Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мансимова С.А. оглы на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 января 2023 года по административному делу N 2а - 2393/2022 по административному иску Мансимова С.А. оглы к отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Воркуте, ОМВД России по г. Воркуте, УВМ МВД России по Республике Коми, МВД по Республике Коми о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, лишении вида на жительство.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Мансимов С.А.о обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по г. Воркуте, МВД по Республике Коми, в котором просил признать незаконным решение МВД по Республике Коми от 16 августа 2022 года о не разрешении въезда в Российскую Федерацию и отменить его; обязать отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Воркуте в лице ОМВД России по г. Воркуте восстановить вид на жительство на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что 19 августа 2022 года в отделе по вопросам миграции ОМВД России по г. Воркуте ему вручено решение от 16 августа 2022 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию до 18 октября 2026 года, он предупрежден, что принятое решение влечёт за собой аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, предложено самостоятельно покинуть территорию Российской Федерации. С указанным решением не согласен, поскольку имеет в г. Воркуте постоянное место жительства и работу; проживает с родителями - гражданами Российской Федерации, также в г. Воркуте проживают и иные родственники истца, с которыми он поддерживает близкие семейные отношения, в том числе, мать его будущего ребенка. Административные правонарушения были связаны с неофициальной работой в такси "Автолига". Считает решение от 16 августа 2022 года незаконным, так как ответчик неправильно, вольно и расширительно толкует нормы Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". На момент принятия оспариваемого решения практически все административные нарушения погашены, а все административные штрафы уплачены.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 января 2023 года, отказано в удовлетворении административного иска Мансимова С.А. оглы к отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Воркуте, ОМВД России по г. Воркуте, УВМ МВД России по Республике Коми, МВД по Республике Коми о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российской Федерации, лишении вида на жительство.
На судебные акты Мансимовым С.А.о подана кассационная жалоба, в которой им ставится вопрос об их отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований. Указал на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, настаивая на доводах административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мансимов С.А.о. является гражданином Азербайджанской Республики, имеет вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации 82 N от ДД.ММ.ГГГГ (решение N от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Родители административного истца: ФИО5 и ФИО8 (ранее Алиева) Н.А.к. являются гражданами Российской Федерации и зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", по этому же адресу зарегистрирована младшая сестра административного истца - ФИО6, 2009 года рождения.
Из материалов административного дела усматривается, что в период проживания на территории Российской Федерации, административный истец неоднократно привлекался к административной ответственности, в частности за период с 28 декабря 2017 года по 25 марта 2020 года имело место 12 правонарушений, из них 11 - по главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 - по части 1 статьи 18.8 названного Кодекса.
14 апреля 2020 года УВМ МВД по Республике Коми в отношении Мансимова С.А.о вынесено заключение о нецелесообразности принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в соответствии с подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114- ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
16 апреля 2020 года Мансимову С.А.о направлено предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Согласно данных информационных ресурсов МВД по Республике Коми, Мансимов С.А.о в течение года дважды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так постановлением начальника ОВМ ОМВД России по г. Воркуте от 26 мая 2021 года Мансимов С.А.о. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Постановлением начальника ОВМ ОМВД России по г. Воркуте от 16 февраля 2022 года Мансимов С.А.о. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Совершение указанных административных правонарушений административным истцом не оспаривается, постановления о привлечении к административной ответственности в установленном порядке не обжалованы, вступили в законную силу 08 июня 2021 года и 01 марта 2022 года, соответственно.
Кроме того, Мансимов С.А.о в период с 29 июня 2021 года привлекался к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 12.26 названного Кодекса.
Учитывая изложенные обстоятельства привлечения Мансимова С.А.о к административной ответственности за совершение им административных правонарушений, предусмотренных главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" МВД по Республике Коми 16 августа 2022 принято решение о неразрешении Мансимову С.А.о въезда в Российскую Федерацию сроком на 5 лет, до 16 февраля 2027 года.
23 августа 2022 года МВД по Республике Коми утверждено заключение N 95/2020/11, которым аннулирован ранее выданный вид на жительство Мансимову С.А.о в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемое решение и заключение принято компетентным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства и обстоятельствами дела, при этом, чрезмерного и неоправданного вмешательства Российской Федерации в личную и семейную жизнь Мансимова С.А.о, в том числе с учётом личности административного истца, при принятии оспариваемого решения МВД по Республике Коми не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статьей 4 названного Федерального закона определено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.
Порядок пребывания, въезда, выезда иностранных граждан из Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
В силу норм статьи 24 указанного Федерального закона иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что административными ответчиками при принятии оспариваемого решения указанные выше условия были полностью учтены, поскольку проживая на территории Российской Федерации достаточно продолжительное время, получив вид на жительство, административный истец Мансимов С.А.о, будучи ознакомленным с требованиями миграционного законодательства, дважды допустил пренебрежительное и легкомысленное отношение к установленным требованиям, что повлекло применение к нему установленной меры ответственности.
Доводы кассационной жалобы относительно нарушения права на уважения личной и семейной жизни Мансимова С.А.о, являлись педметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку наличие родителей - граждан Российской Федерации, не освобождает иностранного гражданина от соблюдения законов Российской Федерации, и от ответственности за их неисполнение, не влечёт в безусловном порядке признание оспариваемого решения нарушающими права административного истца, в том числе и в случае отсутствия как родственников, так и жилья на территории Азербайджанской Республики.
Находясь на территории государства, иностранные граждане обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают.
В свою очередь, систематическое противоправное поведение Мансимова С.А.о. свидетельствует о наличии исходящей от него реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам, здоровью граждан Российской Федерации, и принятие в таком случае адекватных мер реагирования в отношении иностранного гражданина, пребывающего на территории Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания, находится в компетенции государства.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 января 2023 года по административному делу N 2а - 2393/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Мансимова С.А. оглы - без удовлетворения.
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 января 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 07 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.