Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н.
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-69/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кемеровской области - Кузбасса о признании нормативного правового акта недействующим в части
с апелляционной жалобой департамента лесного комплекса Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 20 февраля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителей департамента лесного комплекса Кузбасса Конюшенко Е.В, Солодовниковой М.П, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 20 ноября 2018 года N 01-06/2725 утверждены лесохозяйственные регламенты Беловского, Гурьевского, Ижморского, Кемеровского, Крапивинского, Кузедеевского, Мариинского, Междуреченского, Мысковского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Промышленновского, Таштагольского, Тисульского, Тяжинского, Чебулинского, Юргинского, Яйского, Яшкинского лесничеств Кемеровской области (далее - Приказ N 01-06/2725).
В приказ N 01-06/2725 в части лесохозяйственных регламентов неоднократно вносились изменения.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" www.zakon.kemobl.ru 27 ноября 2018 года, а также на официальном сайте департамента лесного комплекса Кемеровской области.
Лесохозяйственные регламенты, утвержденные Приказом N 01-06/2725, состоят из отдельных глав, включающих разделы, подразделы.
В структуре главы 1 "Общие сведения" содержится в числе прочих раздел 1.1.5 "Распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов", в таблице 1.1.5.1 которого закреплено распределение лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов.
Согласно вышеуказанной таблице в составе лесохозяйственных регламентов Беловского, Гурьевского, Ижморского, Кемеровского, Крапивинского, Мариинского, Междуреченского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Промышленновского, Тисульского, Чебулинского, Юргинского, Яйского и Яшкинского лесничеств, к эксплуатационным лесам отнесены в том числе:
кварталы 1 - 16, 21, 23 - 32, 43 урочища Чигирское, часть квартала 4 урочища МО Пермяковское с.п, кварталы 2, 3, части кварталов 1, 4, 7, 8, 11 урочища МО Инюшенское с.п. Чигирского участкового лесничества, квартал 20 урочища МО Пермяковское с.п. Каралдинского участкового лесничества, часть квартала 12 урочища МО Пермяковское с.п. Чекмаревского участкового лесничества, часть квартала 2 урочища МО Старобачатское с.п.
Бачатского участкового лесничества Беловского лесничества, кварталы 1 - 9, 12 - 17, 86 - 88, часть квартала 67 урочища Касьминское, квартал 3, часть квартала 4 урочища Урское Касьминского участкового лесничества, кварталы 1 - 37, часть квартала 38 урочища Гавриловского Гавриловское участкового лесничества, кварталы 47 - 55 урочища Бирюлинское, квартал 27 урочища Урское Бирюлинского участкового лесничества, кварталы 3, 4, 7 урочища Кочкуровское Салаирского участкового лесничества Гурьевского лесничества, квартал 2 урочища Красноярское, кварталы 168 - 174, 184 - 187, 211 - 217, 225, 226 урочища с-з "Симбирский" Красноярского участкового лесничества Ижморского лесничества, кварталы 61, 62, 70, 71, 79, 87, 89 урочища Успенское-1 Барзасского участкового лесничества, кварталы 6, 10 - 12, 16 - 30, 32 - 35, 40, 42, 45 - 48, 52 - 53, 57, 58, 60 - 62, 64, 65, части кварталов 3 - 5, 9, 14, 15, 31, 36 - 39, 41, 55, 59, 63 урочища Камжалинское Промышленновского участкового лесничества Кемеровского лесничества, кварталы 6, 8, часть квартала 9 урочища Тарадановское Крапивинского участкового лесничества, кварталы 10, 13 - 18, 23 - 25, части кварталов 9, 11, 12, 20, 21 урочища Арсеновское, кварталы 1 - 4, 6, 7, 9 - 15, 17, 19 - 25, 28 - 34, часть кварталов 5, 16, 18 урочища Аило-Атынаковское Аило-Атынаковского участкового лесничества, кварталы 68, 73, 74, части кварталов 66, 67, 