Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 5 мая 2023 года кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 8 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 ноября 2022 года по административному делу N 2а-1560/2022 по административному исковому заявлению Исхаковой Анны Петровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО17, к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности Тавлуевой А.В. в поддержку кассационной жалобы, возражения Исхаковой А.П, ее представителя Слапогузова П.В. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исхакова А.П. (далее также - административный истец) обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее также - административный ответчик, администрация).
В обоснование административного искового заявления указано, что постановлением администрации от 9 февраля 2022 года семья Исхаковых снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский и исключена из списка молодых семей - участников программы "Молодой семье - доступное жилье" до 2024 года государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Госпрограммы, со ссылкой на наличие в феврале 2019 года двух квартир, суммарная площадь которых составляет 78, 9 кв.м, в связи с чем общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо составляло более учетной нормы.
На момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, семья Исхаковых состояла из четырех человек (двое взрослых и двое детей) и проживала в квартире площадью 33, 3 кв.м. С целью улучшения жилищных условий Исхаковы приняли решение продать квартиру площадью 33, 3 кв.м, и приобрести большей площадью. 8 февраля 2019 года приобретена квартира площадью 45, 6 кв.м, 15 февраля 2019 года продана квартира площадью 33, 3 кв.м, средства направлены на погашение кредитных обязательств.
Административный истец, выражая несогласие с принятым решением администрации ввиду его незаконности, считая свои права нарушенными, просила суд: признать постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области N 120 от 9 февраля 2022 года в части решения вопроса о снятии семьи Исхаковых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский и исключении из списка молодых семей - участников программы "Молодой семье - доступное жилье" до 2024 года государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Госпрограммы не соответствующим закону. Восстановить семью Исхаковых в составе 4-х человек: ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО1 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский и в списке молодых семей - участников программы "Молодой семье - доступное жилье" до 2024 года государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Госпрограммы с момента первичной постановки на учет и первичного включения в список молодых семей.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 8 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 ноября 2022 года, административные исковые требования Исхаковой А.П. удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы её подателем повторно приведены доводы о законности оспариваемого постановления, поскольку действиями по отчуждению недвижимого имущества административный истец намеренно ухудшила жилищные условия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, выслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) уполномоченного органа (незаконности принятого им решения) и реального нарушения этим прав заявителя.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Исхакова А.П. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18, 21, 22, 23, 24).
Заключением от 29 мая 2018 года семья Исхаковых в составе 4 человек признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
На основании постановления администрации муниципального района Волжский Самарской области от 31 мая 2018 года N 900 семья Исхаковых в составе трех человек (ФИО5, ФИО1, 2012 г.р, ФИО2, 2017 г.р.) признана нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющих достаточные доходы в части превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и включены в список молодых семей - участников программы "Молодой семье - доступное жилье" до 2020 года государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года в рамках основного мероприятия "Обеспечению жильем молодых семей" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" до 2020 года (л.д. 17, 113-114).
На основании заявления Исхаковой А.П. в состав семьи в связи с рождением включен несовершеннолетний ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 112, 115-116).
На момент постановки на учет семья Исхаковых в составе 4 человек проживала в квартире площадью 33, 3 кв.м, собственниками которой являлись ФИО5 (7/9 доли), ФИО1 (1/9 доли), ФИО11 (1/9 доли).
С рождением третьего ребенка семья приобрела статус многодетной, состояла в очереди на предоставление свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", в адрес истца направлено уведомление от 14 января 2022 года о предоставлении необходимого пакета документов.
Семья Исхаковых в 2019 года приняла решение самостоятельно улучшить жилищные условия, ими проводились мероприятия по сбору соответствующих документов на кредитование, поиск покупателей в отношении принадлежащей им квартиры.
От администрации муниципального района Волжский Самарской области было получено постановление N 32 от 29 января 2019 года, которым разрешено отчуждение 2/9 долей в квартире, принадлежащих на праве собственности ФИО1, ФИО2, при условии последующего приобретения несовершеннолетним по 1/9 доли во вновь приобретенной квартире, а также постановление N 35 от 29 января 2019 года, которым вновь приобретенную квартиру разрешено передать в залог банку (л.д. 27, 95, 104-105, 106-107).
На основании договора купли-продажи от 8 февраля 2019 года супругами Исхаковыми приобретена за счет собственных средств (240 000 руб.), а также с использованием кредитных средств по кредитному договору с АО "Кошелев-Банк", квартира по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" (7/9 доли в совместную собственность, 2/9 в собственность детей), площадью 45, 6 кв.м (л.д. 28-29, 33-38).
15 февраля 2019 года между Исхаковой А.П, действующей в своих интересах и в интересах н/л ФИО1, ФИО2 и Свидетель N1, Свидетель N2 заключен договор купли-продажи квартиры площадью 33, 3 кв.м. 7 февраля 2019 года между сторонами заключен предварительный договор купли-продажи квартиры.
Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области N 120 от 9 февраля 2022 года семья Исхаковых снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский и исключена из списка молодых семей - участников программы "Молодой семье - доступное жилье" до 2024 года государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2024 года в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Госпрограммы (л.д. 16).
Основанием для принятия постановления явилось то, что молодая семья в течение последних пяти лет имела в собственности квартиру общей площадью 33, 3 кв.м, право прекращено 19 февраля 2019 года; 11 февраля 2019 года приобретена квартира общей площадью 45, 6 кв.м. (33, 3 кв.м. + 45, 6 кв.м. = 78, 9 кв.м. / 4 чел = 19, 72 кв.м.), общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо более учетной нормы (12 кв.м.).
Разрешая административные исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что из дат прекращения права собственности, фактических дат заключения сделок (покупка - 8 июля 2019 года, продажа - 15 февраля 2019 года), учитывая, что предварительный договор купли-продажи между Исхаковой и Янсон заключен 7 февраля 2019 года, семья Исхаковых фактически не владела двумя означенными квартирами одновременно. Исходя из того, что семья Исхаковых, как на момент вынесения оспариваемого постановления, так и на момент вынесения решения суда не утратила право на улучшение жилищных условий, административный истец не достигла предельного возраста, установленного для участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", семья является многодетной.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, не усмотрел оснований для отмены правильного судебного решения, указал на то, что обе сделки купли-продажи недвижимого имущества совершены в незначительный временной промежуток между ними, денежные средства от продажи квартиры меньшей площади были направлены на погашение задолженности по кредитному договору, заключенному для приобретения квартиры большей площади. Оснований для вывода о владении семьей Исхаковых одновременно двумя жилыми помещениями не имеется.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 684 утверждена государственная программа Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2024 года", задачами которой является создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и иных организаций на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства; оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий за счет средств областного бюджета, в том числе с учетом планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета; государственная поддержка молодых семей при рождении (усыновлении) детей.
Как неоднократно указывалось в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации уполномоченные государственные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, входящих в их компетенцию. Формальный подход тем более недопустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона.
Доводы кассационной жалобы о том, что семья Исхаковых намеренно ухудшила свои жилищные условия путем продажи квартиры меньшей площади, что согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации влечет их постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку оспариваемое постановление не содержит такого правового основания для снятия семьи Исхаковых с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом местного самоуправления решения и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого отказа незаконным, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области от 8 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.