Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Юданова С.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Магадана "Детский сад комбинированного вида N 15" о возложении обязанности
по кассационной жалобе МБДОУ г. Магадана "Детский сад комбинированного вида N 15"
на апелляционное определение Магаданского областного суда от 28 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 15", обратилось в суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного постановления. В обоснование указав, что решением Магаданского городского суда Магаданской области от 25 августа 2021 года удовлетворены исковые требования прокурора города Магадана, на МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 15" возложена обязанность не позднее 01 апреля 2022 года обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: г..Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 55, корп. 5, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, путем их постоянного физического присутствия на территории указанного объекта; оснастить указанный объект ручными или стационарными металлоискателями. Согласно акту обследования и категорирования объекта МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 15" от 26 ноября 2019 года присвоена третья категория опасности.
Постановлением мэрии города Магадана от 6 июля 2020 года N 1811 утвержден паспорт безопасности. С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации N 289 от 5 марта 2022 года в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", в части прогнозируемого количества пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте, а также численности населения муниципального образования, в целях актуализации паспорта безопасности объекта комиссией поведена внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта. В результате осуществленного анализа и оценки исходных данных, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 15" присвоена четвертая категория опасности, поскольку общее количество работников, воспитанников (обучающихся) и иных лиц на объекте составляет 300 человек. Постановлением мэрии города Магадана от 21 сентября 2022 года N 3043-пм утвержден новый паспорт безопасности и отменено постановление мэрии города Магадана от 6 июля 2020 года N 1811.
При этом организация таких мероприятий как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями, для объектов, имеющих четвертую категорию опасности, законодательством не предусмотрена. Обращение с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения Магаданского городского суда Магаданской области от 25 августа 2021 года, связано с отменой постановления мэрии города Магадана от 6 июля 2020 года N 1811, утвердившего ранее действовавший паспорт безопасности объекта (территории).
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 24 января 2023 года заявление удовлетворено, решение Магаданского городского суда Магаданской области от 25 августа 2021 года отменено.
Апелляционным определением Магаданского областного суда от 28 марта 2023 года определение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 января 2023 года отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе МБДОУ г. Магадана "Детский сад комбинированного вида N 15" просит отменить обжалуемое апелляционное определение как незаконное.
В силу положений ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судами установлено, что решением Магаданского городского суда от 25 августа 2021 года на МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 15" возложена обязанность не позднее 1 апреля 2022 года обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 55, корп. 5, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, путем их постоянного физического присутствия на территории указанного объекта; оснастить указанный объект ручными или стационарными металлоискателями.
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 15", относится к третьей категории опасности, в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Требования N 1006 в связи с чем обязано выполнять требования законодательства об антитеррористической защищенности воспитанников и работников Учреждения, в частности обеспечить объект физической охраной, оснастить его ручными или стационарными металлоискателями.
После вступления решения суда в законную силу п. 13 Требований N 1006, устанавливающий категории опасности объектов (территорий), изложен в новой редакции.
В соответствии с подпунктом "в" п. 13 Требований N 1006 к объектам (территориям) третьей категории опасности отнесены: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек.
Согласно акту обследования и категорирования Учреждения (его территории) от 09 августа 2022 года МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 15" присвоена четвертая категория опасности.
На основании данного акта постановлением мэрии города Магадана от 21 сентября 2022 года N 3043-пм утвержден паспорт безопасности Учреждения и отменено постановление мэрии города Магадана от 6 июля 2020 года N 1811 "Об утверждении паспортов безопасности муниципальных образовательных организаций".
Согласно ч. 1 ст. 392 ГПК РФ судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
В соответствии с ч. 2 данной статьи основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства, а также новые обстоятельства - указанные в части четвертой настоящей статьи, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
К вновь открывшимся обстоятельствам относятся существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю (п. 1 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ).
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений" разъяснено, что вновь открывшимися обстоятельствами, указанными в п. 1 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ, являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, вновь открывшимися могут являться обстоятельства, существовавшие во время судебного разбирательства, но остававшиеся скрытыми от суда и ставшие известными только после вступления судебного постановления, которым окончено судебное разбирательство, в законную силу.
Из вышеуказанного следует, что пересмотр судебных актов выступает дополнительной процессуальной гарантией защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов участников гражданско-правовых отношений, позволяя при наличии обстоятельств, указанных в законе, в специфической процессуальной процедуре производить проверку правильности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 394 ГПК РФ заявление, представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление и отменяя решение Магаданского городского суда магаданской области от 25 августа 2021 года, руководствуясь положениями ст. 392 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений", исходил из того, что отмена постановления мэрии города Магадана от 6 июля 2020 года N 1811 является основанием для пересмотра судебного решения по новым обстоятельствам и отмены решения Магаданского городского суда Магаданской области от 25 августа 2021 года, пришел к выводу, что отмененное постановление мэрии города Магадана от 6 июля 2020 года N 1811 является постановлением (нормативным правовым актом) органа местного самоуправления, послужившим основанием для принятия судебного постановления по данному делу, как это предусмотрено процессуальным законом для решения вопроса о возобновлении производства по делу ввиду новых обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами не согласился, руководствуясь положениями ст. 392 ГПК РФ, положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений", пришел к выводу, что утверждение нового паспорта безопасности, предусматривающего иную категорию опасности объекта в связи с внесением внесений в действующее законодательство, не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу постановления в порядке ст. 392 ГПК РФ.
Суд кассационной инстанции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку данные выводы отвечают установленным по делу обстоятельствам, постановлены в отсутствие существенных нарушений норм материального права.
По смыслу ст. 392 ГПК РФ изменение законодательства после вступления судебного постановления в законную силу по общему правилу не является вновь открывшимся или новым обстоятельством, влекущим пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке главы 42 ГПК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы изменение категории опасности Учреждения произошло не вследствие отмены постановления мэрии города Магадана N 1811 от 06 июля 2020 года, а по причине изменения правового регулирования данной сферы.
Утверждение паспортов безопасности муниципальных образовательных учреждений, как постановлением мэрии города Магадана N 1811 от 06 июля 2020 года, так и постановлением Магадана от 21 сентября 2022 года N 3043-пм, осуществлено мэрией города Магадана в соответствий с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в качестве органа (организации), являющейся правообладателем данных объектов, а не в качестве органа местного самоуправления.
Таким образом, отмена постановления мэрии города Магадана N 1811 от 06 июля 2020 года не может являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления по новым обстоятельствам, поскольку данное постановление не является нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, послужившим основанием для принятия судебного постановления по делу, как это предусмотрено процессуальной нормой.
Каких-либо существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
При таких данных отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для отмены обжалуемого апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Магаданского областного суда от 28 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МБДОУ г. Магадана "Детский сад комбинированного вида N 15" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.