Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В.
судей Жудова Н.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, Управлению ФСИН России по Тамбовской области и ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в постановке на профилактический учет, продлении профилактического учета, обязании снять с профилактического учета, Заслушав доклад судьи Жудова Н.В, выслушав объяснения административного истца ФИО2, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, а также его представителя адвоката ФИО7, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 (далее также административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в постановке его на профилактический учет, продлении профилактического учета. Просил снять его с профилактического учета.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, с существенным нарушением процедуры, установленной Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N72.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 19 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение административной комиссии, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ФИО2 на профилактический учет как осужденного за преступления сексуального характера, а также дальнейшее продление срока профилактического учета; на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность снять ФИО2 с профилактического учета, поставленного на основании решения административной комиссии, оформленной протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 21 декабря 2022 года решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 19 августа 2022 отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 марта 2023 года, а также дополнениях к кассационной жалобе, поставлен вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции в связи с его незаконностью.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения, в связи со следующим.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).
Согласно пункту 5 Инструкции профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8).
При этом, в соответствии с пунктом 24 Инструкции на профилактический учет берутся, в частности, осужденные (подозреваемые и обвиняемые), склонные к совершению суицида и членовредительству, а также посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осужден по "данные изъяты", предусмотренным "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года N377-ФЗ), с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 года, в соответствии с "данные изъяты" УК РФ по совокупности преступлений, к "данные изъяты" с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься педагогической деятельностью, связанной с преподавательской и воспитательной работой, на срок "данные изъяты", с ограничением свободы на срок "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ он прибыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, где до настоящего времени отбывает наказание.
В соответствии с выпиской из протокола заседания административной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на профилактический учет на основании приказа МЮ РФ N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 было решено поставить на профилактический учет на 6 месяцев, как склонного к совершению суицида и членовредительства и как осужденного за преступление сексуального характера по "данные изъяты" УК РФ.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение о постановке административного истца на профилактический учет было принято до прибытия ФИО2 в исправительное учреждение, что является нарушением положений Инструкции, требующих личного присутствия осужденного при решении данного вопроса. Поскольку установленная Инструкцией процедура постановки на профилактический учет была нарушена, дальнейшее продление профилактического учета ФИО2 также по мнению суда не может быть признано правомерным.
Кроме того, судом в порядке статьи 219 КАС РФ административному истцу был восстановлен срок для обращения в суд с соответствующим административным иском.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав со ссылкой на материалы личного дела ФИО2 о том, что последний ранее (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) ставился на профилактический учет по указанным выше основаниям, в связи с чем его постановка на профилактический учет в ДД.ММ.ГГГГ носила автоматический характер.
Также суд апелляционной инстанции признал несостоятельным вывод суда первой инстанции о возможности восстановления ФИО2 срока для обращения в суд с соответствующим административным иском, придя к выводу об отсутствии уважительности причин его пропуска.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены данного судебного акта и оставлении в силе решения суда первой инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на отсутствие, предусмотренных законом оснований для постановки его на профилактический учет, как склонного к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку согласно пункту 39 указанной Инструкции, правовые основания для постановки на данный вид учета имелись, что подтверждено материалами дела. Соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения судом проверено, в кассационной жалобе не опровергнуто.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Кассационное определение изготовлено 5 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.