Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N N от 7 октября 2021 года, решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 17 ноября 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 7 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора по охране территории ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени ФИО3" ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора (далее - ДМУ Росприроднадзора) от 7 октября 2021 года N заместитель директора по охране территории Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова" (далее - ФГБУ "Земля леопарда") ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 7 февраля 2023 года, указанное постановление должностного лица изменено, из описательно-мотивировочной части постановления должностного лица исключены выводы о совершении ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.31, статьей 8.27, статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты изменить, исключив выводы о совершении ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 и изложенных на страницах 31-34 постановления должностного лица от 7 октября 2021 года N, а также заменить назначенный административный штраф на предупреждение.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Статьей 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ) установлено, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике (часть 1); на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике (пункт 4).
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность (пункт "б" части 2 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Устава ФГБУ "Земля леопарда" целью деятельности учреждения является выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов).
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 34 Правил при осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.
На основании п. 36 Правил вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов.
Согласно п. 9 Правил запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Как следует из подпункта "а" п. 12 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра.
В соответствии с п. 45 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
На основании п. 26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
Как следует из п. 27 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время, укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
На основании п. 29 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра.
Как следует из ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, проведение работ по гидромелиорации, снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства Приморского края от 10 марта 2021 года N 114-пп "О начале пожароопасного сезона на территории Приморского края в 2021 году" установлен срок начала пожароопасного периода в 2021 году на территории Хасанского района с 20 марта 2021 года.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ФГБУ "Земля леопарда" была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства.
По результатам проверки составлен акт N от 20 июля 2021 года, которым установлено, что в целях охраны лесов от пожаров в заповеднике "Кедровая падь" имеются две лесные дороги: дорога грунтовая круглогодовая до "адрес", шириной 4 м, проходящая по кварталу 25 (выделы 54-57), зимняя дорога, шириной 3 м, проходящая по кварталу 42 (выдел 22). В нарушение п. 36 Правил пожарной безопасности в лесах полосы шириной 10 м с каждой стороны лесных дорог, проходящих через заповедник, и не имеющие полос отвода, на всем протяжении содержатся неочищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев.
В нарушение п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах территория кордона захламлена, обнаружено складирование мусора и закопанные в землю вертикально наполовину автомобильные покрышки, вопреки требованиям подп. "а" п. 12 Правил пожарной безопасности в лесах места хранения горюче-смазочных материалов (гараж и два металлических контейнера) не отделены минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 м.
В нарушение п. 45 Правил пожарной безопасности в лесах территория трасс высоковольтных линий электропередачи, расположенных в квартале 25 выдел 53, в квартале 6 выдел 19, в квартале 17 выделы 43 и 48, в квартале 40, а также их охранных зонах, не очищена от порубочных остатков.
Также, вопреки требованиям п.п. 26, 27, 29 Правил пожарной безопасности в лесах не обеспечена очистка трасс линий электропередачи, проходящих по территории заповедника в квартале 25 выдел 53, в квартале 6 выдел 19, в квартале 17 выделы 43 и 48, их охранных зон от сухой травянистой растительности, поживных остатков, валежника, порубочных остатков на полосе шириной не менее 10 м от границ леса. В квартале 25 выдел 53, в квартале 6 выдел 19, в квартале 17 выделы 43 и 38 порубочные остатки длиной не более 2 м не уложены в кучи или валы шириной не более 3 м с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания и разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, срубленные деревья на период пожароопасного сезона не очищены от сучьев и не уложены плотно на землю.
В нарушение п. 36 Правил пожарной безопасности в лесах при обследовании лесной дороги в границах национального парка, используемой ФГБУ "Земля леопарда" для подъезда к кордону "Лиственичный" (земельный участок с кадастровым номером N), в древостое в результате воздействия неблагоприятных погодных условий присутствует значительное количество древесного отпада, захламленность (ветровальные, буреломные и снеголоманные сухостойные деревья).
Кроме того, план тушения лесных пожаров для национального парка "Земля леопарда" не разрабатывался и не утверждался, требования к охране, защите и воспроизводству лесов указанной особо охраняемой природной территории федерального значения, включающие, в том числе требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия, требования к защите лесов (нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий, профилактических мероприятий по защите лесов), не утверждались в составе лесохозяйственного регламента, планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не проводилось, проект освоения лесов отсутствует, соответственно, мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров, не планировались и не исполнялись (ст. 53.1 Лесного кодекса РФ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - заместителя директора по охране территории ФГБУ "Земля леопарда" ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения заместителем директора ФГБУ "Земля Леопарда" ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Заместителем директора ФГБУ "Земля Леопарда" ФИО1 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия заместителя директора ФГБУ "Земля Леопарда" ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, заместитель директора ФГБУ "Земля Леопарда" ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о необходимости исключения выводов о совершении ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, изложенных на стр. 31-34 постановления должностного лица от 7 октября 2021 года N, поскольку лес на территории национального парка "Земля леопардов", где выявлены указанные правонарушения находится на территории Владивостокского и Уссурийского лесничества, то есть на землях лесного фонда, которые учреждению заявителя не предоставлялись и в настоящее время не принадлежат, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность, вынесенных по данному делу актов.
Выражая несогласие с оценкой установленных должностным лицом и судами обстоятельств, заявитель иных доводов, чем те, которые были отвергнуты как необоснованные, не подтвержденные материалами дела, не приводит.
Постановление должностного лица административного органа и судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения заместителя директора ФГБУ "Земля Леопарда" ФИО1 к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание назначено заместителю директору ФГБУ "Земля Леопарда" ФИО1 на основании части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю - начальника отдела государственного надзора за особо охраняемыми территориями и в сфере охоты Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N 12-110/2021 от 7 октября 2021 года, решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 17 ноября 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 7 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора по охране территории ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" имени Н.Н. Воронцова" ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.