Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 19 апреля 2023 года кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 января 2023 года по административному делу N 2а-6813/2022 по административному исковому заявлению Паркулаб Василия Васильевича, Паркулаб Вячеслава Васильевича, Паркулаб Ларисы Александровны, Монаховой Елены Васильевны к муниципальному казенному учреждению (далее - МКУ) "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", главе МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Фатхутдинову Р.Р, начальнику МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Дябилкиной И.В, председателю МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Галяутдинову Р.Г, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафарову Р.Г, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафарова Р.Г, главы муниципального казенного учреждения "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Фатхутдинова Р.Р. по доверенности Замалиевой Г.Ф. в поддержку кассационной жалобы; возражения представителя Паркулаб В.В, Паркулаб В.В, Паркулаб Л.А, Монаховой Е.В. по доверенности Бигтагировой Т.А. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Паркулаб В.В, Паркулаб В.В, Паркулаб Л.А, Монахова Е.В. (далее также - административные истцы, заявители) обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - административный ответчик, ИКМО г. Казани, комитет). Впоследствии судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани", глава МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" Фатхутдинов Р.Р, муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани"), начальник МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" Дябилкина И.В, муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани", председатель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО города Казани" Галяутдинов Р.Г, руководитель ИКМО города Казани Гафаров Р.Г.
В обоснование административного искового заявления указано, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
В связи с тем, что административные истцы имели намерение приобрести в собственность за плату земельный участок, занимаемый жилым домом 27 августа 2020 года представитель административных истцов обратилась в МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани") заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственное земельного участка с кадастровым номером N, занимаемого жилым домом по "адрес" в жилом массиве "адрес".
28 сентября 2020 года от административного ответчика поступил ответ том, что проект постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка проходит установленную процедуру согласования в структурных подразделениях ИКМО города Казани. 21 октября 2020 года дополнительно поступил ответ о том, что проект постановления отклонен по причине того, что часть жилого дома административных истцов расположена на смежном земельном участке кадастровым номером N.
В связи с наличием вышеуказанных замечаний была сформирована новая схема границ расположенного земельного участка.
29 декабря 2020 года административные истцы обратились в адрес МКУ "Администрация Советского района ИКМО города Казани" с заявлением N о предварительном согласовании предоставлении земельного участь с кадастровым номером N, общей площадью 2500 кв.м.
Постановлением ИКМО города Казани от 2 апреля 2021 года N 815 предварительно согласовано предоставление в общую долевую собственность Паркулабу В.В, Паркулабу В.В, Паркулаб Н.С Паркулаб Л.А, Монаховой Е.В. за плату земельного участка, занимаемого и жилым домом по ул. Интернациональная д. 1а в жилом массиве Константиновка.
Согласно доводам административного иска, вышеуказанное заявление о предварительном согласовании земельного участка рассматривалось административным ответчиком более 30-ти дневного установленного законом срока, чем были нарушены права административных истцов.
5 января 2021 года заявитель Паркулаб Н.С. умерла. По истечении уставленного законом шестимесячного срока на вступление наследников е права наследования, в постановление о предварительном согласовании земельного участка было внесено изменение N 2798 от 28 октября 2021 года в части предоставления административным истцам земельного участка, занимаемого жилым домом.
11 мая 2022 года МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" подготовлен договор купли-продажи земельного участка за N 28458 и расчет цены его продажи в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года N 827 (в редакции постановления от 12 марта 2021 года N 124), которая составила "данные изъяты" рублей (на основе кадастровой стоимости земельного участка).
По мнению административных истцов, в связи с тем, что комитетом нарушены сроки издания вышеуказанного постановления, нарушены их права на приобретение земельного участка по более выгодной стоимости.
Административные истцы, считая свои права нарушенными, а решение незаконным, просили суд: признать незаконным бездействие ИКМО города Казани по не рассмотрению в установленные законом сроки заявления от 29 декабря 2020 года за N 10-24-1/3981 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в долевую собственность граждан; признать право административных истцов на перерасчёт выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2500 кв.м в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года N 827 (в редакции от 10 марта 2015 года N 138).
Определением суда первой инстанции от 3 ноября 2022 года требование административных истцов о признании права на перерасчет выкупной цены выделил в отдельное производство, по которому перешел к рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства в рамках гражданского дела.
Решением Советского районного суда города Казани от 3 ноября 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 января 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по нерассмотрению в установленные законом сроки заявления от 29 декабря 2020 года за N 10-24-1/3981 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом по улице Интернациональна 1а в жилом массиве Константиновка и нарушения требований пункта 2.4 пункта 3.5.6. административного регламента предоставления Исполнительны комитетом города Казани муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, находящегося муниципальной собственности, занимаемого индивидуальным жилым домом принадлежащим гражданину (гражданам) на праве собственности, утверждённого Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2015 года N 4650; в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, и поступивших впоследствии дополнениях к ней, комитет, выражая несогласие с апелляционным определением, просит об его отмене ввиду несоответствия выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения им норм материального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы ее подателем приведены доводы о том, что бездействия со стороны администрации не допущено, поскольку проект постановления находился на согласовании в структурных подразделениях ИКМО г. Казани, выполнялись необходимые запросы, за вычетом соответствующих периодов сроки рассмотрения заявления соблюдены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и возражения на них, выслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух условий: незаконности действий (бездействия) уполномоченного органа (незаконности принятого им решения) и реального нарушения этим прав заявителя.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Паркулаб В.В, Паркулаб В.В, Паркулаб Л.А, Монаховой Е.В. на праве общей долевой собственности принадлежит индивидуальный жилой дом общей площадью 164, 8 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" (л.д.18, 31-32).
