Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Шамрай М.С, Курлаевой Л.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова Игоря Александровича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о признании права на досрочную пенсию по старости, по кассационной жалобе Федотова Игоря Александровича на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 30 января 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К,
УСТАНОВИЛА:
Федотов И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о признании незаконным решения от 07.12.2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периоды работы: с 01.01.2009 г. по 31.10.2012 г. - водителем 3-го класса пожарной охраны в ГУ Ярославской области отряд противопожарной службы N19; с 01.11.2012 г. по 01.08.2016 г. - командиром отделения 51-й пожарной части в ГКУ Ярославской области Отряд противопожарной службы N19; с 02.08.2016 г. по настоящее время в должности командира отделения 51 пожарной части но охране пос. Поречье Рыбное Ростовского района пожарно-спасательного отряда N 6 ГБУ ЯО ПСС ЯО, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12.12.2021.
Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 21 ноября 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 30 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Федотов И.А. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылается на неправильные выводы судов о том, что в спорные периоды он не работал в государственной противопожарной службе, поскольку в силу части 4 статьи 5 Закона ЯО от 7 декабря 2004 года N 52-ФЗ "О пожарной безопасности в Ярославской области" на работников противопожарной службы ЯО распространяются в полном объеме гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, установленные федеральным законодательством, а в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входит федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, следовательно и пенсионное законодательство тоже распространяется.
В судебное заседание кассационного суда лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, направленное по правильному адресу истца извещение возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения на почтовом отделении 18 мая 2023 года.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 8 настоящего Федерального закона возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002г. утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего федерального закона.
Статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N437.
Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются, в том числе, водители автомобиля (пожарного), командиры отделения.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.1994 N69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года.
В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно- спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N695-п "О принятии в собственность Ярославской области федеральных государственных учреждений и внесении изменений в Постановление Администрации области от 03.10.2001 N141 и в Постановление Правительства области от 14.05.2008 N230-п" Государственное учреждение "Отряд государственной противопожарной службы N 19 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ярославской области" с 01.01.2009 г. принято в собственность Ярославской области и включено в состав противопожарной службы Ярославской области.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2016 N 471-п "О реорганизации государственного казенного учреждения Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области" ГКУ Ярославской области "Отряд противопожарной службы N 19" реорганизовано в форме присоединения к ГКУ Ярославской области "Пожарно-спасательная служба Ярославской области".
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Федотовым И.А. требований, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и дав им правовую оценку с применением положений части 1 статьи 8, п.18 части 1 статьи 30, статей 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 5, 8 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002, исходил из того, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, проработавшие не менее 25 лет в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, вместе с тем истец в спорный период не являлся сотрудником государственной противопожарной службы МЧС России. В связи с отсутствием необходимого стажа на должностях Государственной противопожарной службы МЧС у истца суд признал обоснованным отказ территориального пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по п.18 части 1 статьи 30 ФЗ-400.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, отклонив доводы апелляционной жалобы истца о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и нарушении пенсионных прав заявителя, сославшись на позицию Конституционного суда Российской Федерации, приведенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2009, от 04.03.2009) и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N552-0-0 от 5 февраля 2009 г. по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обоснованно указав на то, что досрочная страховая пенсия по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оценка пенсионных прав работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации по вышеуказанным нормам пенсионного законодательства исключается.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судебными инстанциями применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы истца не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского районного суда Ярославской области от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 30 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федотова Игоря Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.