Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2-930/2022) по кассационной жалобе администрации города Сокола на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 26 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022г. (N33-5348/2022) по иску Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сокола, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Сокола" о приведении автомобильной дороги в соответствие с требованиями законодательства.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель Сокольского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Сокола, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Сокола" (далее МКУ "Управление ЖКХ города Сокола", Учреждение), в котором просил возложить на администрацию города Сокола обязанности в срок до 1 января 2024г. обустроить тротуар с обеих сторон дороги от пересечения улиц Советская- Куйбышева до пересечения улиц Советская-Советский проспект в соответствии с пунктом 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007, привести в соответствие с Проектом организации дорожного движения улиц города Сокола от 13 октября 2014 года тротуар, расположенный на участке от пересечения улиц Советская-Советский проспект с 0, 093 м до 0, 245 м с левой стороны дороги, установив на нем асфальтобетонное покрытие, а также обустроить проход к нему со стороны улицы Куйбышева.
В обоснование указал, что при проведении проверки выявлено отсутствие на спорном участке автомобильной дороги местного значения тротуаров, что препятствует безопасному движению пешеходов. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также организация благоустройства территории поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 26 сентября 2022г. иск Сокольского межрайонного прокурора в интересах к администрации города Сокола о приведении автомобильной дороги в соответствие с требованиями законодательства, удовлетворил.
На администрацию города Сокола возложена обязанность в срок до 1 варя 2024г. привести участок автомобильной дороги по адресу: Вологодская область, г. Сокол, от пересечения улиц Советская - Куйбышева до пересечения лиц Советская - Советский проспект в соответствие с требованиями пункта 4.5.1.3 ОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", а именно: обустроить тротуар с обеих сторон дороги (с правой стороны дороги по всей протяженности от пересечения улиц Советская-Советский проспект до пересечения улиц Советская-Куйбышева, с левой стороны - участок дороги от пересечения улиц Советская-Советский проспект (0 м) до начала тротуара, предусмотренного Проектом организации дорожного движения улиц города Сокола от 13 октября 2014г. (0, 093 м).
На администрацию города Сокола возложена обязанность в срок до 1 января 2024г. привести в соответствие с Проектом организации дорожного движения улиц города Сокола от 13 октября 2014г. тротуар, расположенный вдоль левой стороны участка дороги от пересечения улиц Советская-Советский проспект до пересечения улиц Советская-Куйбышева с 0, 093 м до 0, 245 м дороги, устроив на нем асфальтобетонное покрытие, а также обустроить проход к указанному тротуару со стороны улицы Куйбышева.
В удовлетворении исковых требований к МКУ "Управление ЖКХ города Сокола" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022г. решение Сокольского районного суда Вологодской области от 26 сентября 2022г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе администрация города Сокола просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, приняв во внимание, что автомобильная дорога от пересечения улиц Советская - Куйбышева до пересечения улиц Советская - Советский проспект г.Сокола является автомобильной дорогой местного значения, установив отсутствие тротуаров или пешеходных дорожек с правой стороны автомобильной дороги на всем протяжении спорного участка и несоответствие тротуара с левой стороны от Советского проспекта до здания физкультурно-оздоровительного комплекса проекту организации дорожного движения, поскольку он выполнен не из асфальтобетона, а из плит (брусчатки), его состояние неудовлетворительное, имеются неровности и провалы, отсутствует подход к нему со стороны улицы Куйбышева, исходил из выводов о том, что указанные несоответствия муниципальной дороги обязательным требованиям нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу, поэтому администрация города Сокола как лицо, на которое в силу действующего законодательства возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения (округа) обязана в срок до 1 января 2024г. обустроить тротуар с обеих сторон дороги (с правой стороны дороги по всей протяженности от пересечения улиц Советская-Советский проспект до пересечения улиц Советская-Куйбышева, с левой стороны - участок дороги от пересечения улиц Советская-Советский проспект (0 м) до начала тротуара, предусмотренного Проектом организации дорожного движения улиц города Сокола от 13 октября 2014г. (0, 093 м).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N257-ФЗ) проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в дельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон N 196-ФЗ) определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу положений статьи 13 Федерального закона N257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные требования закреплены пунктом 5 статьи 4 Устава муниципального образования города Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области (далее Устав город Сокола).
