пункта 30 раздела 4 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 (далее - Наставления), распашными воротами и калитками, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение оперативного дежурного (далее - ОД) и оборудовать электромеханическими замками, переговорными устройствами, видеокамерами;
- оборудовать выходы на крышу здания штаба жилой зоны, здания ЕПКТ, здания корпуса N 2, здания корпуса N 3, здания корпусов NN 1, 5 и медицинской части, здания корпуса N 7, здания корпуса N 4, здания корпуса N 6, здания кухни-столовой, здания подсобного хозяйства, здания банно-прачечного комплекса люками и дверьми, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД и на пульт управления техническими средствами охраны (далее - ПУТСО) согласно требованиям подпункта 4 пункта 30 раздела 4 Наставлений;
- оборудовать жилые камеры отрядов со строгими условиями отбывания наказания (здания корпусов NN 1, 2, 3, 5), жилые помещения отрядов с обычными условиями отбывания наказания (здания корпусов NN 4, 6), жилые помещения отряда с облегченными условиями отбывания наказания (здание корпуса N 7), помещения прачечной, входа в прачечную, помещение парикмахерской, входа в баню, помещение коридора бани, помещения здания ХЛО, помещение столярного цеха, помещение зрительного зала - клуба видеокамерами в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 30 раздела 4 Наставлений.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2022 административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении административного искового заявления к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. В этой части по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора к исправительному учреждению удовлетворены. На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- оборудовать изолированный участок входа в здание блока ШИЗО/ОК, изолированные участки N 1 (локальный участок возле входа в здание отрядов NN 1, 2 корпуса N 6), N 2 (локальный участок - проход от здания ХЛО до входа в помещение магазина), N 3 (локальный участок - проход в здание карантина и корпуса N 2), N 4 (локальный участок возле входа в здание медицинской части и корпусов NN 1, 5), N 5 (локальный участок возле здания медицинской части и корпусов NN 1, 5, примыкающий к локальному участку N 4), N 7 (локальный участок входа в здание ЕПКТ), N 8 (локальный участок подсобного хозяйства жилой зоны), N 9 (локальный участок - проход к кухне-столовой, банно-прачечному комплексу и зданию храма), N 10 (локальный участок возле входа в здание отряда N 5 корпуса N 4), кухни-столовой, входа в здание отряда-карантина и корпуса N 2, входа в здание отряда с облегченными условиями отбывания наказания корпуса N 7 в соответствии с требованиями подпунктов 5, 6 пункта 30 раздела 4 Наставлений распашными воротами и калитками, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД и оборудовать электромеханическими замками, переговорными устройствами, видеокамерами;
- оборудовать выходы на крышу здания штаба жилой зоны, здания ЕПКТ, здания корпуса N 2, здания корпуса N 3, здания корпусов NN 1, 5 и медицинской части, здание корпуса N 7, здания корпуса N 4, здания корпуса N 6, здания кухни-столовой, здания подсобного хозяйства, здания банно-прачечного комплекса люками и дверьми, которые блокировать точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД и на ПУТСО согласно требованиям подпункта 4 пункта 30 раздела 4 Наставлений;
- оборудовать жилые камеры отрядов со строгими условиями отбывания наказания (здания корпусов NN 1, 2, 3, 5), жилые помещения отрядов с обычными условиями отбывания наказания (здания корпусов NN 4, 6), жилые помещения отряда с облегченными условиями отбывания наказания (здание корпуса N 7), помещения прачечной, входа в прачечную, помещение парикмахерской, входа в баню, помещение коридора бани, помещения здания ХЛО, помещение столярного цеха, помещение зрительного зала - клуба видеокамерами в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 30 раздела 4 Наставлений.
В остальной части апелляционным определением решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
23 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, поданная через Ванинский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 13 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 1 и 2 статьи 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану их здоровья, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпунктов 6, 8 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведенной Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в исправительном учреждении не блокируются точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД и не оборудованы электромеханическими замками, переговорными устройствами, видеокамерами распашные ворота и калитки ограждения:
- изолированного участка входа в здание блока ШИЗО/ОК;
- изолированного участка N 1 (локальный участок возле входа в здание отрядов NN 1, 2 корпуса N 6);
- изолированного участка N 2 (локальный участок - проход от здания ХЛО) до входа в помещение магазина);
- изолированного участка N 3 (локальный участок - проход в здание карантина и корпуса N 2);
- изолированного участка N 4 (локальный участок возле входа в здание медицинской части и корпусов NN 1, 5);
- изолированного участка N 5 (локальный участок возле здания медицинской части и корпусов NN 1, 5, примыкающий к локальному участку N 4);
- изолированного участка N 7 (локальный участок входа в здание ЕПКТ);
- изолированного участка N 8 (локальный участок подсобного хозяйства жилой зоны);
- изолированного участка N 9 (локальный участок - проход к кухне-столовой, банно-прачечному комплексу и зданию храма);
- изолированного участка N 10 (локальный участок возле входа в здание отряда N 5 корпуса N 4);
- изолированного участка кухни-столовой;
- изолированного участка входа в здание отряда-карантина и корпуса N 2;
- изолированного участка входа в здание отряда с облегченными условиями отбывания наказания корпуса N 7.
