Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чикилевой В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года по административному делу N 2а-4646/2022, по административному исковому заявлению Чикилевой В.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А. Г. о признании срока сноса аварийного многоквартирного дома в требовании от 11 февраля 2022 года N 01-04/25 незаконным, возложении обязанности установить срок сноса до 11 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чикилёва В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным срока для сноса аварийного многоквартирного дома в требовании от 11 февраля 2022 года N 01-04/25 незаконным, возложении обязанности установления срока для сноса - до 11 февраля 2023 года. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения "адрес" в "адрес". Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 05 августа 2021 года N 8/2374 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. 11 февраля 2022 года Администрация МО ГО "Сыктывкар" направила требования о сносе дома за свой счёт, срок для добровольного сноса установлен до 05 августа 2024 года. Поскольку имеется угроза обрушения дома, полагает установленный срок для добровольного сноса неразумным.
Судом привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" и начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г, в качестве заинтересованных лиц - Пименова Л.В, Стонкус О.В, Худякова Ж.А, Каева г. Т.И, Фадеев П.В, Николаева Е.Н, Медведская Н..М, Леушко В.Э, Попова К.В, Макарова Л.А, Макарова А.И, Макарова Т.И, Полякова МЛ, Гапонов Д.А, Гапонова Т.Г, Сугаева С.В, Чугаева А.Г,. Лапшина К.В, Коданев А.А, Чеснокова Е.В, Полева Н.В, Савельева ЕЛ, Романов С.И, Остякова А, И,, Остякова G.B, Остяков А, В, Остякова А, И, Ермолина Т.А, Плосков А.М, Рудаков В.В, Егорова АЛ, Парфенова К.В, Парфенова Д.В, Догарь АЛ, Тютина В.В, Гапонов А.А, Гапонов А.В, Казаков О.Н, Казакова Е.О, МСазаков А.О. Казакова О.В, Верещагина Е.Н, Агафонова В.Т, Гаврикова Ё.А, Чугаев В.В.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года, заявленные административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чикилёвой В.В. на праве общедолевой собственности принадлежит жилое помещение "адрес", расположенное в "адрес" "адрес" (запись в ЕГРН от 22 марта 2016 года), В соответствии с техническим заключением ООО "НЕСКО" от 17 мая 2021 года физический износ многоквартирного жилого "адрес" расположенного по адресу: "адрес". составляет 67%, состояние несущих и ограждающих конструкций здания находится в аварийном состоянии, техническое состояние жилых помещений многоквартирного дома не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"; ввиду значительного физического износа, а также многочисленных дефектов и повреждений объект обследования непригоден для проживания людей; учитывая срок службы здания и состояние конструкций (износ), реконструкция или капитальный ремонт нецелесообразны.
Согласно сводной ведомости дефектов и повреждений (таблица 2):
- стеновое ограждение имеет следующие повреждения: физический износ, поражение конструкций наружной поверхности стенового ограждения с замачиванием утеплителя, трещины, разрушение штукатурного слоя и окрасочного покрытия внутренней поверхности стенового ограждения;
- конструкции перекрытия и полов - трещины штукатурного слоя и окрасочного покрытия, следы замачивания, биологическое поражение, разрушение деревянных конструкций пола, зазоры и трещины истирания покрытия полов, локальное разрушение линолеума;
- окна и двери - деформация оконных проёмов, рассыхание дверных блоков, разрушение окрасочного покрытия дверных блоков, гнилостное разрушение, биологическое поражение, неплотности, промерзание;
- лестница и входные группы - истирание поверхностей ступеней, перекосы, следы замачивания, гнилостное разрушение, расшатывание, недостаточное закрепление ограждения перил, разрушение бетонных элементов конструкции лестницы входной группы скопление хозяйственно-бытовых вещей на путях пожарной эксплуатации;
- инженерные системы - физический износ системы отопления, стояков м разводки канализации, общий физический износ систем электроснабжения, провисание проводов, не обеспечение нормативного воздухообмена в помещениях.;
- кровля - разрушение кровельного покрытия, участки протечек, следы замачивания, наличие биологического поражения, гнилостное разрушение деревянных конструкций кровли, отсутствие организованного отвода атмосферных осадков с кровли, слеживание утеплителя, наличие мусора, снижение теплоэффективности утеплителя, отсутствие пароизоляции;
- фундамент и отмостка - разрушение отмостки, наличие растительности, что подвергает конструкции фундаментов воздействию поверхностных и талых вод (атмосферных осадков), способствуя разрушению, локальные участки разрушения надземной части фундамента, деформация, местные разрушения конструкций фундамента.
