Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2022 года по административному делу N 2а-795/2022 по административному исковому заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия
установила:
в ходе осуществленной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой в августе 2022 года проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, лесного законодательства, в границах лесного фонда Кондопожского муниципального района Республики Карелия на территориях не предоставленных в аренду, выявлена несанкционированная свалка отходов на площади 99 кв.м, расположенная в границах квартала 172, выделах 32, 37 Кондопожское участкового лесничества, Березовского лесничества (по материалам лесоустройства) в диапазоне координат 62"03"12.8 N34"14"31.9Е; 62 03"12.5 N 34"14"31.9Е.
25 августа 2022 года Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах Кондопожского муниципального района и возложении обязанности ликвидировать указанные несанкционированные свалки отходов.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 декабря 2022 года административный иск удовлетворен.
Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по непринятию мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах Кондпожского муниципального района.
На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов в границах лесного фонда Кондопожского муниципального района.
В кассационной жалобе, поданной через Кондопожский городской суд Республики Карелия 4 апреля 2023 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 апреля 2023 года, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального права, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в связи с изменениями в законодательстве, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Обращает внимание, что свалка находится в пределах 100 метров от границ отвода a/дороги "Кола", т.е. в ее придорожной полосе, что также свидетельствует об отсутствии у Минприроды обязанности по ее ликвидации.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 апреля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Лесного кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив на основании сведений Управления Росреестра по Республике Карелия, что вышеуказанная свалка расположены на земельном участке, относящемся к категории земель лесного фонда, за третьими лицами не закреплялась и, исходя из того, что Министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения отходами производства и потребления на территории лесного фонда в границах Кондопожского муниципального района, пришел к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию и должному контролю за использованием земельных участков и, соответственно, по ликвидации несанкционированной свалки лежит на указанном органе.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, с такими выводами суда согласилась, и нормам материального права выводы судов первой и апелляционной инстанций о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, на административного ответчика, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" со ссылкой на Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
На территории Республики Карелия в соответствии с подпунктом 7 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года N 367-П, осуществление обозначенных полномочий возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Доводы Министерства об изменении закона, в частности, признание с 1 октября 2016 года утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, правильно оценены судами, как не свидетельствующие об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов" была изменена глава 3 "Охрана и защита лесов" Лесного кодекса Российской Федерации. Теперь она посвящена только охране лесов, а защита лесов выделена в отдельную главу 3.1. Разница между охраной и защитой лесов согласно этим нормам состоит в том, что термин "охрана" предусматривается по отношению к пожарам, загрязнениям (в том числе радиоактивными веществами) и иным негативным воздействиям лесов, а защита сводится главным образом к санитарной безопасности в лесах.
Согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
В частности, в силу пункта 20 указанных Правил при использовании лесов не допускается:
а) загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды;
б) ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;
в) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Принимая во внимание, что на основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти Республики в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов, вопреки доводам кассационной жалобы, не имелось.
Доводы кассационной жалобы о расположении свалки за границами лесного фонда в придорожной полосе a/дороги "Кола", не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.