Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К, судей Бузьской Е.В, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ежова Егора Гариевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, включении периодов работ в специальный стаж, возложении обязанности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии, по кассационной жалобе Ежова Егора Гариевича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, выслушав объяснения истца Ежова Е.Г, его представителя Говорова И.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ежов Е.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, включении периодов работ в специальный стаж, возложении обязанности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии.
В обоснование требований указано, что с 6 июля 2020 года Ежов Е.Г. является получателем пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 24 ноября 2021 года Ежов Е.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на которое был получен отказ. В специальный стаж истца не включен период работы с 9 сентября 1988 года по 2 января 1991 года в должности бортоператора.
Полагая отказ ответчика незаконным, Ежов Е.Г. просил суд признать незаконным решение об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии от 29 марта 2022 года; включить в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, период работы с 9 сентября 1988 года по 2 января 1991 года; возложить на пенсионный орган обязанность произвести выплату ежемесячной доплаты к пенсии, начиная с момента обращения для ее назначения, то есть с 24 ноября 2021 года по настоящее время.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Ежов Е.Г. просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как несоответствующие нормам права. Указывает, что на момент осуществления работы истцом в должности бортоператора указанная должность была отнесена к летному составу на основании Приказа Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 года N 77.
В письменных возражениях Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) полагает обжалуемые судебные постановления принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Якутске N 70 от 29 марта 2022 года по результатам рассмотрения заявления Ежова Е.Г. о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", последнему отказано в назначении дополнительного материального обеспечения ввиду того, что условие назначения страховой пенсии не соответствует требованиям законодательства и не имеется выработанного стажа летной работы. У Ежова Е.Г. выработанный стаж для назначения страховой пенсии за выслугу лет, дающий право на доплату членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации составил 22 года 11 месяцев 21 день, при требуемых 25 лет стажа.
В стаж для исчисления выслуги лет не учтен период работы бортоператором АН-12 в Якутском объединенном авиаотряде ЯУГА с 9 сентября 1988 года по 9 января 1991 года в связи с тем, что должность "Бортоператор АН-12" не предусмотрена Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года N 155.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями, Федерального закона от 27 ноября 2001 года 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, установленную вышеуказанным Федеральным законом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года N 155, исходил из того, что доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 лет у мужчин. Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается при условии оставления летной работы, в соответствии со Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с указанным федеральным законом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года N 155, который расширительному толкованию не подлежит, должность "бортоператор" отсутствует, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) согласилась с выводами суда первой инстанции, дополнительно указала, что разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со ст. 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), установлены Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ.
Указанные средства направляют организации, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными условиями труда, имеющего особый характер.
Таким образом, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых организациями по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в ПФР.
Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 лет у мужчин. Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается при условии оставления летной работы.
В соответствии со Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с указанным федеральным законом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155 установлено ограниченное число должностей.
Согласно списку к таким должностям относятся: пилоты, командир корабля, воздушного судна, вертолета, самолета; штурман, бортовой штурман корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, экипажа, бортовой инженер корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, экипажа, бортовой механик корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, бортовой радист корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, бортовой радист-инспектор (инструктор, наставник).
Правовое регулирование назначения пенсии работникам летного состава гражданской авиации закреплено в п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 1 января 2015 г.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 г. было принято постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон о государственных пенсиях), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
В ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона о трудовых пенсиях, было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.
В п. 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях (п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях) из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
В рамках действующего правового регулирования лица, работавшие в должности бортпроводника, относящейся согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации к кабинному, а не летному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях (с 1 января 2015 г. - п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях), со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10) раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217).
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на наличие летной книжки, на справку, уточняющую особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" АО "Авиакомпания "Якутия" от 21 июля 2021 года, не влекут отмену судебных актов об отказе в иске, поскольку данной справкой подтверждается характер работы истца в спорный период с 09.09.1988 г. по 02.01.1991 г, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в то время как указано выше, правовое регулирование назначения пенсии работникам летного состава гражданской авиации закреплено в п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Наличие у Ежова Е.Г. летной книжки с указанием количества налета часов, само по себе не влечет возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судами первой и апелляционной инстанций, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ежова Егора Гариевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.