Не оборудованы видеокамерами:
- жилые камеры отрядов со строгими условиями отбывания наказания (здания корпусов NN 1, 2, 3, 5), жилые помещения отрядов с обычными условиями отбывания наказания (здания корпусов NN 4, 6), жилые помещения отряда с облегченными условиями отбывания наказания (здание корпуса N 7);
- коммунально-бытовые объекты (помещения прачечной, входа в прачечную, помещение парикмахерской, входа в баню, помещение коридора бани, помещения здания ХЛО, помещение столярного цеха, помещение зрительного зала - клуба).
Все выходы на крыши, имеющиеся в зданиях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, оборудованные люками или дверьми, не блокируются точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение оперативного дежурного и на пульт управления техническими средствами охраны.
В ответе на представление от 4 апреля 2022, внесенное Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке статей 24, 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", 28 апреля 2022 начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО3 дан ответ, из содержания которого следовало, что у исправительного учреждения отсутствуют материальные ресурсы и денежные средства для устранения выявленных нарушений.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Ванинский районный суд Хабаровского края указал в решении, что поскольку исполняющим обязанности специализированного прокурора не заявлялось требований о признании каких-либо действий (бездействия) административных ответчиков незаконными, правовых оснований для возложения на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России указанных в административном исковом заявлении обязанностей не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1, Наставлений, Положения, ссылки на которые имеются в обжалуемом судебном акте, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, указала в апелляционном определении, что со стороны исправительного учреждения допущены нарушения требований действующего законодательства, связанные с необорудованием инженерно-техническими средствами надзора, перечисленными специализированным прокурором в административном исковом заявлении, объектов жилой зоны, которые ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю длительное время не устраняет, в связи с чем удовлетворила требования исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения в части: возложила на исправительное учреждение обязанность устранить выявленные прокурорской проверкой нарушения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В то же время, в отношении ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю принятое судом первой инстанции решение оставлено без изменения.
Поскольку кассационная жалоба административных ответчиков не содержит каких-либо доводов, касающихся их несогласия с обжалуемым судебным актом в той части, в которой решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается удовлетворенной части административного искового заявления исполняющего обязанности специализированного прокурора, то приведенные в апелляционном определении выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признает верными. Мотивы, по которым судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда пришла к ним, подробно изложены в оспариваемом судебном акте со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, а также на имеющиеся в деле доказательства.
В силу прямого указания подпунктов 4, 5, 6 пункта 30 Наставлений жилые, коммунально-бытовые объекты исправительных учреждений должны оборудоваться видеокамерами; все выходы на крыши, имеющиеся в зданиях и сооружениях, должны оборудоваться люками или дверьми и блокироваться точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД и на ПУТСО; на территории жилой зоны учреждения уголовно-исполнительной системы должно устраиваться предупредительное ограждение и оборудоваться ИТОН изолированные участки с различными условиями отбывания наказания; в ограждениях изолированных участков должны устраиваться распашные ворота и калитки, которые блокируются точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД, оборудоваться электромеханические замки, переговорные устройства, видеокамеры.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что объекты ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю были построены ранее введения в действие Наставлений, не может являться основанием для необорудования объектов жилой зоны исправительного учреждения инженерно-техническими средствами надзора в соответствии с действующими в настоящее время требованиями.
Ссылки административных ответчиков в кассационной жалобе на то, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю не имеет возможности выполнить в установленный срок возложенную на него обязанность в связи с отсутствием необходимого бюджетного финансирования, что некоторые участки исправительного учреждения уже получили оборудование, перечисленное в административном исковом заявлении прокурора, - не опровергают верных выводов суда апелляционной инстанции, положенных в основу апелляционного определения; по существу они сводятся к неверному толкованию норм материального и процессуального права, в связи с чем они не могут служить предусмотренными статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены в кассационном порядке обжалуемой части апелляционного определения.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного апелляционного определения, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
Неверное указание в апелляционном определении состава судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда (судья ФИО4 указана дважды в водной части мотивированного апелляционного определения и в резолютивной части апелляционного определения), учитывая содержание протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции от 14 декабря 2022 года, следует признать технической ошибкой, которая подлежит исправлению в порядке статьи 184 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.