29 декабря 2020 года административные истцы обратились в адрес МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" с заявлением за N 10-24-1/3981 о предварительном согласовании предоставлении земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 2505 кв, расположенного под вышеуказанным жилым домом (л.д.52).
Согласно пояснениям административных ответчиков 15 января 2021 года специалист МКУ "Администрация Советского района ИКМО города Казани" направил запрос в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" о выдаче градостроительного заключения о возможности утверждения схемы расположения земельного участка, в границах, запрашиваемых административными истцами.
15 января 2021 года МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" направило в адрес Администрации схему расположения земельного участка (л.д.48).
Ответ на запрос из МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" с предоставлением градостроительного заключения поступил в адрес Администрации в установленные пунктом 3.4.4 Административного регламента сроки - 22 января 2021 года (л.д. 49-50).
Согласно градостроительному заключению, образование земельного участка предполагается из земельного участка с кадастровым номером N имеющего уточненную площадь, и из земель неразграниченной государственной собственности. Жилой дом с кадастровым номером N, принадлежащий административным истцам, частично расположен в границах смежного участка с кадастровым номером N в связи с чем производится корректировка границ участка с кадастровым номером N Земельный участок с кадастровым номером N является ранее учтенным, с декларированной площадью, сведения о регистрации прав отсутствуют, и в его границах расположен жилой дом с кадастровым номером N. Во избежание земельных споров, границы земельного участка подлежат согласованию с правообладателем данного объекта недвижимости (л.д. 49-50).
Согласно письму МКУ "Администрация Советского района ИКМО города Казани" от 27 января 2021 года за N 10-25/210, административным истцам, в целях осуществления возможности предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность, было предложено дополнительно предоставить акт согласования границ запрашиваемого земельного участка с правообладателем жилого дома с кадастровым номером N (л.д. 46-47).
29 января 2021 года после получения от административных истцов акта согласования границ, инициировано согласование проекта Постановления, в соответствии с пунктом 3.5.2 Административного регламента, согласно которому специалист Отдела направляет подготовленный проект постановления на согласование в отделы Администрации и главе Администрации (л.д. 39-43).
1 февраля 2021 года проект Постановления согласован в МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" (л.д. 39).
11 февраля 2021 года Правовым управлением ИК МО города Казани документ перенаправлен для предоставления акта муниципального земельного контроля, а также внесены иные замечания (л.д. 40).
15 февраля 2021 года направлен запрос в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" о необходимости проведения муниципального земельного контроля по запросу Правового управления ИК МО города Казани, ответ на который был получен в тот же день (л.д. 44-45).
25 февраля 2021 года МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани" предоставил в адрес Администрации акт муниципального земельного контроля.
26 февраля 2021 года инициирована вторая версия проекта постановления (л.д. 41-42).
17 марта 2021 года специалистом администрации создана заключительная версия проекта постановления, который в последующем был подписан руководителем ИК МО города Казани (2 апреля 2022 года) (л.д.43).
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что правовая процедура предоставления муниципальной услуги административным истцам соблюдена, незаконного бездействия со стороны административных ответчиков не установлено, сроки рассмотрения заявления и согласования проекта постановления соблюдены.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что процедура предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, без учета периодов приостановления, в нарушение пункта 2.4 Административного регламента, осуществлялась со стороны МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" более 30 рабочих дней, в которые также включаются периоды с 29 декабря 2020 года по 15 января 2021 года и с 25 по 27 января 2021 года (8 рабочих дней), с 1 по 11 февраля 2021 года и 26 февраля 2021 года (10 рабочих дней), с 1 по 12 марта 2021 года (9 рабочих дней), с 17 марта по 2 апреля 2021 года (13 рабочих дней).
Изложенное явилось основанием для вывода суда апелляционной инстанции о нерассмотрении МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" в установленные законом сроки заявления от 29 декабря 2020 года за N 10-24-1/3981 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и нарушении прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Оснований не согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку оно мотивировано, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
В соответствии с частью 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Предоставление муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2015 года N 4650 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.4 Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, срок приостановления предоставления муниципальной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. При этом, в срок предоставления муниципальной услуги не входит срок ожидания ответа органов, указанных в подпункте 2.7 настоящего регламента.
Вопреки доводам кассационной жалобы представляется верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что процедура предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществлялась в период с 29 декабря 2020 года (подача заявления) по 2 апреля 2021 года (подписание постановления руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани). Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение пункта 3.5.6. Административного регламента специалистом МКУ "Администрация Советского района ИК МО города Казани" согласование проекта постановления осуществлялось в течение более одного рабочего дня (л.д. 43 оборотная сторона).
Доводы кассационной жалобы об исключении из общего срока рассмотрения обращения отдельных периодов, отклоняются судебной коллегией как ошибочные, основанные на неправильном толковании норм материального права.
Суд кассационной инстанции не соглашается с утверждениями подателя жалобы о наличии признаков злоупотребления правом со стороны административных истцов.
Аргументы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.