Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Шамрай М.С, Курлаевой Л.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Марины Владимировны к ГУ ОПФР по Тверской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Романовой Марины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам тверского областного суда от 24 января 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К,
УСТАНОВИЛА:
Романова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности, ссылаясь на незаконность решения ответчика от 22.12.2020 года об отказе в установлении пенсии и исключении из специального стажа периода ее работы в ООО "Санаторий Митино" с 16.06.1998 г. по 3006.1998 в должности "данные изъяты", с 01.07.1998 по 22.05.2009 в должности "данные изъяты", с учетом льготного исчисления за работу в сельской местности (1 год за 1 год 3 месяца) в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил подсчета специального стажа от 29.10.2002 года N781.
Просила обязать ГУ ОПФР по Тверской области признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включив в льготный стаж период работы в ООО "Санаторий Митино" в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 месяца, период работы, связанной с лечебной деятельностью с 16.06.1998 по 22.05.2009, за исключением административных отпусков и периодов неполной занятости, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Московского районного суда г. Твери от 18 октября 2022 года исковые требования Романовой М.В. удовлетворены, на Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области возложена обязанность включить в специальный стаж (один год работы как один год и три месяца) Романовой Марине Владимировне период работы в ООО "Санаторий Митино" с 16.06.1998 г. по 22.05.2009 года, за исключением административных отпусков и периодов с неполной занятостью, в пользу истца с ответчика взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 24 января 2023 года решение Московского районного суда г. Твери от 18 октября 2022 года в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в ООО "Санаторий Митино" с 01.11.1999 г. по 22.05.2009 года (один год работы как один год и три месяца) отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В кассационной жалобе Романова М.В. просит отменить апелляционное определение, полагает правильными выводы суда первой инстанции об установлении тождественности выполняемой деятельности ООО "Санаторий Митино" деятельности учреждения с наименованием санаторий, неверными выводы суда второй инстанции о том, что организационно-правовая форма учреждения влияет на оценку пенсионных прав медицинских работников, чьи должности поименованы в Списках.
В отзыве на кассационную жалобу представитель третьего лица ООО "Санаторий Митино" Сергеева Т.В. соглашается с доводами кассационной жалобы.
В судебное заседание кассационного суда лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились (кассатору извещение вручено 16 мая 2023 года согласно отчету об отслеживании почтового отправления на сайте Почта России).
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва третьего лица на жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при отмене решения суда первой инстанции в части и принятии нового решения в отмененной части не допущено.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 04.09.2020 Романова М.В. обратилась в УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 22.12.2020 в назначении досрочной пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности (30 лет в сельской местности).
Пенсионным органом установлен стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 15 лет 26 дней.
Из подсчета специального стажа исключены периоды с 16.06.1998 по 22.05.2009 (в том числе административные отпуска: 26.05.1999, с 06.01.2007 по 13.01.2007, с 06.02.2007 по 10.02.2007, учебные отпуска: с 02.10.2006 по 21.10.2006, с 15.01.2007 по 03.02.2007, с 20.02.2007 по 07.03.2007, с 21.05.2007 по 16.06.2007, с 08.01.2008 по 10.02.2008, с 26.05.2008 по 29.06.2008, с 12.01.2009 по 07.02.2009, с 13.02.2009 по 14.02.2009, с 27.02.2009 по 28.02.2009, с 20.03.2009 по 21.03.2009, с 10.04.2009 по 11.04.2009, с 15.05.2009 по 16.05.2009, административный отпуск по уходу за ребенком 28.04.2000 г.р. до 1, 5 лет с 04.07.2000 по 18.12.2000, период неполной занятости: с 01.06.2002 по 30.06.2002, с 01.03.2004 по 31.03.2004, с 01.04.2004 по 30.04.2004) в должности "данные изъяты" в ТОО (ООО) "Санаторий Митино".