Имеющиеся в техническом заключении фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома и то, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в указанном доме и членов их семей.
На основании заключения межведомственной комиссии N 329 от 30 июня 2021 года, назначенной постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30 декабря 2016 года N 12/4635, выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу. Из содержания заключения следует, что аварийное состояние несущих и ограждающих конструкций здания, значительный физический износ, многочисленные дефекты и повреждения свидетельствуют и нецелесообразности реконструкции и капитального ремонта здания.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" N 8/2374 от 05 августа 2021 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" указано принять меры по расселению граждан данного многоквартирного дома в срок до 2028 года. Согласно пункту 3 постановления Комитет Жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" обязан направить гражданам, проживающим в жилых помещениях данного многоквартирного дома, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" обязано направить собственникам помещений требование о сносе многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
11 февраля 2022 года администрацией МО ГО "Сыктывкар" в адрес собственников жилых помещений "адрес" Республики Коми, в том числе административному истцу, направлено требование N 01-04/25 о добровольном сносе многоквартирного дома в срок до 05 августа 2024 года. О принятом решении предложено сообщить в администрацию МО ГО "Сыктывкар" в срок до 05 мая 2022 года. Указано, что не направление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО "Сыктывкар" будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что оспариваемое требование по установлению срока сноса многоквартирного жилого "адрес" Республики Коми принято административным ответчиком в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением порядка, установленного нормами жилищного законодательства, не противоречит закону и отвечает требованиям разумности.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд нижестоящей инстанции исходил из того, что без соблюдения предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд, принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае - администрации МО ГО "Сыктывкар". Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность. При установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.
Проанализировав положения статей 55.30 и 55.31 и Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое административным истцом требование от 11 февраля 2022 года об установлении срока добровольного сноса аварийного многоквартирного дома принято администрацией МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса Российской Федерации порядка, права административного истца не нарушает и не создает ему препятствий к их осуществлению.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми признала данные выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с пунктом 49 которого на основании полученного заключения о непригодности жилого помещения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 названной статьи.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 22 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое требование администрации МО ГО "Сыктывкар" от 11 февраля 2022 года соответствует требования закона, а само по себе то обстоятельство, что органом местного самоуправления установлен срок добровольного сноса многоквартирного дома до 05 августа 2024 года, не нарушает прав истца и не создает ему препятствий к осуществлению таковых. Установленный в требовании администрации срок для совершения мероприятий по сносу аварийного дома на жилищные права административного истца, являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, не влияет.
Допустимых и достоверных доказательств того, что установленный срок - до 05 августа 2022 года для добровольного сноса многоквартирного "адрес" не является разумным, суду не представлено. В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома - до 11 февраля 2023 года не будет отвечать принципам разумности, поскольку срок сноса аварийного дома не может быть меньше срока расселения граждан из аварийного многоквартирного дома, а равно установление срока до 11 февраля 2023 года будет нарушать права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем создает угрозу для жизни и здоровья для проживающих в нем граждан, не является основанием к отмене решения суда, поскольку избранный истцом способ не влечет возможность восстановления нарушенных прав и возложение обязанности на орган местного самоуправления снести аварийный жилой дом в срок до 11 февраля 2023 года, потому что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Полагая, что до наступления срока отселения из аварийного здания, проживание административного истца представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, административный истец не лишена права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из аварийного здания.
Таким образом, при указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным требования администрации МО ГО "Сыктывкар" от 11 февраля 2022 года в части установления срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", и возложения обязанности установления срока для сноса дома до 11 февраля 2023 года.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Чикилевой В.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А. Г. о признании срока сноса аварийного многоквартирного дома в требовании от 11 февраля 2022 года N 01-04/25 незаконным, возложении обязанности установить срок сноса до 11 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чикилевой В.В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.