72, 76, 77 урочища Тайдонское, кварталы 88, 90, 91, 98 - 102, 121 - 128, 156, части кварталов 84 - 87, 89, 92 - 95, 144, 145, 148 урочища Медвежское, части кварталов 8, 19 урочища Арсеновское Медвежского участкового лесничества Крапивинского лесничества, кварталы 67, 68, 70, 71, 76, 77, 79 - 101, 113 - 162 урочища Комиссаровское, кварталы 26 - 37 урочища Зеленая горка Комиссаровского участкового лесничества, кварталы 13, 17 урочища Берикульское Сельского участкового лесничества Мариинского лесничества, кварталы 3, 16, части кварталов 1, 2, 4-15, 17-29 урочища Алгуйское, кварталы 1 - 7, 10, 14, 25 - 27, 36,
части кварталов 8, 9, 11-13, 15-24, 28-35, 37, 39 урочища Бельсу участкового лесничества Поднебесные зубья Междуреченского лесничества, кварталы 1, 3 урочища Ерунаковское Ерунаковского участкового лесничества Новокузнецкого лесничества, кварталы 1 - 89 урочища Вагановское, кварталы 3, 7 - 11, часть кварталов 2, 5 урочища Вагановская сельская территория Вагановского участкового лесничества Промышленновского лесничества, кварталы 58, 59, части кварталов 63, 64 Тисульского участкового лесничества, часть квартала 33 Комсомольского участкового лесничества, кварталы 28 - 30, 34 - 36, 51, 72, 73, 83, 84, 93, 249 - 251, части кварталов 6, 8-12, 14-22, 25-27, 85, 94, 114, 253 - 254 Макаракского участкового лесничества Тисульского лесничества, квартал 30 урочища Чебулинское, кварталы 15, 19, 20 урочища Чебулинское сельское Чебулинского участкового лесничества, кварталы 1 - 6, части кварталов 7, 8 урочища Сибиряк, кварталы 1 - 3, 7, части кварталов 6, 8, 14 урочища Николаевское сельское Николаевского участкового лесничества, кварталы 8, 16 - 18, 32, 41, части кварталов 6, 7, 9, 10, 19, 20, 33, 34, 42, 43, 51, 52 урочища Чумайское, кварталы 29, 33, части кварталов 5, 20, урочища Чумайское сельское, кварталы 4, 12, 14, 16 - 20, части кварталов 2, 3 урочища Розовское Чумайского участкового лесничества Чебулинского лесничества, кварталы 1 - 45, 47 - 66, 69, 70 урочища Проскоковское, кварталы 1, 6, 8, 10, части кварталов 2-5, 7, 9, 11 урочища Россия, кварталы 1 - 3, 5 - 7 урочища Правда, кварталы 1 - 5, 7 - 9, части кварталов 6, 10, 12 урочища Исток, кварталы 1 - 4, 6 урочища Заозёрное Проскоковского участкового лесничества, кварталы 67 - 73 урочища Новоромановское-1, кварталы 11 - 15 урочища Арлюкское-1, квартал 8, части кварталов 7, 9 урочища Прогресс, кварталы 2, 4 урочища Машстройзавод Новоромановского участкового лесничества, кварталы 15, 24 урочища Зарубинское Зарубинского участкового лесничества, части кварталов 1 - 4 урочища Лукошкинское, кварталы 40, 41, 43 - 46, части
кварталов 42, 47 урочища Усть-Сосновское Шишинского участкового лесничества Юргинского лесничества, кварталы 1 - 6, 8 - 13, 18, часть кварталов 7, 14, 19, 24, 28 урочища Вознесенское-1, кварталы 1 - 34, 36 - 56, часть квартала 35 урочища Емельяновское, кварталы 1 - 7, 10 - 15, 17, 20 - 23, 28 - 31, 37 - 39, 48 - 49, 50-54, 77, 80, 81, части кварталов 8, 9, 16, 18, 19 урочища Вознесенское-2, кварталы 1, 2, 7, 8, 9, 14, часть кварталов 16, 17 урочища Первомайское Лебедянского участкового лесничества, кварталы 47, 53-55, 60, 62, 63 урочища Улановское Яйского участкового лесничества Яйского лесничества, кварталы 17, 18, 22 - 24, 28 - 33, 36 - 40, 42 - 48 урочища Пачинское-1, кварталы 117, 119 - 122, 130 - 136, 147 - 153, 166 - 172, 176, 177, 181, 183 - 185, 188, 191 - 193, части кварталов 146, 163 - 165, 178 - 180, 182, 190, 195 урочища Пачинское-2, кварталы 196 - 198, 201 - 203, 205, 206, часть кварталов 199, 200, 207 урочища Колмогоровское, кварталы 77, 78 урочища Таловское Пачинского участкового лесничества Яшкинского лесничества, кварталы 36, 37 урочища Нарыкское, квартал 9 урочища Талдинское Еловского участкового лесничества Прокопьевского лесничества.