ТОО "Санаторий Митино" в 1998 году изменило организационно-правовую форму в результате преобразования в ООО "Санаторий Митино", согласно учредительных документов, лицензии на осуществление медицинской деятельности общество является коммерческой организацией, целями и предметом деятельности которой является организация санаторно-курортного обслуживания лиц, прибывших в санаторий, извлечение прибыли, относится к многопрофильному санаторию.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Романовой М.В. в полном объеме, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, дав правовую оценку обстоятельствам дела и представленным доказательствам, пришел к выводу о возможности включения в специальный стаж периода работы в должности палатной медсестры, медсестры процедурного кабинета в ООО "Санаторий Митино" с 16 июня 1998 по 31 октября 1999 г. (за исключением административного отпуска 26.05.1999), поскольку с 01.11.1999 после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных, в связи с чем период работы истца до указанной даты может быть включен в специальный стаж независимо от общего профиля медицинской деятельности и наименования, формы собственности ООО "Санаторий Митино".
В указанной части судебные постановления не обжалуются в кассационном порядке, в с связи с чем по правилам части 1 статьи 365.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Удовлетворяя исковые требования в остальной части периода работы с 01.11.1999 по 22.05.2009, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, Список N 781 от 29.10.2002 года, части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что по структуре, форме деятельности общество является сходным с учреждением типа "санаторий", в составе общего профиля санатория в нем осуществляется лечение больных с последствиями полиомиелита; гематологических больных; больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что соответствует указанному в Списке N 781 профилю санаторно-курортного лечения, что создает совокупность условий для включения в специальный стаж данного периода в льготном исчислении (один год работы как один год и три месяца).
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, указал на неправильное применение и ошибочное толкование судом норм материального права, отменил решение и постановилновое об отказе в удовлетворении иска.
При этом суд второй инстанции, руководствуясь положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 21 Списка от 1999 года N 1066 и Списка N 781 от 2002г, исходил из того, что с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, которое стало предусматривать включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, только медицинским работникам санаториев определенного профиля, поименованного в указанных списках, работа по медицинским специальностям в санаториях общего профиля, даже если в его составе имеется указанных в списках профиль, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии. Кроме того Списками, подлежащими применению к периоду трудовой деятельности истца, не предусмотрено такое наименование учреждения, как общество с ограниченной ответственностью, а устанавливая фактически тождество учреждений, суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий. Учитывая, что ООО "Санаторий Митино" после 1 ноября 1999 года не осуществлял лечение ни по одному из профилей, указанных в разделе "Наименование учреждений" в Списках от 1999 N 1066 и N 781 от 2002 года, и не являлся учреждением здравоохранения, у суда первой инстанция отсутствовали правовые основания для включения периода работы медицинской сестрой в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности и иной деятельности по охране здоровья истцу.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами апелляционной судебной инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке собранных доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца правильность выводов суда апелляционной инстанций не опровергают, основаны на неверном толковании и применении норм пенсионного законодательства, не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке при разрешении спора, в связи с чем поводом к отмене вступившего в законную силу судебного постановления служить не могут.
Доводы кассатора о выполнении ею медицинской деятельности в санатории необходимого профиля для назначения досрочной пенсии несостоятельны.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры палатной.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Применительно к обстоятельствам данного дела судом второй инстанции сделан верный вывод об отсутствии доказательств осуществления ООО "Санаторий Митино" санаторно-курортного лечения указанного выше определенного профиля.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами судебных инстанций о невозможности включения в специальный стаж медицинской деятельности работы в обществе с ограниченной ответственностью, не относящемся к учреждению здравоохранения, также не могут быть признаны заслуживающими внимания и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Судом апелляционной инстанции приведены мотивированные и обоснованные суждения относительно того, что ООО "Санаторий Митино" в силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации является коммерческой организацией и, следовательно, не может быть отнесено к учреждению здравоохранения, оснований для несогласия с ними суд кассационной инстанции не находит.
Иных доводов, требующих дополнительной проверки суда кассационной инстанции и способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм гражданского процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, судами не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу вышеизложенного суд кассационной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам тверского областного суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Романовой Марины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.