Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Репина Д.Е. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 октября 2022 года по административному делу N 2а-3607/2022 по административному исковому заявлению Репина Д.Е. к призывной комиссии г. Череповца Вологодской области, Военному комиссариату г. Череповца и Череповецкого района Вологодской области, федеральному казенному учреждению (далее - ФКУ) "Военный комиссариат Вологодской области" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца Репина А.В. - Натокина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением призывной комиссии г.Череповца от 16 мая 2022 года Репин Д.Е. признан годным к военной службе, ему установлена категория годности к военной службе с незначительными ограничениями "Б-3".
Оспаривая правомерность указанного решения, 7 июня 2022 года Репин Д.Е. обратился в суд к призывной комиссии г. Череповца Вологодской области, Военному комиссариату г. Череповца и Череповецкого района Вологодской области о признании его незаконным и отмене.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 16 мая 2022 года при проведении в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, были допущены существенные нарушения закона, выразившиеся в ненаправлении его на дополнительное медицинское освидетельствование при наличии с его стороны жалоб на состояние здоровья, свидетельствующих о возможном наличии у него заболеваний, соответствующих статьям 59, 58, 43, 65, 66, 45 Расписания болезней и препятствующих прохождению военной службы.
Кроме того, административный истец указал, что при прохождении медицинского освидетельствования 16 мая 2022 года ему была вручена повестка на заседание призывной комиссии на 7 июля 2022 года, что свидетельствует о том, что 16 мая 2022 года заседание призывной комиссии в отношении него не проводилось. Несмотря на это, до проведения призывной комиссии, через его работодателя ему была вручена повестка об отправке к прохождению военной службы на 14 июня 2022 года со ссылкой на ошибочность ранее выданной повестки на 7 июля 2022 года, что, по его мнению, незаконно.
Просил признать действия административных ответчиков по выдаче ему вышеназванных повесток, как и сами повестки незаконными.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ "Военный комиссариат Вологодской области".
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Череповецкий городской суд Вологодской области 17 марта 2023 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 4 апреля 2023 года, Репин Д.Е. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу решений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований на ко которых настаиваем по мотивам, изложенным в административном иске. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как установлено судами, 16 мая 2022 года в отношении Репина Д.Е. проводилось медицинское освидетельствование, на котором он присутствовал и по результатам которого ему выставлена категория годности "Б-3".
Согласно выписке из книги протоколов призывной комиссии г.Череповца и протоколу N 29 от 16 мая 2022 года Репин Д.Е. призван на военную службу.
В этот же день призывнику вручено направление для предоставления результатов анализов в срок до 25 мая 2022 года.
Также Репину Д.Е. была вручена повестка для отправки к прохождению военной службы на 14 июня 2022 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что 16 мая 2022 года врачами-специалистами было определено состояние здоровья призывника на основании представленных документов, которые не содержали указания на наличие заболеваний, потенциально свидетельствующих о невозможности прохождения административным истцом военной службы, и исходя из того, что в материалах дела отсутствуют допустимые и достоверные доказательства, опровергающие определенную Репину Д.Е. на основании результатов медицинского освидетельствования категорию годности и показатель предназначения к военной службе, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения об установлении ему категории к военной службе и призыве на военную службу.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами не установлена.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, в том числе признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При этом одно из указанных решений в отношении призывника призывная комиссия принимает только после определения категории годности его к военной службе (пункт 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663). Порядок определения категории годности к военной службе устанавливается Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, согласно которому годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Поскольку суды на основании представленных в материалы дела учетных карт призывник установили, что 16 мая 2022 года при постановке Репину Д.Е. диагноза и определении его категории годности к военной службе у врачей специалистов призывной комиссии отсутствовали необходимые основания для установления диагноза, который мог бы стать основанием для освобождения последнего от военной службы и применения положений статьи 42 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, оснований полагать ошибочными их выводы о законности оспариваемого решения, не имеется.
При этом вопреки доводам кассационной жалобы Репина Д.Е. о том, что он не присутствовал на заседании призывной комиссии, назначенной на 7 июля 2022 года, судами достоверно установлено, что заседание призывной комиссии состоялось 16 мая 2022 года, а повестка на заседание призывной комиссии на 7 июля 2022 года была вручена ему ошибочно и впоследствии заменена на повестку об отправке к прохождению военной службы на 14 июня 2022 года, что само по себе о незаконности принятого 16 мая 2022 года решения призывной комиссии о призыве Репина Д.Е. на военную службу не свидетельствует.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Репина Д.Е. - без удовлетворения.
Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 4 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 25 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
Объеме изготовлено 14 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.