Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при ведении протокола секретарем
Кулиевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО2, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими со дня принятия пунктов 1574. 1575, 1594, 1595 таблицы 2 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пунктов 309, 310. 329. 330 таблицы 2 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 22 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца ФИО1 - ФИО9, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО2, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительство Пермского края постановлениями от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 874-п), от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 896-п) утвердило согласно таблицам 2 приложений Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020, 2021 годы, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае".
Постановление N 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 декабря 2019 года и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48, том 2, 9 декабря 2019 года.
Постановление N 896-п опубликовано 7 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Указанными постановлениями Правительства Пермского края определены на 2020, 2021 годы перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к Постановлениям.
Под пунктами 1574, 1575, 1594, 1595 таблицы 2 к Постановлению N 874-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 27 декабря 2019 года N 1001-п), пунктами 309, 310, 329, 330 таблицы 2 к Постановлению N 896-п включены объекты недвижимости - нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенные по адресу: "адрес"
ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1574, 1575, 1594, 1595 таблицы 2 к Постановлению Правительства N 874-п, пунктов 309, 310, 329, 330 таблицы 2 к Постановлению Правительства N 896-п.
В обоснование заявленных требований указал, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N (площадь 22, 6), N (площадь 62, 2), N (площадь 26, 3), 59:01:4410046:1400 (площадь 24, 2), расположенных по адресу: "адрес".
По мнению административного истца, принадлежащие ему объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество.
Решением Пермского краевого суда от 22 декабря 2022 года административное исковое заявление административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия пункты 1574, 1575, 1594, 1595 таблицы 2 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признаны недействующими со дня принятия пункты 309, 310, 329, 330 таблицы 2 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
С Правительства Пермского края в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края ФИО8 просит решение Пермского краевого суда от 22 декабря 2022 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указано, что спорные объекты недвижимости включены в Перечни на основании определения вида фактического использования в целях предусмотренных пп.2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Также полагает, что несоответствие акта обследования фактического использования от 10 декабря 2019 г. положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. N 848-п, судом не установлено.
Кроме того, в соответствии представленным в материалы дела техническим планом от 28 июля 2016 г, нежилое помещение с кадастровым номером N (номер 53 на поэтажном плане), помещение с кадастровым номером с кадастровым номером N (номер 54 на поэтажном плане), помещение с кадастровым номером с кадастровым номером N (номер 42 на поэтажном плане), помещение с кадастровым номером с кадастровым номером N (номер 41 на поэтажном плане), расположены на втором этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N по адресу: "адрес" Согласно прилагаемой к техническому плану проектной документации здания многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, Объекты предназначены для размещения офисов.
Проектная документация здания с кадастровым номером 59:01:4410046:1361, содержащая сведения о назначении входящих в его состав помещений, включена в состав технического плана, и является его неотъемлемой частью. Исходя из проектной документации, спорные помещения предусмотрены в здании для использования в качестве офисов, иного назначения данных помещений при рассмотрении дела не установлено. Учитывая изложенное, проектная документация здания, содержащая - сведения о назначении помещений, и являющаяся приложением к техническому плану от 28 июля 2016 г, необоснованно не принята судом во внимание.
Кроме того, в соответствии с данными технического учета (технический паспорт здания (строения), составленный ООО "ТЕХКАДАСТРГЕОДЕЗИЯ" по состоянию на 20 июня 2016 г.), помещения NN 41, 42, 53, 54, расположенные на втором этаже в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, имеют назначение "офис".
Таким образом, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) Объекты предусматривают размещение офисов, что также является самостоятельным основанием для включения в Перечень.
Прокурор, участвующий в деле и административный истец, представили возражения, в которых просят решение Пермского краевого суда от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО9, участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Пермского краевого суда от 22 декабря 2022 года - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО10 в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 ст. 15, пункт 1 ст. 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в том числе к ним отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества: нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров.
Согласно ранее действовавшей редакции указанного закона налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества: расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах).
Приведенные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлениями от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 874-п), от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвердило согласно таблицам 2 приложений Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020, 2021 годы.