Согласно частям 8, 9 статьи 6 Федерального закона N257-ФЗ к собственности поселения, городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно статье 32 Устава города Сокола, администрация города Сокола является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения города Сокола и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Сокола федеральными законами и законами Вологодской области.
В соответствии с положениями статьи 34 Устава города Сокола к компетенции администрации города Сокола относится, в том числе на основании решений Совета города Сокола управление и распоряжение собственностью города Сокола в соответствии с порядком, установленным решением Совета города Сокола.
В силу статьи 42 Устава города Сокола муниципальное имущество признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В муниципальной собственности города Сокола может находиться имущество, в том числе предназначенное для решения вопросов местного значения города в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06 октября 2003г. N131-ФЗ).
Органы местного самоуправления города Сокола самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом города Сокола, в соответствии с полномочиями, установленными Уставом, вправе передавать муниципальное имущество города во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, в том числе Вологодской области, и органам местного самоуправления иных муниципальных образований. Совет города Сокола устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности. Руководители муниципальных предприятий, учреждений ежеквартально представляют в структурные подразделения администрации города Сокола, соответствующие органы местного самоуправления по подведомственности письменные отчеты о деятельности руководимых ими организаций, в том числе о выполнении установленных заданий и (или) муниципального заказа, об использовании переданных им объектов муниципальной собственности (статья 43 Устава города Сокола).
Как следует из материалов дела, 10 ноября 2017г. между администрацией города Сокола и Учреждением заключен договор об обеспечении содержания имущества казны города, которым регулируются взаимоотношения указанных лиц по вопросу обеспечения содержания имущества, находящегося в казне города, не переданного в пользование третьим лицам в целях решения вопросов местного значения.
В соответствии с названным договором Учреждению переданы полномочия по содержанию и обеспечению сохранности автомобильных дорог, находящихся в границах города Сокола, в том числе и спорного участка.
В перечне обязанностей Учреждения отсутствует обязанность по обустройству тротуаров в границах города Сокола.
Согласно пункту 2.2.1.2 Устава МКУ "Управление ЖКХ г. Сокола" в редакции постановления администрации города Сокола от 14 августа 2014г. N 214, целью деятельности Учреждения является, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе исполнение от имени учредителя функций муниципального заказчика по всему комплексу работ, связанных с дорожным хозяйством, а также контроль объемов, качества и сроков выполнения работ подрядными организациями всех форм собственности (пункт 2.4.1 Устава), получение в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости, организация и осуществление работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети в границах города сокола (пункт 2.4.7 Устава в редакции постановления администрации города Сокола от 16 сентября 2021г. N419), подготовка технического задания по разработке инвестиционных и производственных программ по развитию, в том числе дорожного хозяйства (пункт 2.4.16).
При установленных по делу обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, Устава города Сокола, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что администрация города Сокола является лицом, ответственным решать вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения (округа), в том числе по обустройству тротуаров, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются как несоответствующие нормам законодательства.
Федеральный закон N257-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу положений части 11 статьи 10 Федерального закона N257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ предусмотрено, что пешеходные дорожки и тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Требования к пешеходным дорожкам и тротуарам поставлены в зависимость от места расположения автомобильной дороги, ее категории, технических характеристик, расчетной интенсивности движения, они установлены в ГОСТ Р 52766-2007. Элементы благоустройства автомобильных дорог общего пользования и требования к ним Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее ГОСТ Р 52766-2007).
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в редакции Изменений N 2, действующих с 1 июля 2020г, предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (пункт 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007).
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007).