Прокурор Кемеровской области - Кузбасса обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия Приказа N 01-06/2725 в части отнесения лесохозяйственными регламентами Беловского, Гурьевского, Ижморского, Кемеровского, Крапивинского, Мариинского, Междуреченского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Промышленновского, Тисульского, Чебулинского, Юргинского, Яйского и Яшкинского лесничеств лесных участков особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным лесам, указанным в таблице N 1.1.5.1 раздела 1.1.5 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов" в вышеперечисленных границах.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отнесение лесных кварталов и их частей, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам противоречит положениям федерального законодательства, а именно статьям 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, а также положениям Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку указанные леса должны быть отнесены к защитным лесам. Неправомерное отнесение вышеперечисленными лесохозяйственными регламентами лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам, не соответствует целям их создания, поскольку допускает осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, оспариваемые положения Приказа N 01-06/2725 противоречат Лесному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в той части, в которой леса, отнесенные таблицей 1.1.5.1 раздела 1.1.5 к категории эксплуатационных в соответствующих кварталах или их частях, расположены в границах особо охраняемых природных территорий.
Решением Кемеровского областного суда от 20 февраля 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратился департамент лесного комплекса Кузбасса (далее также - Департамент), в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения частей 2 и 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что утверждая лесохозяйственные регламенты, Департамент действовал в пределах своих полномочий. По мнению административного ответчика, суд не учел, что распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов на территории Кемеровской области выполнено в соответствии с приказом Рослесхоза. Также суд не дал оценку тому обстоятельству, что органами государственной власти в рамках согласования проведена правовая и антикоррупционная экспертиза и выдано положительное заключение на проект приказа. Для исключения видов деятельности на землях лесного фонда в границах особо охраняемых природных территориях Кемеровского области - Кузбасса, противоречащих законодательству, включая все виды рубок, в том числе, сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений лесопользователями, которые приводят к частичному уничтожению особо охраняемые природные территории и потере ими своей ценности, Департаментом внесены изменения в лесохозяйственные регламенты Междуреченского, Новокузнецкого, Яйского, Кузедеевского, Прокопьевского, Тисульского, Яшкинского лесничеств. Работы по внесению изменений в оставшиеся регламенты планируются по мере внесения иных изменений. Кроме того, по состоянию на 1 января 2023 года в границах особо охраняемых природных территорий действуют заключенные до 2019 года по результатам торгов договоры аренды лесных участков для заготовки древесины.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1.1 Положения о департаменте лесного комплекса Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31 июля 2014 года N 303, департамент лесного комплекса Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий.
Пунктом 4.2.9 вышеназванного положения к государственным полномочиям Департамента отнесены разработка и утверждение лесного плана автономного округа и лесохозяйственных регламентов.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами суд пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, официального опубликования.
По данным основаниям Приказ N 01-06/2725 не оспаривается.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что созданные на территории Кемеровской области - Кузбасса особо охраняемые природные территории: государственные природные заказники Кемеровской области - Кузбасса "Бунгарапско-Ажендаровский", "Салтымаковский", "Салаирский", "Горскинский", "Антибесский", "Барзасский", "Писаный", "Бельсинский", "Чумайско-Иркутяновский", "Нижне-Томский", "Раздольный", "Китатский", Положения о которых утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственных природных заказниках Кемеровской области - Кузбасса" от 14 октября 2009 N 412, государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Караканский", Положение о котором утверждено постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О создании особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника Кемеровской области - Кузбасса "Караканский" от 09 апреля 2012 года N 133, государственный комплексный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Бачатские сопки", Положение о котором утверждено постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственном комплексном природном заказнике Кемеровской области - Кузбасса "Бачатские сопки" от 26 июля 2017 года N 394, а также государственный комплексный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Черновой Нарык", Положение о котором утверждено постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственном комплексном природном заказнике Кемеровской области - Кузбасса "Черновой Нарык" от 25 мая 2018 года N 186, расположены в границах земель лесного фонда.
