Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации ЗАТО город Заозерск Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года по административному делу N 2а-3968/2022 по административному исковому заявлению администрации ЗАТО город Заозерск Мурманской области об оспаривании бездействия Министерства строительства Мурманской области, устранении нарушения прав.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация ЗАТО г.Заозерск Мурманской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Министерства строительства Мурманской области, понуждении к внесению изменений в Региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов.
В обоснование исковых требований указано, что Законом Мурманской области N 1631-01-3MO от 24 июня 2013 года "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года N168-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области на 2014-2043 годы, при этом актуализация сведений по данной программе отнесена к ведению Министерства строительства Мурманской области.
Постановлением администрации ЗАТО г. Заозерск от 17 мая 2016 года N 326 утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории ЗАТО г. Заозерск, о которых принято решение о формировании фонда капремонта на счете регионального оператора.
При этом постановлением Правительства Мурманской области от 10 сентября 2020 года N 626-ГТП утверждена Методика формирования, утверждения региональной программы капремонта, пунктом 6 которой предусмотрено, что адресный перечень всех многоквартирных домов, подлежащих включению в данную программу, утверждается муниципальным образованием путем принятия соответствующего правового акта и подлежит ежегодной актуализации с направлением в адрес уполномоченного органа не позднее 01 октября с приложением документов, подтверждающих обоснованность и правомерность внесенных изменений.
Для целей снижения затрат местного бюджета на содержание пустующего жилого фонда постановлением администрации ЗАТО г. Заозерск от 01 июня 2020 года N 363 многоквартирный дом N1 по ул. Флотская переведен в статус нежилого с 01 июня 2020 года. В указанных целях на основании постановления администрации ЗАТО г. Заозерск от 03 июня 2020 года N 459 многоквартирный дом N3 по ул. Флотская также переведен в статус нежилого с 01 января 2021 года.
Впоследствии данные многоквартирные дома на основании постановлений администрации ЗАТО г. Заозерск от 03 июня 2020 года N 459 (ул. Флотская д. 1) и от 18 января 2021 года N 11 (ул. Флотская д. 3) исключены из перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Для своевременного внесения изменений в Постановление Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года N168-ПП административным истцом в адрес Министерства строительства Мурманской области направлены копии постановлений об исключении данных многоквартирных домов из перечня.
Вместе с тем, исключение многоквартирных домов N 1 и N 3 по улице Флотской ЗАТО г. Заозерск из региональной программы капитального ремонта осуществлено лишь на основании постановления Правительства Мурманской области от 19 мая 2021 года N 289-ПП привело к безосновательному начислению на них взносов на капитальный ремонт.
Административный истец полагал, что бездействие Министерства строительства Мурманской области, выразившееся в несвоевременной актуализации программы капитального ремонта, привело к излишнему начислению региональным оператором платы за капитальный ремонт в отношении указанных выше домов и предъявления к администрации ЗАТО г. Заозерск требований о ее оплате.
Административный истец просил суд обязать Министерстве строительства Мурманской области разработать проект изменений в региональную программу в части исключения из программы законсервированных многоквартирных домов в ЗАТО город Заозерск по адресам: улица Флотская, дом 1 - с 01 июня 2020 года, улица Флотская, дом 3 - с 01 января 2021 года, направить разработанный проект изменений в региональную программу для согласования в Правительство Мурманской области.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года, иск оставлен без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 приведенной статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты).
Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнение работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; 4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 1 Законом Мурманской области от 24 июня 2013 года N 1631-01-3MO "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" разработка проекта региональной программы осуществляется уполномоченным Правительством Мурманской области исполнительным органом Мурманской области в соответствии с методикой формирования региональной программы, утвержденной Правительством Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года N 168-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, которая в силу части 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 3 Закона Мурманской области от 24 июня 2013 года N 1631-01-3MO подлежит актуализации не реже одного раза в год.
При этом в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Мурманской области от 16 июля 2013 года N 393-ПП (действовавшего до 09 сентября 2020 года) исполнительный орган на основании сведений, содержащихся в утвержденных адресных перечнях многоквартирных домов, в течение трех месяцев с момента их поступления формирует проект региональной программы, исходя из критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определенных Законом Мурманской области от 24.06.2013 N 1631-01-3MO. в соответствии с Порядком использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (приложение к Методике), и направляет его на утверждение в Правительство Мурманской области.
Пунктами 6 и 7 Методики формирования и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 16 июля 2013 года N 393-ПП, предусматривалось, что региональная программа подлежит ежегодной актуализации, которая осуществляется с 1 апреля очередного года в порядке, предусмотренном пунктами 2-5 настоящей методики. Актуализированная программа утверждается Правительством Мурманской области ежегодно.
Впоследствии, постановлением Правительства Мурманской области от 10 сентября 2020 года N 626-ПП утверждена Методика формирования, утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, согласно пункту 2 которой актуализация региональной программы осуществляется в соответствии со статьей 3 Закона Мурманской области от 24 июня 2013 года N 1631-01-3MO (не реже чем один раз в год) и утверждается Правительством Мурманской области ежегодно (пункт 3).
В соответствии с пунктом 6 Методики адресный перечень многоквартирных домов, содержащий обобщенную информацию обо всех многоквартирных домах, подлежащих включению в региональную программу, расположенных на территории муниципального образования, утверждается муниципальным правовым актом и подлежит ежегодной актуализации с направлением в адрес уполномоченного органа не позднее 1 октября с приложением документов, подтверждающих обоснованность и правомерность внесенных изменений.