Ширина одной полосы тротуара должна быть не менее 0, 75 см, число полос движения пешеходов зависит от интенсивности движения (4.5.1.6-4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (таблица 11.2а) для улиц и дорог в зонах жилой застройки число полос движения (суммарно в двух направлениях) составляет 2 полосы при ширине движения 3-3, 5 м, ширина пешеходной части тротуара - 1, 5 м.
В силу пункта 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее ГОСТ Р 50597-2017) покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0, 2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0, 06 м2 (пункт 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017). Дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 (пункт 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N, в собственности городского поселения город Сокола находится автомобильная дорога с кадастровым номером N, назначение: автомобильная дорога, общей площадью 31 354 кв.м, протяженностью 2 570 м, средней ширины - 12, 2, типом покрытия - асфальтобетонное, инвентарный номер N, расположена по адресу.: Вологодская область, город Сокол, улица Советская, от путепровода до Советского проспекта.
Постановлением администрации города Сокола от 12 мая 2014г. N134 утвержден Перечень автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности города Сокола, в который входит улица Советская.
Доводы о том, что применение пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 недопустимо, они распространяют свое действие при проектировании новых и реконструкцию существующих городских дорог, то есть имеет рекомендательный характер, судебной коллегией отклонены, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017г. N2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, в который входит применение на обязательной основе раздела 4 ГОСТ Р 52766-2007 (за исключением пунктов 4.5.2.3, 4.3.2.4, 4.5.2.S, 4.5.3.2).
13 октября 2014г. утвержден Проект организации дорожного движения улиц города Сокола, в соответствии с которым от нулевого километра дороги (от Советского проспекта) до перекрестка ул.Советская-Куйбышева по правой стороне тротуар не предусмотрен, по левой стороне предусмотрен тротуар от 0, 093 м (от здания ФОК) до 0, 245 м (ул. Куйбышева), шириной 2 метра, выполненный из асфальтобетона.
Утверждение о том, что проект организации дорожного движения улиц города Сокола является действующим, сторонами не обжалован, соответственно не может судом быть признан несоответствующим ГОСТ Р 52766- 2007, поэтому суд не вправе удовлетворять требования о выполнении работ, которые не предусмотрены указанным проектом, не может быть принято во внимание, потому что указанный стандарт подлежит применению не только к вновь разрабатываемом градостроительной документации, а так же к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, так как данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности предельные значения показателей эксплуатационного состояния дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а так же требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Постановлением администрации города Сокола от 8 октября 2020г. N452 утверждена муниципальная программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории города Сокола в 2021-2025 годах", пунктом 2.2.2 таблицы 2.1 приложения 1 в редакции постановлений администрации города Сокола от 21 марта 2022г. N 169, от 16 мая 2022г. N 304 предусмотрен ремонт тротуара по улице Советской от моста до улицы Советская дома 115, пунктом 2.2.8 предусмотрен ремонт тротуара по улице Советской от дома 71 до дома 49.
Доводы ответчика, выражающие несогласие со сроком исполнения решения суда, полагающие необходимым установить его до 1 января 2026г, поскольку администрацией утверждена программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории города Сокола в 2021-2025 годах", указанные в судебном акте работы не могут быть включены в программу, а принудительное исполнение судебного постановления приведет к ущемлению прав жителей города, так как в программу включены объекты автомобильных дорог, связанные с социально-значимыми объектами, имеющие глобальные нарушения части дорожного полотна и требующие срочного ремонта, не могут являться основаниями для вмешательства в обжалуемое судебное постановление, поскольку из содержания части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок, следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон по делу, доказательств тому, что испрашиваемый администрацией срок исполнения судебного акта до 1 января 2026г. отвечает указанным требованиям не представлено. Кроме того, представителями администрации в суде апелляционной инстанции было указано, что после закрытия программы возможно включить объект в следующую программу или внести изменения в действующую и предусмотреть денежные средства, ремонт в указанные судом сроки возможен при доведении соответствующих лимитов (денежных средств) и не оспаривалось расположение ФОКа и Центра народных промыслов на спорном участке дороги, являющихся социально-значимыми объектами.