В оспариваемом нормативном правом акте в таблице 1.1.7.1 "Перечень особо охраняемых природных территорий на территории лесничества" раздела 1.1.7 Лесохозяйственных регламентов Беловского, Гурьевского, Ижморского, Кемеровского, Крапивинского, Мариинского, Междуреченского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Промышленновского, Тисульского, Чебулинского, Юргинского, Яйского и Яшкинского лесничеств содержатся сведения о местоположении особо охраняемых природных территорий в границах лесничеств.
Так, государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Бунгарапско-Ажендаровский", расположен в границах Беловского и Крапивинского лесничеств: кварталы с 1 по 40, части квартала 43 урочища Чигирского, части квартала 4 урочища МО Пермяковское с.п, кварталы 1 - 4, 8, части кварталов 7, 11 урочища МО Инюшенское с.п. Чигирского участкового лесничества (том 1 л.д. 38 - 39), кварталы 6, 8, 9 урочища Тарадановское Крапивинского участкового лесничества, кварталы 9 - 12, части кварталов 13 - 18, 20, 21, 23 - 25 урочища Арсеновское, кварталы 1 - 4, 6 - 25, 28 - 34, части кварталов 5, 26, 27 урочища Аило-Атынаковское Аило-Атынаковского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Караканский" расположен в границах Беловского лесничества, в том числе, в квартал 20 урочища МО Пермяковское с.п. Каралдинского участкового лесничества, часть квартала 12 урочища МО Пермяковское с.п. Чекмаревского участкового лесничества.
Государственный комплексный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Бачатские сопки" расположен в границах Беловского лесничества: часть квартала 2 урочища МО Старобачатское с.п. Бачатского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Салтымаковский" расположен в границах Крапивинского лесничества: кварталы 72, 73, 76, 77, части кварталов 66, 67, 68, 74 урочища Тайдонское, кварталы 86, 88 - 94, 98 - 102, 121 - 128, 144, части кварталов 84, 85, 87, 95, 145, 148, 156 урочища Медвежское, части кварталов 8, 19 урочища Арсеновское Медвежского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Салаирский" расположен в границах Гурьевского и Промышленновского лесничеств: кварталы 4, 5, 8, 9, 12, 13, 15, 17, части кварталов 1 - 3, 6, 7, 14, 16, 67, 86 - 88 урочища Касьминского, квартал 3, часть квартала 4 урочища Урского Касьминского участкового лесничества (том 1 л.д. 53 - 55), кварталы 1 - 3, 5 - 11, 14 - 19, 22 - 28, 31 - 7, 40 - 71, 73 - 77, 80 -83, 86 - 88, части кварталов 4, 12, 13, 20, 21, 29, 30, 38, 39, 72, 78, 79, 84, 85, 89 урочища Вагановское, кварталы 3, 5, 7 - 11, часть квартала 2 урочища Вагановская сельская территория Вагановского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Горскинский" расположен в границах Гурьевского лесничества, в том числе, в кварталах 1 - 37, части квартала 38 урочища Гавриловское Гавриловского участкового лесничества, в кварталах 47 - 55 урочища Бирюлинское, в кварталах 22, 25, части кварталов 20, 27 урочища Урское Бирюлинского участкового лесничества, в кварталах 3, 4, части квартала 7 урочища Кочкуровское Салаирского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Антибесский" расположен в границах Ижморского, Мариинского и Чебулинского лесничеств: квартал 2 урочища Красноярское, кварталы 168 -174, 184 - 187, 211 - 217, 225, часть квартала 226 урочища с-з "Симбирский" Красноярского участкового лесничества, кварталы 1 - 162 урочища Комиссаровское, кварталы 26 - 37 урочища Зеленая горка Комиссаровского участкового лесничества, кварталы 13, 17 урочища Берикульское Сельского участкового лесничества, квартал 30 урочища Чебулинское, кварталы 6, 8, 9, 14 - 16, 19, 20, части кварталов 1-4, 7, 10, 17, 18, 21 урочища Чебулинское сельское Чебулинского участкового лесничества, кварталы 1 - 4, части