В силу пункта 2.2.27. Положения о Министерстве строительства Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 28 ноября 2019 года N 529-ПП, Министерство строительства Мурманской области осуществляет формирование и актуализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, а также формирует сводный краткосрочный план ее реализации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, многоквартирные дома N 1 и N 3 по улице Флотская ЗАТО г. Заозерск на основании постановления Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года N 168-ПП (в редакции постановления от 30 сентября 2015 года N 425-ПП) были включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы.
Постановлением администрации ЗАТО город Заозерск от 01 июня 2020 года N 363 жилой дом N1 по улице Флотская в г. Заозерск переведен в нежилое здание, в связи с чем, на основании постановления того же органа местного самоуправления от 30 июня 2020 года N 446 указанный многоквартирный дом не был включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории ЗАТО город Заозерск, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В целях актуализации адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования ЗАТО г. Заозерск, и подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, постановлением администрации ЗАТО г. Заозерск от 03 июля 2020 года N 459 утвержден адресный перечень, в котором также не поименован многоквартирный дом N1 по улице Флотская.
Для внесения изменений в постановление Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года N 168-ПП администрацией ЗАТО город Заозерск в адрес Министерства строительства Мурманской области направлено письмо от 23 сентября 2020 года N3244/01-23 с приложением копий указанных постановлений.
Кроме того, администрация ЗАТО город Заозерск в адрес Министерства строительства Мурманской области направила письмо от 17 ноября 2020 года N 4676/01-23, в котором, ссылаясь на консервацию многоквартирного дома N1 по улице Флотская в городе Заозерске, и нецелесообразность планирования капитального ремонта его общего имущества, просила оказать содействие в решении вопроса об исключении данного многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
На указанное обращение Министерством строительства Мурманской области направлен ответ от 28 декабря 2020 года N 07-02/6193-ВС, в котором разъяснено, что, заявленное административным истцом основание для исключения многоквартирного дома из региональной программы законодательством не предусмотрено, в связи с чем, для получения разъяснений по указанному вопросу в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлено обращение (от 22 декабря 2020 года N 07-02/6058-ВС).
Согласно объяснениям представителя Министерства строительства Мурманской области, на данное обращение в 2021 году из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства получена устная консультация о возможности исключения из региональной программы многоквартирных домов, переведенных в категорию нежилых.
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации ЗАТО горд Заозерск от 26 декабря 2020 года N 862 жилой "адрес" также переведен в нежилое здание.
На основании постановления администрации ЗАТО г. Заозерск от 18 января 2021 года N 11 указанный многоквартирный дом не был включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории ЗАТО город Заозерск, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В целях актуализации адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования ЗАТО город Заозерск, и подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, постановлением администрации ЗАТО г. Заозерск от 25 января 2021 года N 29 утвержден адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования ЗАТО г. Заозерск, в котором также не поименован многоквартирный "адрес".
Для исключения указанного дома из региональной программы администрацией ЗАТО город Заозерск в адрес Министерства строительства Мурманской области направлено письмо от 25 января 2021 года N 264/01-27 с приложением копий постановлений органа местного самоуправления и выписок из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Правительства Мурманской области от 19 мая 2021 года N 289-ПП внесены изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, в том числе из адресного перечня многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта в 2014 - 2043 годах, были исключены многоквартирные дома "адрес" "адрес"
Данное постановление содержит только актуальный адресный перечень без указания дат исключения из региональной программы ранее включенных в нее многоквартирных домов.
Разрешая настоящий спор, руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны Министерства строительства Мурманской области незаконного бездействия в части несвоевременного исключения домов N и N по "адрес" в "адрес" из региональной программы капитального ремонта.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанного вывода суда первой инстанции не имеется, они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
В данном случае, уполномоченным органом - Министерством строительства Мурманской области с соблюдением установленной периодичности подготовлен и передан на утверждение в Правительство Мурманской области проект актуализированной региональной программы капитального ремонта, в связи с чем последним издано постановление от 19 мая 2021 года N 289-ПП.
Актуализация региональной программы, нашедшая отражение в постановлении от 19 мая 2021 года N 289-ПП, осуществлена с учетом предоставленных административным истцом сведений в отношении многоквартирных домов N и N по "адрес", при этом неправомерного бездействия со стороны уполномоченного органа допущено не было.
Нормами жилищного законодательства закреплено правило о ежегодной актуализации региональной программы, вместе с тем, они не содержат в себе предписаний как о проведении актуализации всякий раз после предоставления сведений об исключении конкретного многоквартирного дома из региональной программы, так и о необходимости отражения в актуализированной программе даты исключения из нее многоквартирных домов.
Соблюдение требований о ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, свидетельствует об отсутствии у суда оснований для возложения на уполномоченный орган подготовить проект региональной программы по предложенному административным истцом варианту (путем определения конкретных дат исключения из региональной программы домов N и N по "адрес").
Утверждение административного истца о нецелевом расходовании денежных средств, в связи с оплатой взносов на капитальный ремонт до фактического исключения из региональной программы многоквартирных домов N и N по "адрес", на законность судебного акта не влияют, поскольку обстоятельства, связанных с правомерностью начисления платы в спорный период, подлежат проверке в порядке другого судопроизводства.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года по административному исковому заявлению администрации ЗАТО город Заозерск Мурманской области об оспаривании бездействия Министерства строительства Мурманской области, устранении нарушения прав оставить без изменения, кассационную жалобу администрации ЗАТО город Заозерск Мурманской области - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.