Допустимых, достоверных, доказательств тому, что внеплановое выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, не включенных в муниципальную программу, приведет в срыву графика выполнения ремонтных работ, ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
По соглашению, заключенному 1 марта 2022г. между администрацией Сокольского муниципального района и администрацией города Сокола, последней предоставляются иные межбюджетные трансферты из бюджета Сокольского муниципального района бюджету города Сокола за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2022 год/2023-2024гг.
Определением судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 23 августа 2022г. назначено обследование участка автомобильной дороги (кадастровый N) от пересечения улиц Советская - Куйбышева до пересечения улиц Советская - Советский проспект г. Сокола с целью установления ее фактического состояния и соответствия проектной и технической документации, которое поручено комиссии в составе представителя истца, представителей ответчиков администрации города Сокола и МКУ "Управление ЖКХ г. Сокола", представителей третьих лиц МУП "Коммунальные системы" и ООО "Дорсервис", а также с участием инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" и специалиста руководителя строительно-монтажных работ АО "Сокольский ЦБК" Воронова С.А.
Согласно акту обследования спорного участка автомобильной дороги от 2 сентября 2022г, комиссия в составе представителей администрации города Сокола, МКУ "Управление ЖКХ города Сокола", ООО "Дорсервис", МУП "Коммунальные системы" установиласледующее: автомобильная дорога находится в муниципальной собственности городского поселения город Сокол, ее средняя ширина в соответствии с кадастровым паспортом составляет 12, 2 м; протяженность участка дороги от пересечения улиц Советская- Советский проспект до пересечения улиц Советская-Куйбышева составляет 240 м, дорога имеет две полосы движения, средняя ширина составляет 6 метров; категория дороги техническими документами не установлена; состояние автомобильной дороги отвечает требованиям эксплуатационного состояния; в проекте организации дорожного движения размещение тротуара с обеих сторон дороги не предусмотрено, обустройство тротуара предусмотрено только с левой стороны от здания ФОЗ "Сокол" (ФОК) до ул. Куйбышева шириной 2 метра; участок дороги обустроен тротуаром в соответствии с проектом организации дорожного движения, ширина тротуара составляет 3 метра, протяженность 145 м, тип покрытия - брусчатка, отделен от автомобильной дороги деревьями и зеленым газоном по правой стороне автомобильной дороги имеются пешеходные дорожки к БУК СМР "Центр народной культуры и художественных ремесел "Сокольский" (подходные пути); обустройство дополнительным тротуаром спорного участка дороги не возможно в связи с прохождением инженерных сетей под автомобильной дорогой (водопровод, напорная канализация) и тепловых сетей над автомобильной дорогой, расположенных до бортового камня автомобильной дороги и имеющих охранную зону; вдоль участка автомобильной дороги расположены два социально-значимых объекта: по правой стороне - БУК СМР "Центр народной культуры и художественных ремесел "Сокольский", по левой стороне - ФОЗ "Сокол"; суммарная интенсивность пешеходного движения на участке автомобильной дороги в час пик составляет менее 50 чел./час.
Специалистом ФИО9 суду первой инстанции были представлены пояснения, что в соответствии с СП 42.13330, 2016 "ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО" таблица N 11, 2а для улиц и дорог:
- в производственных зонах число полос движения (суммарно в двух направлениях) составляет 2-4 полосы при ширине полосы движения 3, 5 м; ширина пешеходной части тротуара 1, 5 м;
- в зонах жилой застройки число полос движения (суммарно в двух направлениях) составляет 2 полосы при ширине полосы движения 3-3, 5 м; ширина пешеходной части тротуара 1, 5 м.
- в общественно-деловых и торговых зонах число полос движения (суммарно в двух направлениях) составляет 2-4 полосы при ширине полосы движения 3-3, 5 м; ширина пешеходной части тротуара 1, 5 м.
По пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Так как дорога по улице Советской являются IV или V категории с твердым покрытием, требуется выполнить устройство тротуара в соответствии с действующим строительными нормами шириной 1, 5 м. Фактическая ширина дорожного полотна (включая обочину) дороги по улице Советской составляет порядка 12-15 метров, для передвижения автотранспорта непосредственно используется около 7, 5 м, то есть две полосы движения, остальная ширина дорожного полотна используется для парковки автомобилей. На основании вышеизложенного специалист ФИО9 считает, что имеется возможность для устройства пешеходного тротуара шириной 1, 5 по двум сторонам дороги по улице Советской путем выполнения на месте парковки автомобилей пешеходного тротуара. Дополнительно потребуется выполнить устройство пешеходных переходов через дороги в районе пожарной части и проходной Сокольского ЦБК.
Согласно справке старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" Голубка М.В, в соответствии с определением судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 23 августа 2022г. сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" в составе комиссии было проведено обследование участка автомобильной дороги от пересечения улиц Советская-Куйбышева до пересечения улиц Советская- Советский проспект города Сокола. В ходе обследования установлено, что указанный участок автомобильной дороги имеет две полосы для движения по одной полосе в каждом направлении. Ширина всей проезжей части дороги составляет 6 метров, а ширина полосы для движения составляет - 3 метра. Технический паспорт с информацией о категории дороги в ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" отсутствует. Собственником автомобильной дороги информация о категории участка дороги также была не предоставлена. Согласно раздела 5 ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", автомобильные дороги, имеющие 2 полосы для движения с шириной полосы по 3 метра, относятся к 4 категории.
В соответствии с актом обследования спорного участка автомобильной дороги от 13 сентября 2022г, комиссия в составе помощника межрайонного прокурора, специалиста ФИО9, старшего инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" установиласледующее: участок автомобильной дороги находится в муниципальной собственности городского поседения город Сокол, дорожную деятельность в отношении него осуществляет МКУ "Управление ЖКХ города Сокола", протяженность участка дороги составляет 240 м, среднее значение ширины проезжей части составляет 6 м, имеет асфальтобетонное покрытие, относится к дорогам IV категории; недостатков в эксплуатационном состоянии покрытия проезжей части не выявлено; проектом организации дорожного движения предусмотрен тротуар шириной 2 метра с асфальтобетонным покрытием на участке дороги с левой стороны с 0, 093 км до 0, 245 м, с правой стороны тротуар не предусмотрен; фактически тротуар отсутствует с правой стороны автомобильной дороги и с левой стороны от 0 м до 0, 093 м (от пересечения улиц Советская-Советский проспект до здания ФОК). На участке 0, 093 м до 0, 245 м имеется пешеходная дорожка с покрытием из цементнобетонных плиток, она отделена от проезжей части зелеными насаждениями, подхода к ней со стороны улицы Куйбышева нет; на спорном участке возможно обустройство тротуаров; с обеих сторон автомобильной дороги располагаются социально-значимые объекты (БУК СМР "Центр народной культуры и художественных ремесел "Сокольский", ФОК), кроме того, на пересечении улиц Советская-Советский проспект находится предприятие АО "Сокольский ЦБК", согласно справке предприятия 12 сентября 2022г. с 6 часов 5 минут до 8 часов 00 минут через КПП N 2 прошло 298 человек.
Изложенные в акте обследования от 13 сентября 2022г. сведения подтверждаются представленными в материалах дела фотографиями.
Доводы о том, что акт обследования участка автомобильной дороги от. 13 сентября 2022г. является недопустимым доказательством, поскольку его проведение поручено комиссии, в состав которой входили также представители администрации, которые не были надлежащим образом уведомлены прокуратурой о проведении обследования, судом апелляционной инстанции отклонены, так как в судебном заседании суда первой инстанции 26 сентября 2022г. представителем ответчика администрации города Сокола Гусевой Е.А. было пояснено, что обследование дороги 13 сентября 2022г. проведено с участием администрации города Сокола, но мнение ее представителей не было принято к сведению и отражено в акте.
