Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Виноградовой С. К, Цветковой И. Н, Журавлевой О. Л. на решение Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года по административному делу N 3а-250/2022 по административному исковому заявлению Виноградовой С.К, Цветковой И.Н, Журавлевой О.Л. об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, полагавшей обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Муниципальным Собранием Кадуйского муниципального района Вологодской области 27 июня 2007 года принято решение N 63 об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района.
Пунктом 4 Положения 2007 года было предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии исчисляется путем определения разницы между месячным денежным содержанием лица, замещавшего должность муниципального служащего, начисленным в зависимости от имеющегося стажа, и размером пенсии, начисленной в соответствии с федеральным пенсионным законодательством
Ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы 12, 5 лет у мужчин и 10 лет у женщин устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 30 % месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа сверх требуемого.
Общая сумма пенсии и доплаты не может превышать 60% месячного денежного содержания лица, замещающего должность муниципальной службы.
Пунктом 6 Положения 2007 года предусмотрено, что в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, включаются: должностной оклад по должности муниципальной службы; районный коэффициент; надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, за квалификационный разряд, за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; денежное поощрение; премии, выплачиваемые по результатам муниципальной службы, кроме премий, носящих единовременный характер.
Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года N 75 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района (далее - Положение), а также признано утратившим силу решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2007 года N 63 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района" (с последующими изменениями), за исключением пункта 3. Решение от 28 сентября 2016 года N 75 опубликовано в Кадуйской районной газете "Наше время" 6 ноября 2021 года N 82.
Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года N 43 "О внесении изменений в решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 28 сентября 2016 года N 75 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района", Положение изложено в новой редакции. Решение от 31 мая 2022 года N 43 опубликовано в Кадуйской районной газете "Наше время" 11 июня 2022 года N 42.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения муниципальным служащим пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Положению, в размере 55 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, применяемого для расчета ежемесячной пенсии за выслугу лет (далее - база для расчета пенсии за выслугу лет), за вычетом всех иных пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх вышеуказанного стажа база для расчета пенсии за выслугу лет увеличивается на 1 %, но не может превышать 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности) либо государственной пенсии не может превышать 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Лицам, получающим государственную пенсию, ежемесячная пенсия за выслугу лет назначается только по достижении возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", или после назначения страховой пенсии по инвалидности.
Размер ежемесячной пенсии за выслугу лет не может быть меньше одной тысячи рублей в следующих случаях:
- при расчете размера пенсии за выслугу лет, когда размер всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, превышает 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего;
- при расчете в сторону уменьшения пенсии за выслугу лет в связи с изменением в соответствии с законодательством размера страховой пенсии по старости, размера страховой пенсии по инвалидности или размера государственной пенсии.
Согласно пункту 3.3 Положения в состав среднемесячного денежного содержания включаются: должностной оклад, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет (стаж муниципальной службы), ежемесячная надбавка к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премии, выплачиваемые по результатам муниципальной службы, кроме премий, носящих единовременный характер, районный коэффициент.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что лицам, которым назначена доплата к пенсии в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года N 63 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района" (с изменениями и дополнениями), сохраняют право на получение этой доплаты в назначенном размере, но не менее одной тысячи рублей.
Размер доплаты подлежит перерасчету в случаях:
- изменения в соответствии с законодательством размера страховой пенсии по старости, размера страховой пенсии по инвалидности или размера государственной пенсии;
- увеличения после назначения доплаты пенсии за выслугу лет стажа муниципальной службы, дающего право на назначении пенсии за выслугу лет.
Согласно пункту 5.2 Положения доплата к пенсии, установленная в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года N 63 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района" (с изменениями и дополнениями), считается пенсией за выслугу лет, назначенной на условиях, в порядке и размере, предусмотренном указанным в настоящем абзаце Положением, и выплачиваемая с учетом пункта 5.1 настоящего Положения.
Административные истцы Виноградова С.К, Цветкова И.Н, Журавлева О.Л. обратились в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующим со дня принятия:
пункт 3.1 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года N 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года N 43;
в части установления верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и установления размера минимальной пенсии за выслугу лет в размере 1000 рублей;
и пункты 3.3, 5.1 и 5.2 Положения.
По мнению административных истцов, оспариваемое правовое регулирование нарушает их права на пенсионное обеспечение, противоречит положениям Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Вологодской области от 5 июля 1996 года N 87-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области".
Административные истцы полагают, что после внесения в 2022 году изменений в Положение происходит улучшение положения пенсионеров, выходящих на пенсию с муниципальной службы, поскольку для них определен более высокий минимальный порог пенсии за выслугу лет, в то время как пунктами 5.1, 5.2 Положения для ранее вышедших на пенсию муниципальных служащих сохраняется минимальный размер пенсии за выслугу лет в 30 % их месячного денежного содержания. Также административные истцы полагают, что установление верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего противоречит принципу равенства прав муниципального и государственного гражданского служащего, поскольку согласно закону Вологодской области от 5 июля 1996 года N 87- 03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" максимальный размер пенсии государственного гражданского служащего за выслугу лет составляет 80 процентов.
Решением Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Виноградовой С.К, Цветковой И.Н, Журавлевой О.Л. отказано.
В кассационной жалобе Виноградовой С.К, Цветковой И.Н, Журавлевой О.Л. на решение Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года, поданной 31 марта 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 апреля 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административными истцами требований в полном объеме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены верно.
Судами установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия, а также формы и порядка его опубликования.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", относящим пенсию за выслугу лет к одному из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности) и выплачиваемую одновременно с ней (подпункт 1 пункта 1 статьи 5, пункт 2 статьи 7).
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым в статье 86 установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Исходя из правовой природы пенсии за выслугу лет, выплачиваемой дополнительно к установленным в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, и поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, следует признать правомерным вывод судов о том, что изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера само по себе не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.
При этом орган местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета в отношении как вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств местного бюджета.
Суды, вопреки доводам кассационной жалобы, также верно исходили из того, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), в связи с чем довод кассационной жалобы о несоответствии верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего установленному Законом Вологодской области от 5 июля 1996 года N 87-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" максимальному размеру пенсии государственного гражданского служащего за выслугу лет, составляющей 80 процентов, о незаконности оспариваемых норм Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года N 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года N 43, не свидетельствует.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит правильными и выводы судов о том, что оспариваемые положения пунктов 5.1 и 5.2 Положения, предусматривающие, что лица, которым была назначена доплата к пенсии в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года N 63, сохраняют право на получение этой доплаты в назначенном размере, но не менее одной тысячи рублей, указанная доплата к пенсии считается пенсией за выслугу лет, назначенной на условиях, в порядке и размере, предусмотренном указанным в данном абзаце Положением, и выплачиваемая с учетом пункта 5.1 данного Положения, не противоречат федеральному и региональному законодательству.
Указанные положения по своему содержанию обеспечивают сохранение права муниципального служащего на получение фактически назначенной ему ранее доплаты. Их не соответствие каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствует.
Довод кассационной жалобы о том, что решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2007 года N 63, не опубликовано, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, так как предметом судебной проверки исходя из заявленных административными истцами требований является иной нормативный правовой акт - решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года N 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года N 43.
Несогласие подателей кассационной жалобы с выводами судов, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Виноградовой С. К, Цветковой И. Н, Журавлевой О. Л. - без удовлетворения.
Решение Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.