Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2022 года, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 В.М. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, бюджетным или автономным учреждением либо государственным (муниципальным) унитарным предприятием (в части переданных им в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности) порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций либо неисполнение ими решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения о предоставлении бюджетных инвестиций, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями.
Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2021 года N 175 утверждены Правила принятия решений о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными учреждениями Республики Саха (Якутия) и государственными унитарными предприятиями Республики Саха (Якутия), на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, Счетной палатой Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) условий предоставления бюджетных инвестиций АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" на увеличение уставного капитала в целях выкупа акций АО "Жатайская судоверфь", по результатам которого выявлены нарушения.
В нарушение подп. "г" п. 13 раздела 3 Правил показатели результативности предоставления бюджетных инвестиций и их значения установлены Договором от 7 сентября 2021 года в отсутствие определения соответствующих показателей решением о предоставлении бюджетных инвестиций.
В нарушение подп. "г" п. 13 раздела 3 Правил договором от 7 сентября 2021 года не предусмотрены сроки (порядок определения сроков) принятия в установленном законодательством РФ порядке решения об увеличении уставного капитала АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", получающего бюджетные инвестиции, путем размещения дополнительных акций на сумму предоставляемых бюджетных инвестиций.
В нарушение подп. "з" п. 13 раздела 3 Правил Договором от 7 сентября 2021 года не предусмотрены порядок и сроки представления Корпорацией отчетности о достижении значений показателей результативности.
В нарушение подп. "л" п. 13 раздела 3 Правил Договором от 7 сентября 2021 года не конкретизирована обязанность Корпорации, предусмотренная п. 3 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ, а именно: обязанность в части своевременного и полного предоставления в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информации, документов и материалов, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставления должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуска указанных лиц в помещения и на территорию объектов контроля, выполнения их законных требований, а также не указана ответственность за несоблюдение указанных требований.
Министерством транспорта Республики Саха (Якутия) на расчетный счет АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" перечислены средства бюджетных инвестиций на увеличение уставного капитала в сумме "данные изъяты" рублей платежным поручением от 17 сентября 2021 года N 813 по следующим кодам бюджетной классификации: целевой статье расходов "данные изъяты" "Взнос в уставный капитал акционерного общества "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" в целях выкупа акций акционерного общества "Жатайская судоверфь".
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года N 343, по виду расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме "данные изъяты" рублей, в том числе: "данные изъяты" рублей на увеличение уставного капитала АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" в целях выкупа акций АО "Жатайская судоверфь". В соответствии с Законами о госбюджете Республики Саха (Якутия) на 2021 год, главным распорядителем указанных бюджетных инвестиций является Минтранс Республики Саха (Якутия). Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года N 338-р принято решение увеличить уставный капитал АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" на сумму "данные изъяты" рублей с целью выкупа пакета акций АО "Жатайская судоверфь" у ПАО "ЛОРП". Между МИЗО Республики Саха (Якутия), Минтрансом Республики Саха (Якутия) и АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" заключен трехсторонний договор об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиции от 26 апреля 2022 года, согласно которому Минтранс Республики Саха (Якутия) предоставляет АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" бюджетные инвестиции в размере "данные изъяты" рублей без учета НДС не ранее принятия уполномоченным органом Корпорации решения об увеличении уставного капитала путем реализации дополнительного выкупа акций на сумму предоставляемых бюджетных инвестиций с целью выкупа акций АО "Жатайская судоверфь" у ПАО "ЛОРП" в сумме "данные изъяты" рублей с оплатой второго аванса в размере 700 000 000, 00 рублей и оплаты остатка платежа в размере "данные изъяты" рублей после получения уведомления о регистрации перехода права собственности на акции в реестре акционеров АО "Жатайская судоверфь". Проверкой соответствия договора от 26 апреля 2022 года к указанным требованиям Правил установлены следующие нарушения.
В нарушение подп. "г" п. 13 раздела 3 Правил Договором от 26 апреля 2022 года не предусмотрены сроки (порядок определения сроков) принятия в установленном законодательством РФ порядке решения об увеличении уставного капитала АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)": получающего бюджетные инвестиции, являющегося акционерным обществом, путем размещения дополнительных акций на сумму предоставляемых бюджетных инвестиций.
В нарушение подп. "з" п. 13 раздела 3 Правил договором от 26 апреля 2022 года не предусмотрены порядок и сроки представления корпорацией отчетности о достижении значений показателей результативности; в нарушение подп. "л" п. 13 раздела 3 Правил Договором от 26 апреля 2022 года не конкретизирована обязанность Корпорации в части своевременного и полного предоставления в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информации, документов и материалов, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставления должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуска указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнения их законных требований, а также не указана ответственность за несоблюдение указанных требований.
В соответствии с Законом о госбюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год, государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года N 343, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года N 338-р, договором об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиции от 26 апреля 2022 года Минтрансом Республики Саха (Якутия) на расчетный счет АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" перечислены средства бюджетных инвестиций на увеличение уставного капитала в сумме "данные изъяты" рублей платежным поручением от 28 апреля 2022 года N 315 по следующим кодам бюджетной классификации: целевой статье расходов "данные изъяты" "Взнос в уставный капитал акционерного общества "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" в целях выкупа акций акционерного общества "Жатайская судоверфь".
Приведенные обстоятельства и факт совершения министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 В.М. вменяемого административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных в ходе рассмотрения дела фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы судебных инстанций о виновности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса и бюджетного законодательства, а также совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению действующих норм и положений бюджетного законодательства, не представлено.
Таким образом, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 В.М. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области бюджетного законодательства.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление должным образом мотивировано.
Жалоба по делу об административном правонарушении рассмотрена Верховным Судом РС (Я) в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Утверждение заявителя о том, что он не является субъектом вмененного административного правонарушения, а является лишь исполнителем, обоснованным признать нельзя. В ходе производства по делу были исследованы доказательства, которые позволяют сделать вывод о том, что надлежащий субъект правонарушения определен верно.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 В.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы основаны на субъективном мнении заявителя, отмену судебных актов не влекут.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО1 В.М. в пределах санкции вменяемого правонарушения, в минимальном размере.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Территориальная подсудность рассмотрения дела не нарушена.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановил:
постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Республики ФИО1 ФИО2 - оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.