При таких обстоятельствах, администрация города Сокола не была лишена возможности составить отдельный акт, указав в нем те сведения, которые не были отражены в акте обследования от 13 сентября 2022г.
Довод о несогласии с отнесением автомобильной дороги к четвертой категории, судом апелляционной инстанции мотивированно отклонен судом апелляционной инстанции.
Утверждение о том, что вывод комиссии о возможности обустройства тротуара нарушает нормы действующего законодательства об автомобильных дорогах, признано необоснованным, как не основанное на материалах дела.
Согласно справке старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" ФИО6 от 13 сентября 2022г, сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" совместно с представителями Администрации г. Сокол, МКУ "Управление ЖКХ г. Сокол", представителями Сокольской межрайонной прокуратуры, а также с представителем АО "Сокольский ЦБК" было проведено обследование участка автомобильной дороги от пересечения улиц Советская-Куйбышева до пересечения улиц Советекая-Советский проспект г. Сокол, в ходе которого было установлено:
-участок указанный выше участок автомобильной дороги имеет асфальтобетонное покрытие. Дорожную деятельность в отношении данного участка осуществляет МКУ "Управление ЖКХ г. Сокол". Среднее значение ширины проезжей части дороги составляет 6 метров. Технический паспорт с информацией о категории дороги в ОГИБДД МО МВД России "Сокольский" отсутствует. Собственником автомобильной дороги информация о категории участка дороги также была не предоставлена. Согласно раздела 5 ГОСТ Р 52398- 2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" автомобильные дороги, имеющие полосы для движения шириной по 3 метра относятся к 4 категории. Недостатков в эксплуатационном состоянии покрытия проезжей части указанного участка не выявлено;
-проектом организации дорожного движения на участке 0 км + 0, 093 м до 0 км + 0, 245 м (с левой стороны участок автомобильной дороги от пересечения улиц Советская-Куйбышева до пересечения улиц Советская-Советский проспект г. Сокол) предусмотрено наличие тротуара шириной 2 м с асфальтобетонным покрытием. Размещение тротуара с правой стороны указанного участка дороги действующим проектом организации дорожного движения не предусмотрено. Фактически тротуар с правой стороны на указанном участке дороги отсутствует. Так же отсутствует тротуар с обеих сторон на участке дороги с 0 км до 0 км + О, 093 м (участок от пересечения улицы Советский проспект с улицы Советская до здания ФОК). Ширину проезжей части на данном участке измерить не предоставляется возможным ввиду отсутствия бордюрного камня и дорожной разметки обозначающей край проезжей части;
-на указанном участке автомобильной дороги с левой стороны имеется пешеходная дорожка с покрытием из цементно-бетонных плиток и отделенная от проезжей части посадкой зеленых насаждений. Следует отметить, что подход к пешеходной дорожке со стороны улицы Куйбышева отсутствует;
-на участке автомобильной дороги от пересечения улиц Советская- Куйбышева до пересечения улиц Советская-Советский проспект г. Сокол возможно обустройство тротуара;
-с обеих сторон на указанном участке дороги имеются социально-значимые объекты, а именно с правой стороны расположен Дворец Культуры АО "Сокольского ЦБК", с левой стороны находится ФОК (физкультурно- оздоровительный комплекс). Кроме того, на пересечении ул. Советская - ул. Советский проспект г. Сокол находится предприятие АО "Сокольский ЦБК";
-замеры интенсивности движения (определение количества пешеходов) на указанном участке дороги с учетом расположенных в непосредственной близости социально-значимых объектов ОГИБДД МОО МВД России "Сокольский" не проводились.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что автомобильная дорога от пересечения улиц Советская-Куйбышева до пересечения улиц Советская-Советский проспект г.Сокол фактически существует и используется для движения автотранспорта и пешеходов, обеспечивает транспортную и пешеходную связь на территории населенного пункта, по ней осуществляется непрерывный проезд транспортных средств к административным зданиям организаций, учреждений и жилым домовладениям, следовательно, её следует классифицировать как автомобильная дорога местного значения, при этом имеющиеся несоответствия требованиям законодательства в части отсутствия тротуаров является прямым нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ 5 52766-2007, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Ссылки на то, что наличие инженерных коммуникаций под проезжей и надземной частью автомобильной дороги, наличие охранной зоны, ширина проезжей части и обочины являются основаниями невозможности исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание, в силу отсутствия в материалах дела тому доказательств, поскольку актом технического обследования централизованной системы холодного водоснабжения участка магистрального водовода Ду 500 мм/ улица Советская (от улицы Куйбышева до