Подпунктами 1574, 1575, 1594, 1595 таблицы 2 к Постановлению N 874-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 27 декабря 2019 года N 1001-п), пунктами 309, 310, 329, 330 таблицы 2 к Постановлению N 896-п включены объекты недвижимости - нежилые помещения с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес"
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", пришел к правильному выводу, что Постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п, от 25 ноября 2020 года N 896-п, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащие административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами N (площадь 22, 6), N (площадь 62, 2), N (площадь 26, 3), N (площадь 24, 2), расположены в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
Из совокупного толкования положений подпунктов 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378 НК РФ следует, что такой критерий как вид разрешенного использования земельного участка (предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), на котором расположено здание, в качестве основания включения соответствующего здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предусмотрен только в отношении зданий, относящихся к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) и помещениям в них.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, являющийся многоквартирным домом, не может быть отнесен к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам).
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 2 статьи 378.2 НК РФ следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции, следует из апелляционной жалобы, спорные помещения с кадастровыми номерами N (площадь 22, 6), N (площадь 62, 2), 59:01:4410046:1401 (площадь 26, 3), N (площадь 24, 2) включены в Перечни, поскольку в соответствии с актом обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 10 декабря 2019 года установлено, что площадь нежилых помещений фактически используется для размещения офиса коммерческой организации, а также объектов бытового обслуживания; кроме того, исходя из содержания документов технического учета (инвентаризации) следует, что объект предусматривает размещение офисов, что является самостоятельным основанием для включения в Перечни.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости помещения с кадастровыми номерами N (номер 53 на поэтажном плане), N (номер 54 на поэтажном плане), N (номер 42 на поэтажном плане), N (номер 41 на поэтажном плане) имеют назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение".
Из информации, предоставленной филиалом ППК "Роскадастр" по Пермскому краю, следует, что помещения с кадастровыми номерами N поставлены на государственный кадастровый учет 21 октября 2016 года; по состоянию на дату постановки на государственный кадастровый учет имели следующие характеристики: назначение "нежилое"; в период с 21 октября 2016 года по дату исполнения запроса суда наименование и назначение помещений не изменялись.
Как следует из материалов административного дела, в том числе представленных по запросу суда первой инстанции копий реестровых (кадастровых) дел на объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, указанные объекты были поставлены на кадастровый учет на основании технических планов: на многоквартирный дом и на нежилые помещения, принадлежащие административному истцу, содержащих в своем составе поэтажные планы. Приложением технических планов является проектная документация на многоквартирный дом.
Кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами N осуществлялся в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее ? Закон N 221-ФЗ), который с 01 января 2017 года переименован в Федеральный закон "О кадастровой деятельности".
В соответствии со ст. 16 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент кадастрового учета спорного помещения) кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со ст. 22 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент кадастрового учета спорного помещения) необходимыми для кадастрового учета документами являлись технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ (п.3 ч. 1 ст. 22).
Особенности технического плана регламентированы ст. 41 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент кадастрового учета спорного помещения).
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости.
В соответствии с требованиями по подготовке технического плана здания, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 403 от 01 сентября 2010 года (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 04.12.2015 N913) сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции, сама по себе проектная документация не относится к документам технического учета (инвентаризации).
Поэтажные планы в составе проектной документации на многоквартирный дом содержат информацию об обозначении как "офис" частей помещений, из которых, том числе, были образованы помещения административного истца как самостоятельные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N (номер 53 на поэтажном плане), N (номер 54 на поэтажном плане), N (номер 42 на поэтажном плане), N (номер 41 на поэтажном плане).
Вместе с тем соответствующее обозначение на поэтажных планах в составе непосредственно технического плана, как на здание, так и на спорные помещения, отсутствует, приведена лишь нумерация частей помещений.
В ЕГРН сведения о назначении, разрешенном использовании либо наименовании помещений административного истца или его частей как "офис" также отсутствуют.
Представленный технический план, изготовленный с целью постановки на кадастровый учет здания с кадастровым номером N, не содержит планировочных экспликаций с перечнем помещений, частей помещений и их характеристиками (наименование, назначение, разрешенное использование).
