Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации по реализации социально-правовых программ "Лилит", Дзугкоевой Регины Николаевны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2022 года (дело N 2а-728/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2022 года (дело N 33а-5330/2023) по административному делу по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации по реализации социально-правовых программ "Лилит", Дзугкоевой Регины Николаевны к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Работник Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (далее по тексту - Минюст России, административный ответчик) от 17 декабря 2021 года N 1471-р Автономная некоммерческая организация по реализации социально-правовых программ "Лилит" (далее по тексту - АНО "Лилит", административный истец, организация) включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Считая указанное распоряжение незаконным, АНО "Лилит" и руководитель организации Дзугкоева Р.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании названного распоряжения и возложении обязанности исключить сведения об организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требования мотивированы тем, что организация не осуществляла политическую деятельность, не получала иностранное финансирование. Распоряжение нарушает права на ассоциацию, свободу выражения мнения, запрет дискриминации и нарушает пределы ограничения прав, установленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба АНО "Лилит" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе АНО "Лилит" и Дзугкоевой Р.Н. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм процессуального и материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов, обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается на недоказанность осуществления организацией политической деятельности, иностранного финансирования.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 24 апреля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, руководителем организации является Дзугкоева Р.Н, учредителями: Дзугкоева Р.Н, Галушкин И. Д, Калиничева А. А.
Согласно Уставу организации, целью деятельности организации является предоставление услуг в сфере социальной защиты, психологической помощи и поддержки граждан путём реализации и поддержки социальных и правовых проектов, направленных на достижение общественно-полезной цели - оказание социальной, психологической и правовой помощи населению, содействие гармоничному развитию российского общества и права, а также развитие общественно-значимых волонтерских инициатив.
23 ноября 2021 года в Минюст России из Главного управления Минюста России по Приморскому краю поступила информация, согласно которой руководитель АНО "Лилит" Дзугкоева Р.Н, которая также является руководителем незарегистрированного Дальневосточного общественного движения "Маяк", включенного распоряжением Минюста России от 17 декабря 2021 года N 1470-р в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, осуществляет политическую деятельность, направленную на формирование общественного мнения.
Согласно информации с сайта Движения (http://dodmayak.ru) Дзугкоева Р.Н. принимает участие в акциях протеста, где с другими участниками выходит на улицу с плакатами.
На сайте Движения размещена информация о том, что Дзугкоева Р.Н. выступает за отмену статьи 6.21 КоАП РФ, запрещающей пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди "данные изъяты".
15 ноября 2021 года руководитель организации Дзугкоева Р.Н, используя личный аккаунт в социальной сети Инстаграм с 970 подписчиками (https://www.instagram.com/regina_dzugkoeva/), после подачи Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации иска о ликвидации Международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", ранее признанной иностранным агентом, начала сбор подписей под петицией в поддержку указанной некоммерческой организации (https://www.instagram.eom/p/ CWStWD6I2CO/). Дзугкоева Р.Н. призывает консолидировать протестное общественное мнение в форме петиции в целях противостояния открытых политических репрессий со стороны государства. Она указала, что сообщит интернет-ссылку, на которой необходимо поставить подпись, после запроса к ней в Директ (личного сообщения в социальной сети Инстаграм).
Согласно ответу Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному Федеральному округу со счёта Благотворительного фонда социально-правовой помощи "Сфера" (включен Минюстом России 01 марта 2016 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) перечислены следующие денежные средства на счёт организации: (оплата по договору благотворительной помощи) на счет Дзугкоевой Р.Н. с назначением платежа - благотворительная помощь; на счёт Калиничевой А.А. с назначением платежа - оплата по договору благотворительной помощи; на счёт Галушкина И.Д. с назначением платежа - оплата по договору благотворительной помощи, с Благотворительного фонда "Сфера" является организацией-оператором Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть (08 ноября 2021 года включенного Министерством юстиции Российской Федерации в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента).
На сайте Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть" размещена информация о сборе пожертвований, в реквизитах для оплаты получателем платежа указан Благотворительный фонд "Сфера".
Согласно информации, размещенной на сайте Движения, а также на сайте Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть" Движение является коллективным участником Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть".
При этом печать организации стоит на сертификатах, выдаваемых Движением, в частности, на сертификате об участии в конференции по теме "Предотвращение травли по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в учебном заведении", что позволяет соотнести взаимосвязи деятельности Организации и Движения.
Также на счёт организации поступили денежные средства со счетов иностранных лиц: от ILGA EUROPE IVZW (Королевство Бельгия) и от ALL OUT ACTION FUND INC (США).
17 декабря 2021 года Минюстом России принято оспариваемое распоряжение, которое предварительно согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Уведомление о принятом распоряжении направлено административному истцу 20 декабря 2021 года.
Информация о включении административного истца в Реестр размещена на официальном сайте Минюста России.
Разрешая административный спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, принято в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому оснований, с соблюдением процедуры принятия распоряжения, без нарушения прав и законных интересов административного истца. При этом суд установил, что организация распространяла предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получив денежные средства из иностранного источника.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального, с соблюдением норм процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах, подтверждены доказательствами, которым дана верная правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для включения Общества в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, были предметом судебных разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны судами несостоятельными.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1919 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее по тексту - Закон о СМИ) установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации (статья 29).
В соответствии со статьёй 6 Закона о СМИ юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников (часть 3). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из нег; информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, с учётом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наименование организации и др.", возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
Оснований полагать, что приведенные выше нормы права применены судами обеих инстанций неверно, не имеется.
Принимая во внимание установленный факт получения иностранного финансирования и участия в политической деятельности, у Минюста России имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 17 декабря 2021 года N 1471-р о включении АНО "Лилит" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Вопреки доводам кассационной жалобы процедура принятия оспариваемого распоряжения и уведомления о нём, административным ответчиком не нарушена, факты дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличие политических мотивов оспариваемого распоряжения, не установлены, права административного истца, в том числе, на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не нарушены.
Вопреки доводам кассационной жалобы о недоказанности иностранного финансирования, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808.
Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).
В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусмотрено, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.
Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.
Оспариваемые действия Минюста России о включении АНО "Лилит" в реестр основаны, в том числе, на информации, предоставленной указанным выше органом об иностранном финансировании. Оснований считать предоставленную Росфинмониторингом информацию недостоверной, не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правильно определили характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательства, постановили судебные акты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Позиция административного истца, отраженная в его кассационной жалобе, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, и оснований, предусмотренных статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации по реализации социально-правовых программ "Лилит" и Дзугкоевой Р.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.