Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Тарасовой С.М, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-4463/2022 по иску Городецкого А.И. и Городецкой Г.В. к государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным решения о приостановлении и прекращении меры социальной поддержки, о выплате ежемесячной денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Городецкий А.И, Городецкая Г.В. обратились в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (далее - ГКУ РЦСПН) о признании незаконным решения о приостановлении и прекращении меры социальной поддержки, о выплате ежемесячной денежной компенсации, указав в обоснование иска, что истцы являются собственниками по ? доли жилого помещения в многоквартирном доме, ветеранами труда, пенсионерами по старости, до 01.09.2020 получали установленную гарантируемую ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК).
Письмом ответчика от 14.09.2020 и письмом филиала ответчика по г. Уфе от 23.11.2020 истцам приостановлена выплата. ЕДК за сентябрь и последующие месяцы 2020 года по причине задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг перед ЖКУ НОФ "Региональный оператор Республики Башкортостан", а именно неуплаты взносов на капитальный ремонт, которая относится к иным формам социальной поддержки и не имеет отношения к порядку предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда.
Истцы просили признать незаконным действия ответчика в приостановке и прекращения предоставления им мер социальной поддержки - выплат ЕДК с сентября по декабрь 2020 года и с января по декабрь 2021 года, обязать ответчика выплатить ЕДК за указанные периоды.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 февраля 2023 года решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 октября 2022 года отменено, исковые требования Городецкого А.И, Городецкой Г.В. удовлетворены.
На ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения возложена обязанность выплатить Городецкому А.И. и Городецкой Г.В. ежемесячную денежную компенсацию расходов па оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) с сентября 2020 года по декабрь 2021 года.
В кассационной жалобе ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения ссылаясь на противоречие выводов суда апелляционной инстанции положениям действующего законодательства, просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 февраля 2023 года и оставления в силе решения Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 октября 2022 года.
В судебном заседании стороны спора не присутствовали, извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не поступало, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия в соответствии с положениями статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции и обжалуемый судебный акт подлежит отмене как постановленный с неправильным применением норм материального права, а также несоответствию выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела при неполном установлении и исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Городецкий А.И, Городецкая Г.В. состоят на учете в филиале ГКУ РЦСПН по г. Уфе Республики Башкортостан по льготной категории "Ветеран труда", с октября 2021 года Городецкий А.И. перешел на льготную категорию "Инвалиды 3 группы", являются получателями меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, "адрес", принадлежащего им на праве общей долевой собственности.
Выплата указанной компенсации была приостановлена ответчиком с 01.09.2020 решениями ответчика от 25.09.2020 в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ.
Согласно представленных ответчиком данных (выписки по лицевому счету, информации НОФ "Региональный оператор Республики Башкортостан") за период с июля 2020 года по август 2022 года имеется задолженность истцов по взносам на капитальный ремонт, просрочка которой составила 28 месяцев.
По состоянию на 01.08.2022 согласно сведениям, предоставленным НОФ "Региональный оператор Республики Башкортостан" по указанному жилому помещению задолженность, сохраняется и составляет 20 301, 95 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде взносов на капитальный ремонт, о чем стало известно филиалу ГКУ РЦСПН по г. Уфе Республики Башкортостан из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем в силу прямого указания в законе отсутствовали основания для предоставления истцам ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому решения филиала ГКУ РЦСПН по г. Уфе Республики Башкортостан от 25.09.2020 о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.09.2020 являются законными и обоснованными, приняты с соблюдением порядка и при наличии оснований, предусмотренных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан".
Также суд указал на отсутствие какого-либо спора о причинах и наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг между истцами и исполнителями жилищно-коммунальных услуг.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчиком не предприняты меры к проверке информации о задолженности истов по оплате коммунальных услуг и соответствует ли она действительному положению дел.
Сославшись на положения части 7 статьи 155, часть 1 статьи 170, части 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у истцов задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из того, что взнос на капитальный ремонт с 01 октября 2014 года, для собственников помещений в многоквартирном доме формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, является отдельной составляющей платой от платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не входит в состав структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт выставляются региональным оператором, а не поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
С указанным выводом суда апелляционной инстанции судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться по следующим причинам.
В силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1 и 3 статьи 158).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 1), взнос на капитальный ремонт (подпункт 2), плату за коммунальные услуги (подпункт 3).
В пункте 11 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме формируется фонд капитального ремонта (часть 1).
Собственники вправе принять решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора (часть 3).
В том случае, если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то в соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, в силу прямого указания закона, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, последний является уполномоченной организацией по начислению и выставлению соответствующих платежных документов собственникам об уплате взносов на капитальный ремонт. Вместе с тем, начисление региональным оператором взносов на капитальный ремонт отдельными платежными документами, не отменяет их правовой природы, установленной частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской в качестве платы за жилое помещение, принадлежащее собственнику.
Согласно положений статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N123-ФЗ, действовавшей до 01.01.2022 года) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1).
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3).
Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена такая мера социальной поддержки ветеранов, в том числе по категории "ветеран труда", как компенсация компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13), которая реализуется в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации (статья 22).
Аналогичные меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг закреплены за гражданами, признанным инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (части 13 и 14 статьи 17), которые также реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке за счет предоставленных субвенций (статья 28.2).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Применительно к Республике Башкортостан нормативно правовым актом, устанавливающим и реализующим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг вышеназванным категориям граждан, является Закон Республики Башкортостан от 24.11.2008 N 69-з "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан".
Согласно статье 2 Закона Республики Башкортостан от 24.11.2008 N69-з меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная денежная компенсация), рассчитанной исходя из фактически начисленных сумм платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в размерах, установленных законодательными актами для соответствующей категории граждан.
Статьей 4 Закона Республики Башкортостан от 24.11.2008 N69-з предусмотрено, что порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации определяется Правительством Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации (далее - Положение).
В соответствии с подпунктами 2.2, 2.4 указанного Положения, определены категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, к числу которых отнесены категории ветеранов труда и инвалиды.
Пунктом 4 Положения (в редакции по состоянию на 01.09.2020 года) предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация рассчитывается исходя из фактически начисленных сумм платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги на основании загружаемых организациями (предприятиями), осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги в государственную информационную систему Республики Башкортостан "Адресная социальная помощь" соответствующих сведений.
В соответствии с пунктом 7 Положения расчет размера ежемесячной денежной компенсации носителю льгот в части оплаты жилого помещения и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется с учетом доли фактически занимаемой общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина, проживающего в данном жилом помещении.
Из вышеприведенных положений следует, что при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется с учетом начисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.07.2013 N312 создана некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан" в соответствии с пунктом 3 статьи 167 и части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, в целях реализации Закона Республики Башкортостан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", на которую возложены обязанности по начислению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в отношении собственников, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Делая вывод об отсутствии у истцов задолженности по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг исходя из того, что взносы на капитальный ремонт являются отдельной составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги суд апелляционной инстанции вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства не учел.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что взносы на капитальный ремонт не являются платой за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора не основано на законе и прямо противоречит положениям части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениям законодательства Республики Башкортостан.
Как установлено судом первой инстанции, у истцов как на момент принятия ответчиком решения о приостановлении ежемесячной денежной компенсации по состоянию на 01.09.2020, так и по состоянию на 01.08.2022 года имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Выводы суда апелляционной инстанции с учетом изложенного, нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам дела, вследствие неправильного толкования судом норм материального права и неверной правой оценки обстоятельств спорных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 47 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 этого же кодекса установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении").
Данные требования в силу части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Как следует из обжалуемых судебных актов по делу, судами причины образования у истцов задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт не устанавливались, суждений о характере причин по которым она образовалась не содержится, несмотря на то что данные обстоятельства в соответствии с приведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации должны быть отражены в решении суда.
Ввиду изложенного просьба заявителя кассационной жалобы об оставлении без изменения решения суда первой инстанции по делу не может быть удовлетворена, вместе с тем, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 февраля 2023 года подлежит отмене, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 февраля 2023 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: Г.Г. Непопалов
Судьи: С.М. Тарасова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.