Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 апреля 2023 года кассационную жалобу Зорина А.Г. на решение Первомайского районного суда города Кирова от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 16 января 2023 года по административному делу N 2а-2824/2022 по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Кирову к Зорину А.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зорин А.Г. является плательщиком налога на имущество физических в связи с регистрацией за ним права собственности на объекты недвижимости.
Зорину А.Г. начислен налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 40 932 руб, подлежащий уплате в срок до 1 декабря 2021 года, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N 67629479.
10 декабря 2021 года административным ответчиком произведена уплата задолженности в размере 25 000 руб.
В связи с неполной уплатой налога в адрес налогоплательщика налоговым органом направлено требование N 126598 об уплате налога в размере 15 932 руб. и пени по состоянию на 16 декабря 2021 года в размере 112, 02 руб. Установлен срок исполнения до 8 февраля 2022 года.
Требование налогового органа не было исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
26 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка N 67 Первомайского судебного района города Кирова вынесен судебный приказ о взыскании с Зорина А.Г. в доход государства недоимки за 2020 год по налогу на имущество физических лиц в размере 15 932 руб, пени в размере 112, 02 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 67 Первомайского судебного района города Кирова от 12 мая 2022 года судебный приказ от 26 апреля 2022 года отменен на основании заявления должника.
6 июля 2022 года ИФНС России по городу Кирову обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Первомайского районного суда города Кирова от 6 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 16 января 2023 года, административное исковое заявление ИФНС России по городу Кирову удовлетворено, с Зорина А.Г. взыскана задолженность в размере 16 044, 02 руб, из них: 15 932 руб. - налог на имущество физических лиц за 2020 год; 112, 02 руб. - пени по налогу на имущество; государственная пошлина в размере 641, 76 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Зорин А.Г. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что спор возник по нежилому помещению с кадастровым номером N расположенному по адресу: "адрес", в состав которого входит и имущество, предназначенное для общего пользования в многоквартирного дома. Полагает, что указанное имущество не подлежит налогообложению и должно быть исключено из налогооблагаемой базы.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 401 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, а именно:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признает календарный год.
Пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд исходил из того, что Зорин А.Г. свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнил.
Отклоняя возражения административного ответчика относительно исчисления налога в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, судом принято во внимание, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о регистрации 29 марта 2019 года права собственности Зорина А.Г. на 4529/4747 доли в праве общей долевой собственности на спорное нежилое помещение площадью 474, 7 кв.м на основании договора купли-продажи доли в праве собственности на объект недвижимого имущества.
Относительно возражения правильности исчисления размера налога в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", судом принято во внимание, что расчет налога на имущество произведен налоговым органом в соответствии с утвержденным Министерством имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области 20 января 2019 года Перечнем объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также на основании данных, предоставляемых регистрирующим органом.
Принимая во внимание, что условием возникновения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц является наличие зарегистрированного права собственности, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что ИФНС России по городу Кирову правомерно произвела начисление налога Зорину А.Г. на имущество физических лиц за 2020 год, в том числе на объект недвижимости с кадастровым номером N.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с законоположениями, регулирующими данные правоотношения.
Пунктом 4 статьи 85 и пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По правилам части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Вопреки доводам кассационной жалобы, налоговый орган исчисляет налог на имущество при получении сведений об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на имущество, предоставляемых органами, осуществляющими такую регистрацию, вместе с тем, самостоятельно определять к какой категории относится объект недвижимости налоговый орган не вправе.
Кроме того, сведений о незаконности постановки объекта недвижимости с кадастровым номером N на кадастровый учет, подтвержденных решением суда или соответствующих органов, не имеется. Данный объект недвижимости снят с кадастрового учета лишь 1 августа 2022 года.
Таким образом, в отношении названного объекта недвижимости обоснованно исчислен налог за 2020 год.
Пунктами 7.1 и 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 настоящего Кодекса.
Таким образом, порядок исчисления налоговой базы в отношении имущества, включенного в Перечень, установлен законом, нарушений которого при определении размера недоимки налоговым органом не допущено. Сведений об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером N из Перечня на 2020 год не имеется. В случае возникновения правовых оснований для изменения налоговой базы в отношении данного объекта недвижимости, Зорин А.Г. вправе ставить вопрос об перерасчете налога за 2020 год.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Кирова от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зорина А.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 6 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.