Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В, судей Бузьской Е.В, Левицкой Ж.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Абдуллиной Н.Ф. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 УФСИН России по Хабаровскому краю" о признании права на заключение нового контракта, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Абдуллиной Н.Ф. на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 01 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения Абдуллиной Н.Ф, ее представителя Марковой М.Ю, заключение прокурора Царевой М.Г, судебная коллегия
установила:
Абдуллина Н.Ф. обратилась в суд с данным иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю), указав, что проходила службу в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю в должности "данные изъяты", была уволена ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ N по пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе. С учетом уточненных требований просила признать право на заключение нового контракта о прохождении службы в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе, восстановить в прежней должности "данные изъяты" ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю с заключением нового контракта на дальнейшее прохождение службы сроком не менее чем на один год, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 80 664 рублей 92 копейки, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований Абдуллиной Н.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Абдуллиной Н.Ф. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Абдуллина Н.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, указывая на нарушение судами норм права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Абдуллина Н.Ф. и ее представитель на доводах кассационной жалобы настаивали.
Участвующий в деле прокурор Царева М.Г. в заключении полагала об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами, Абдуллина Н.Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в уголовно-исполнительной системе РФ в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, имеет специальное звание "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ с Абдуллиной Н.Ф на неопределенный срок заключен контракт N о службе в должности "данные изъяты"
Положениями статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в зависимости от присвоенного сотруднику специального звания установлен различный предельный возраст пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 91 названного закона для истца с учетом ее специального звания - старший прапорщик внутренней службы, предельный возраст пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе составляет 50 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Абдуллина Н.Ф. достигла возраста 50 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Абдуллиной Н.Ф. вручено уведомление об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, выдано направление на прохождение военно-врачебной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ Абдуллиной Н.Ф. выдано направление N на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России для определения годности к продолжению службы в связи с оставлением на службе сверхустановленного предельного возраста по замещаемой должности "данные изъяты").
Согласно заключению N от ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссии по Хабаровскому краю Абдуллина Н.Ф. годна для прохождения службы.
ДД.ММ.ГГГГ Абдуллиной Н.Ф. подан рапорт на имя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю о заключении срочного контракта в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе сроком на пять лет в соответствии со статьей 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения рапорта начальником ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю принято решение об увольнении истца по пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, о чем Абдуллиной Н.Ф. сообщено письменно ответом от ДД.ММ.ГГГГ, предложено сообщить о дате и времени прибытия в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю для проведении беседы по вопросам предоставления отпусков за ДД.ММ.ГГГГ и увольнении из уголовно-исполнительной системы.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю с участием других сотрудников ответчика с истцом проведена беседа по вопросу прекращения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении, составлен лист беседы, в котором Абдуллина Н.Ф. указала о своем несогласии, поскольку при подаче рапорта в отделе кадров ей не разъяснили права, об имеющемся конфликте интересов с Х, полагала возможным продолжить службу согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ. От ВВК в связи с увольнением отказалась.
ДД.ММ.ГГГГ Абдуллина Н.Ф. подала рапорт о предоставлении основного и дополнительных отпусков за ДД.ММ.ГГГГ с последующим увольнением со службы, а также рапорт о прекращении контракта и увольнении со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе после предоставления неиспользованных отпусков.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N Абдуллиной Н.Ф. предоставлен основной отпуск за ДД.ММ.ГГГГ в количестве 45 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с выездом в "адрес", присоединен дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе за ДД.ММ.ГГГГ в количестве 10 календарных дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, присоединен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за ДД.ММ.ГГГГ в количестве 10 календарных дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N с Абдуллиной Н.Ф. прекращен контракт и она уволена ДД.ММ.ГГГГ со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ Абдуллина Н.Ф. почтой направила ответчику рапорт об отзыве рапорта от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпусков, рапорт об отзыве рапорта от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении.
Приказом ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Приказом начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ N
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с истцом проводились беседы по вопросу прекращения контракта о службе, составлялись листы беседы, от подписи в которых истец отказывалась либо указывала о своих возражениях.
Приказом начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N с Абдуллиной Н.Ф. прекращен контракт и она уволена ДД.ММ.ГГГГ со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 2 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе), с выплатой денежной компенсации за неиспользованный основной отпуск в количестве 22 календарных дней, дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе в количестве 5, 83 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 5, 83 календарных дней.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 7, 9 статьи 22, пункта 2 части 1 статьи 84, частей 1, 2, 3 статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", приказом Минюста России от 05 августа 2021 года N132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", исходил из того, что продление контракта с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе, является правом, но не обязанностью руководителя органа уголовно-исполнительной системы, не усмотревшего оснований для продления контракта сторон, наличии оснований для увольнения истца. Проверяя порядок прекращения служебных отношений, суд нашел его соблюденным, отказав в иске в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал правильными.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с принятыми по делу судебными актами, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и основаны на нормах материального и процессуального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (статей 2, 3, 88, 91, 92 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников с учетом заключения военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе могут заключаться новые контракты, но не менее чем на один год.
Пунктом 7 части 9 статьи 22 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ установлено, что срочный контракт заключается с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, - на период, определяемый в соответствии со статьей 91 настоящего Федерального закона.
Достижение сотрудником уголовно-исполнительной системы предельного возраста пребывания на службе является основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в уголовно-исполнительной системе (пункт 2 статьи 91 и пункт 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ).
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу об отказе Абдуллиной Н.Ф. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" по достижении истцом предельного возраста нахождения на службе.
Суды верно исходили из того, что продление срока службы сотруднику, достигшему предельного возраста, при наличии его рапорта о заключении с ним нового контракта невозможно без учета мнения уполномоченного руководителя, наделенного правом принять решение об увольнении сотрудника по предельному возрасту, что относится к обстоятельству, независящему от воли сторон контракта, и является безусловным основанием для его увольнения.
Доводы кассационной жалобы Абдуллиной Н.Ф. о нарушении ее права на продолжение службы в связи с наличием статуса одинокой матери, не могут быть признаны обоснованными, поскольку истец уволена со службы по достижении предельного возраста, то есть по наступлении события, влекущего прекращение контракта, а не по инициативе нанимателя.
Приведенные в жалобе доводы об отзыве Абдуллиной Н.Ф. своего рапорта об увольнении, оказании давления на истца при проведении беседы ДД.ММ.ГГГГ к отмене судебных актов не ведут, поскольку кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы об ином правовом регулировании после внесения Федеральным законом от 17 февраля 2021 года N 13-ФЗ изменений в статью 91 и статью 2 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" основаны на ином толковании закона заявителем и иной оценке установленных судами обстоятельств, на выводы судебных инстанций не влияют.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 1 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдуллиной Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.