Советского проспекта) в городе Соколе, проведенного администрацией города Сокола и МУП "Коммунальные системы", выявлены зарастания труб отложениями, наличие многочисленных участков наружной коррозии трубопроводов, истончение стенок трубы, избыточные потери воды в системе холодного водоснабжения, кратковременные перерывы в подаче воды на время устранения аварий, рекомендовано произвести мероприятия по реконструкции данного участка трубопровода, при этом администрация города Сокола в рамках своей административно-хозяйственной деятельности не лишена возможности произвести обустройство тротуара, в том числе, с учетом реконструкции инженерных коммуникаций под проезжей и надземной частью автомобильной дороги, наличие которых было подтверждено ее представителем в судебном заседании.
Утверждения о том, что, заявляя указанные выше исковые требования, прокурор возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органа местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что является недопустимым, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, со ссылкой на статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 26, 27 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Требования, предъявляемые к содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности администрации и не определяется усмотрением муниципалитета, поэтому возложение на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения закона в части обустройства тротуара автомобильной дороги местного значения в границах населенного пункта города Сокола не может быть расценено в качестве вмешательства в административно- хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
В кассационной жалобе администрация города Сокола указала о том, что к участию в деле не было привлечено муниципальное образование-городское поселение город Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области, правопреемником которого является Сокольский муниципальный округ Вологодской области. Поэтому, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции постановлено решение в отношении прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле, что является безусловным правовым основанием к отмене судебных решений.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может признать правильным данное суждение администрации города Сокола.
Проанализировав положения приведенного федерального законодательства, Устава города Сокол, суды сделали правильный вывод о том, что администрация города Сокол является органом местного самоуправления, осуществляющим управление и распоряжение собственностью города Сокол, к которой относится участок автомобильной дороги: Вологодская область, г.Сокол, от пересечения ул.Советская-ул.Куйбышева до пересечения ул.Советская-Советский проспект.
Приняв во внимание также и договор об обеспечении содержания имущества казны города, заключенный 10 ноября 2017г. между администрацией города Сокола и муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Сокола", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим административным ответчиком является именно администрация города Сокола.
При изложенных обстоятельствах, непривлечение к участию в деле муниципального образования-городское поселение город Сокол Сокольского муниципального района Вологодской области не является нарушением норм процессуального права и не повлекло принятие решения в отношении прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле.
Равно как не может быть признана состоятельной и ссылка административного ответчика на наличие Закона Вологодской области от 6 мая 2022г. N5119-ОЗ "О преобразовании всех поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Сокольского муниципального округа Вологодской области", решения муниципального собрания Сокольского муниципального округа от 29 сентября 2022г. N18 "О вопросах правопреемства органов местного самоуправления" (с последующим изменением решением от 17 ноября 2022г. N39).
Из положений приведенных закона Вологодской области, решения муниципального собрания Сокольского муниципального округа не следует, что на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции администрация город Сокола не обладала полномочиями, предоставленными ей Уставом города Сокола.
Кроме этого, вышеуказанные доводы не были заявлены административным ответчиком ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Привлечение к участию в деле в качестве специалиста руководителя строительной монтажных работ АО "Сокольский ЦБК" не свидетельствует о нарушении судом процессуальных норм и не является основанием к отмене обжалуемых актов.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 26 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Сокола-без удовлетворения.
Решение Сокольского районного суда Вологодской области от 26 сентября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 13 декабря 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 июня 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.