С учетом изложенного, обозначение частей помещений на поэтажных планах в составе проектной документации на многоквартирный дом, в отсутствие соответствующей информации, включая планировочные экспликации, непосредственно в самих технических планах не может свидетельствовать о наличии у спорных помещений с кадастровыми номерами N (номер 53 на поэтажном плане), N (номер 54 на поэтажном плане), N (номер 42 на поэтажном плане), N (номер 41 на поэтажном плане) и их частей наименования, назначения, разрешенного использования, предусматривающего размещение офисов.
Представленный административным ответчиком технический паспорт здания (строения) N5 по пер. Тополевый (литера А), составленный ООО "ТЕХКАДАСТРГЕОДЕЗИЯ" по состоянию на 20 июня 2016 года, в материалах реестровых (кадастровых) дел объектов недвижимости с кадастровыми номерами N (номер 53 на поэтажном плане), N (номер 54 на поэтажном плане), N (номер 42 на поэтажном плане), N (номер 41 на поэтажном плане) и N отсутствует, соответственно, содержащиеся в нем сведения не были приняты для кадастрового учета данных объектов недвижимости и внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Указанный технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию на 20 июня 2016 года, не может быть приняты во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Более того, представленный технический паспорт не подписан, отсутствует печать организации-составителя.
При таких обстоятельствах сведения технического паспорта, составленного по состоянию на 20 июня 2016 года, не могут быть положены в основу судебного акта по рассматриваемому делу.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, назначении, разрешенном использовании, как спорных помещений, так и их частей, ни в материалах административного дела, ни в материалах кадастрового (реестрового) дела объектов недвижимости с кадастровыми номерами N (номер 53 на поэтажном плане), N (номер 54 на поэтажном плане), N (номер 42 на поэтажном плане), N (номер 41 на поэтажном плане), не имеется.
Следовательно, спорные помещения с кадастровыми номерами N (номер 53 на поэтажном плане), N (номер 54 на поэтажном плане), N (номер 42 на поэтажном плане), N (номер 41 на поэтажном плане) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2020 год, 2021 год включению не подлежало.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ административным ответчиком представлен Акт обследования по состоянию на 10 декабря 2019 г. в соответствии с Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 27.11.2019 N СЭД-31-02-2-2-1463 "О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения".
Указанный Акт от 10 декабря 2019 г. содержит заключение о том, что нежилые помещения, указанные в Приказе, используются для размещения объектов бытового обслуживания (ателье "Fur Studio Maria") - помещения с кадастровыми номерами N (площадь 22, 6), N (площадь 62, 2), N (площадь 24, 2), а также для размещения персонала туристического агентства "AZUR TRAVEL" - помещение с кадастровым номером N (площадь 26, 3), на основании чего сделан вывод о том, что свыше 20 процентов площади объекта используется под размещение торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечни спорного объекта по его фактическому использованию как административно-делового либо торгового центра является правомерным при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Как правильно указано судом первой инстанции, представленный Акт обследования от 10 декабря 2019 г. не содержит указание на признаки, по которым членами комиссии помещения отнесены к конкретному виду использования; фотографии, приложенные к акту, не имеют привязки к адресу объекта, ни к конкретным помещениям, и не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как правильно указано судом первой инстанции, включение в Перечни спорного объекта недвижимости по его фактическому использованию является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п и содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что представленный административным ответчиком Акт не может быть принят как доказательство, достоверно подтверждающее факт использования спорных помещений на дату осмотра для размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания на дату принятия оспариваемых Перечней на 2020 год, 2021 год.
Доказательств соответствия помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N условиям, предусмотренным положениями статьи 378.2 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края N 141-ПК, необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что указанные нежилые помещения соответствовали критериям статьи 378.2 НК РФ и подлежали включению в Перечни на 2020 год, на 2021 год, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Установив, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N не отвечали условиям, предусмотренным положениями статьи 378.2 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края N 141-ПК, необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности включения в оспариваемые перечни вышеназванных объектов недвижимости.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны не действующими, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия постановлений N 874-п, N896-п.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующими со дня принятия пункты 1574, 1575, 1594, 1595 таблицы 2 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", а также о признании недействующими со дня принятия пункты 309, 310, 329, 330 таблицы 2 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", с чем соглашается судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.