кварталов 5 - 8 урочища Сибиряк, квартал 3, части кварталов 1, 2, 6 - 8, 14 урочища Николаевское сельское Николаевского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Барзасский" расположен в границах Кемеровского лесничества, в том числе, в квартале 70, части кварталов 61, 62, 71, 79, 87, 89 урочища Успенское-1 Барзасского участкового лесничества, в кварталах 10 - 12, 14 - 58, 62, 62, 65, части кварталов 3 - 6, 9, 59, 60, 63, 64 урочища Камжалинское Промышленновского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Писаный", расположен в границах Яшкинского лесничества: кварталы 28 - 30, 36 - 40, 42 - 54, 56 - 61, части кварталов 17, 18, 22 - 24, 31 - 33 17, 18, 22-24, 28-33 урочища Пачинское-1, кварталы 117, 119-122, 132 - 136, 146 - 153, 163 -172, 176 - 185, 188 - 195, части кварталов 130, 131 урочища Пачинское-2, кварталы 196 - 203, 205 - 207, часть квартала 204 урочища Колмогоровское, часть кварталов 77, 78 урочища Таловское Пачинского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Бельсинский" расположен в границах Междуреченского лесничества: кварталы 1 - 29 урочища Алгуйское, кварталы 1 - 37, 39 урочища Бельсу участкового лесничества Поднебесные зубья.
Государственный комплексный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Черновой Нарык" расположен в границах Новокузнецкого и Прокопьевского лесничеств: кварталы 1, 3 урочища Ерунаковское Ерунаковского участкового лесничества, части кварталов 36, 37 урочища Нарыкское, часть квартала 9 урочища Талдинское Еловского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Чумайско-Иркутяновский" расположен в границах Тисульского и Чебулинского лесничеств: части кварталов 58, 59, 63, 64 Тисульского участкового лесничества, частьи квартала 33 Комсомольского участкового лесничества, кварталы 6, 7 - 14, 15, 16 - 23, 24 - 32, 34 - 37, 38, 39, 40, 41, 45 - 48, 51, 52 - 54, 55, 60 - 64, 72 - 74, 83 - 85, 93, 94, 114, 249 - 254, части кварталов 5ч, 33ч, 112ч Макаракского участкового лесничества, кварталы - 0 10, 18 - 20, 33, 34, 42, 43, 52, части кварталов 16, 17, 32, 41, 51 урочища Чумайское, части кварталов 5, 20, 29, 33 урочища Чумайское сельское, кварталы 2, 3, 11, 16, 17, 20, части кварталов 4, 12, 14, 18, 19 урочища Розовское Чумайского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Нижне-Томский" расположен в границах Юргинского лесничества: кварталы 1 - 69, часть квартала 70 урочища Проскоковское, кварталы 1 - 11 урочища Россия, кварталы 1 - 3, 5 - 7 урочища Правда, кварталы 1 - 10, часть квартала 12 урочища Исток, кварталы 1 - 4, 6 урочища Заозёрное Проскоковского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Раздольный" расположен в границах Юргинского лесничества: кварталы 67 - 73 урочища Новоромановское-1, кварталы 11 - 15 урочища Арлюкское-1, кварталы 8, 9, часть квартала 7 урочища Прогресс, кварталы 2, 4 урочища Машстройзавод Новоромановского участкового лесничества, кварталы 15, 24 урочища Зарубинское Зарубинского участкового лесничества, части кварталов 1 - 4 урочища Лукошкинское, кварталы 40, 41, 43 - 46, части кварталов 42, 47 урочища Усть-Сосновское Шишинского участкового лесничества.
Государственный природный заказник Кемеровской области - Кузбасса "Китатский" расположен в границах Яйского лесничества: кварталы 1 - 14, 19, 22, части кварталов 18, 24, 28 урочища Вознесенское-1, кварталы 1 - 56 урочища Емельяновское, кварталы 1 - 23, 28 - 31, 37 - 39, 50 - 54, 56 - 60, 80, 81, части кварталов 48 - 49, 77, 83, 84 урочища Вознесенское-2, кварталы 1, 7, 8, 14 - 17, 25 - 27, 37 - 39, 53, 54, части кварталов 2, 9, 28, 36, 40 урочища Первомайское Лебедянского участкового лесничества, кварталы 53 - 55, 60, 62, 63, часть квартала 47 урочища Улановское Яйского участкового лесничества.
