Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Саломатиной Л.А, судей Кравченко А.И, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в "адрес"" о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе областного государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 31 августа 2022 года, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОГБУ "МФЦ" о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указала, что решением Биробиджанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за ней признано право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории "адрес", на ОГБУ "МФЦ" возложена обязанность выдать ей свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади утраченного жилого помещения - 25, 7 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ей выдано свидетельство, согласно которому размер положенной выплаты составляет 2009328 рублей 80 копеек, общая площадь утраченного жилого помещения - 25, 7 кв.м, стоимость одного кв.м - 78184 рубля. Считает, что размер положенной выплаты ответчиком определен и указан в свидетельстве неверно. Учитывая, что в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2020 года принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было включено только ДД.ММ.ГГГГ году, полагает, что размер положенной выплаты должен быть исчислен по показателям средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в ЕАО на II квартал 2022 года, который составляет 105513 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, просила обязать ответчика внести изменения в выданное ей свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения N, в графе "стоимость 1 кв.м общей площади жилья" указать 105513 рублей, в графе "размер выплаты" указать 2711684 рубля 10 копеек.
Решением Биробиджанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
На ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в "адрес"" возложена обязанность внести изменения в выданное ФИО1 свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения N, в графе "стоимость 1 кв.м общей площади жилья" указать "105513 рублей", в графе "размер выплаты" указать "2711684 рубля 10 копеек".
С ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в "адрес"" в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в "адрес"" ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального прав.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
Ходатайство представителя ответчика о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи отклонено, поскольку поступило за день до рассмотрения дела, что исключало возможность организации судебного процесса в указанном формате в срок, составляющий менее трех рабочих дней (пункты 4.1, 4.6 Регламента организации применения видеоконференц-связи в федеральных судах общей юрисдикции, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 401).
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением губернатора Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ N-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области", Порядком предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утвержденным распоряжением правительства Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ N-рп, и исходил из того, что в целях предоставления выплаты на приобретение жиля истцу размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения должен определяться по состоянию на 2 квартал 2022 года, поскольку Перечень утраченных гражданами жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области, в который включено жилое помещение ФИО1, утвержден губернатором Еврейской автономной области ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Минстроя России от 29 марта 2022 года N 215/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года", размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения составляет 105513 рублей, следовательно, размер выплаты положенной истцу должен составлять 2711648, 10 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким суждениями, отклонив апелляционную жалобу ответчика.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что в целях определения размера положенной истцу на приобретение жилья взамен утраченного, должны учитываться показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, со ссылкой на подпункт "а" пункта 11 постановления Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, в редакции действующей с 1 января 2022 года, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.
Как правильно отметил суд, несвоевременное включение в соответствующий Перечень жилого помещения истца, утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, не должно ущемлять ее право на получение выплаты, исчисленной в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием. Оснований для распространения на спорные правоотношения подпункта "а" п.11 постановления Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, в редакции, действующей с 1 января 2022 года, не имелось.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, не имеющим в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил (в редакции, действовавшей до 1 января 2022 года) на цели приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 5 настоящих Правил, - показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней (с учетом положений пункта 12 настоящих Правил).
Учитывая, что социальная выплата на приобретение жилья, положена истцу в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций 2020 года, суд обоснованно исчислил размер выплаты исходя из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на дату утверждения губернатором "адрес" Перечня.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.