г. Нижний Новгород
7 июня 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Бушминой А.Е, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Замалетдиновой Натальи Николаевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости, по частной жалобе Замалетдиновой Натальи Николаевны на определение судьи Пермского краевого суда 31 марта 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Замалетдинова Н.Н. обратилась в Пермский краевой суд административным исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 1 778 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года и здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 683 000 руб. по состоянию на 26 декабря 2020 года.
Определением судьи Пермского краевого суда от 15 марта 2023 года административное исковое заявление Замалетдиновой Н.Н. оставлено без движения как не соответствующее положениям части 4 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку вопреки требованиям частей 1 и 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению не приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащие сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа.
Административному истцу предложено в срок до 30 марта 2023 года исправить недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения.
29 марта 2023 года от административного истца в суд поступило уточненное административное исковое заявление, к которому были приложены выписки о кадастровой стоимости и отчет об оценке, составленный на бумажном носителе.
Определением судьи Пермского краевого суда от 31 марта 2023 года Замалетдиновой Н.Н. на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ отказано в принятии административного искового заявления.
В частной жалобе Замалетдинова Н.Н. просила определение судьи Пермского краевого суда от 31 марта 2023 года отменить, принять административное исковое заявление к производству.
Рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции на основании частей 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ в апелляционном порядке осуществляется по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1).
Судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах (пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ).
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с учетом следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 N 237-ФЗ, который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 данного закона.
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в суде в порядке административного судопроизводства может быть оспорено только решение бюджетного учреждения; одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Из административного искового заявления и приложенных к нему материалов следует, что административному истцу по праву собственности принадлежит здание с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость которого установлена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25 октября 2018 года N СЭД-31-02-2-2-1323 по состоянию на 1 января 2018 года в размере 17 176 923, 55 руб, а также здание с кадастровым "данные изъяты", кадастровая стоимость которого установлена Актом N 1595 от 29 января 2021 года по состоянию на 26 декабря 2020 года в размере 3 401 431, 32 руб, Отказывая в принятии административного искового заявления, судья обоснованно исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ. Постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N 973-п "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" установлена дата перехода к применению на территории Пермского края положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Пермского края полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Поскольку доказательств обращения в государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, а равно решений бюджетного учреждения о пересмотре или об отказе в пересмотре кадастровой стоимости административном истцом не представлено, требований об оспаривании таких решений им не заявлено, судья пришел к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, основаны на правильном применении законодательства.
В частной жалобе Замелетдинова Н.Н. указала, что дата определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером "данные изъяты" - 1 января 2019 года, здания с кадастровым номером "данные изъяты" - 26 декабря 2020 года, то есть кадастровая стоимость была определена до 1 января 2021 года, в связи с чем должен применяться предыдущий порядок оспаривания.
Суд апелляционной инстанции с такими доводами частной жалобы не может согласиться, поскольку постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N 973-п установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Следовательно, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Пермском крае применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.
В статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц (часть 1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2). Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Таким образом, установленный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, согласно которому суд отказывает в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде.
Оспариваемая кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" и здания с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ на момент обращения носит актуальный характер.
Административный истец обратился в суд 15 марта 2023 года, то есть после 1 января 2021 года - даты перехода к применению на территории Пермского края положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Сведений о соблюдении внесудебного порядка установления кадастровой стоимости административный истец не приводит, в связи с чем вывод судьи о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ для отказа в принятии административного искового заявления, является правильным.
Доводы частной жалобы об устранении административным истцом недостатков, указанных в определении судьи Пермского краевого суда от 15 марта 2023 года, являются несостоятельными, поскольку не опровергают вышеприведенных выводов судьи о наличии оснований для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Другие доводы частной жалобы основаны на неправильном понимании административным истцом норм процессуального права, сводятся к несогласию с выводами, указанными в определении суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Пермского краевого суда 31 марта 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления Замалетдиновой Натальи Николаевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости оставить без изменения, частную жалобу Замалетдиновой Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Судья А.Е. Бушмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.