Между тем на территории лесничеств не выделена категория защитных лесов - "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях" (подраздел 1.1.5.1 раздела 1.1.5 Лесохозяйственных регламентов).
Напротив, раздел 1.1.5 Лесохозяйственных регламентов содержит таблицу 1.1.5.1, согласно которой в ряде случаев леса, расположенные на вышеперечисленных лесных участках особо охраняемых природных территорий, отнесены к категории эксплуатационных.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия учитывает, что отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункты 1, 3 - 5 части 1 статьи 1 поименованного Кодекса).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с составляемым на срок до десяти лет обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесохозяйственным регламентом лесничества, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором наряду с другими вопросами в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2 и 4, пункты 2 и 4 части 5, части 6 и 7 статьи 87, часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 (далее - Приказ Минприроды N 72).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.
В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав содержание Положений о создании особоохраняемых территорий Кемеровской области - Кузбасса, суд отметил, что они имеют биологический (ботанический и зоологический) профиль, предназначены для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных, природных комплексов и биологического разнообразия, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, верно указал, что поскольку цели освоения, предусмотренные для эксплуатационных лесов, не соответствуют целям создания заказников, то отнесение лесных кварталов, включенных в состав заказников (особо охраняемых природных территорий), к эксплуатационным лесам противоречит положениям действующего законодательства.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Несмотря на установленное правовое положение заказников Кемеровской области - Кузбасса, на территории лесничеств не выделена категория защитных лесов "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях", лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам, что противоречит, как правильно указал суд, положениям статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в результате отнесения оспоренными лесохозяйственными регламентами лесных участков, включенных в состав природных заказников, к эксплуатационным лесам, в границах названных особо охраняемых природных территорий разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания заказника, природного парка и памятника природы и нарушает права лиц, проживающих на территории Кемеровской области - Кузбасса, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Доводам административного ответчика о том, что оспариваемые регламенты приняты во исполнение приказов Рослесхоза от 27 декабря 2010 года N 511 и 28 декабря 2011 года N 577 "Об отнесении лесов на территории Кемеровской области к ценным, эксплуатационным лесам и установлении их границ", а также приказа Рослесхоза от 14 февраля 2022 года N 51 "Об отнесении лесов на территории Таштагольского лесничества Кемеровской области к защитным лесам и эксплуатационным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приложение 4 к приказу Федерального агентства лесного агентства от 28.12.2011 N 577" судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, поскольку правового значения данные доводы не имеют, установлено противоречие оспариваемых норм нормам, имеющим большую юридическую силу.
Более того, объектом судебного нормоконтроля в настоящем случае является Приказ N 01-06/2725, а не вышеприведенные приказы Рослесхоза.
Судом правомерно не принят во внимание довод Департамента о наличии полномочий по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам у Федерального агентства лесного хозяйства, а оспариваемые лесохозяйственные регламенты устанавливает только лишь принадлежность вышеуказанных лесных участков лесов на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства, поскольку именно в оспариваемом приказе содержатся нормы от отнесении лесных участков, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения, к эксплуатационным лесам.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно отклонил ссылки административного ответчика на лесной реестр.
Установленные административным ответчиком в лесохозяйственных регламентах ограничения в виде сносок под таблицами с указаниями на запрет осуществления заготовок древесины, а также внесение изменений выводы суда не опровергают.
В данном случае установлено, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий; императивные нормы о недопустимости отнесения лесных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, изложены в положениях статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о допущенном административным ответчиком превышении пределов предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, в результате чего в границах природных заказников оказались разрешены виды использования эксплуатационных лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, правильными являются выводы суда о том, что указанные последствия вступили в противоречие с целями создания заказников и нарушают права Российской Федерации в области государственной политики защиты особо охраняемых природных территорий, а также права лиц, постоянно или временно проживающих на территории Кемеровской области - Кузбасса, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда о противоречии оспариваемого приказа требованиям федерального законодательства в обжалуемом судебном акте обоснован и мотивирован.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения решения суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента лесного комплекса Кузбасса - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.