Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Петровой И.И, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 29 марта 2023 года по гражданскому делу N 2-5214/2022 по иску Ястребовой Н.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением пенсионного возраста.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ястребова И.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности назначить пенсию по старости.
В обоснование иска указано, что 26.08.2022 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом, в чем ей было отказано решением N от 05.09.2022 в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне со льготным социально-экономическим статусом.
Ястребова Н.П. полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку в период с 30.05.1986 по 30.06.1986 она фактически проживала в поселке Инза Ульяновской области, которое относилось к зоне со льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста на 1 год с 05.09.2022 года.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 декабря 2022 года исковые требования Ястребовой Н.Н. удовлетворены.
Суд обязал ОСФР по Ульяновской области назначить Ястребовой Н.Н. с 05.09.2022 пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 30.06.1986.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 29 марта 2023 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалоба ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик ОСФР по Ульяновской области просит отменить судебные акты по делу, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся истца, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 15.03.2022 Ястребова Н.Н. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Г ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 05.09.2022 N Ястребовой Н.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне со льготно-экономическим статусом.
Не согласившись с этим, Ястребова Н.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Судом также было установлено, что истица Ястребова (Шкурина) Н.Н, 05.09.1968 года рождения, в спорный период была зарегистрирована по месту жительства в с. Урено-Карлинское Карсунского района Ульяновской области.
В период с 01.09.1985 по 22.07.1986 Ястребова (Шкурина) Н.Н. обучалась в Ульяновском кооперативном среднем профессионально-техническом училище Ульяновского областного союза потребительских кооперативов на дневном отделении.
Согласно приказа Ульяновского облпотребсоюза от 03.06.1986 N истица была направлена для прохождения производственной практики в Инзенское райпо в период с 30.05.1986 по 16.07.1986.
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели Б. и Т. подтвердили, факт совместного прохождения производственной практики с 30.05.1986 по 16.07.1986 в г.Инза, где постоянно проживали. В период прохождения практики их расселили в дома к местным жителям, где каждый день они проходили практику в продовольственном магазине и в магазине промышленных товаров. В период прохождения практики домой не ездили, зарплату за практику им не платили.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта проживания Ястребовой Н.Н. в период с 30.05.1986 по 16.07.1986 в городе Инза Инзенского района Ульяновской области, который относился к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем пенсионный возраст ей может быть снижен на 1 год в силу статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поскольку Ястребова Н.Н. достигла возраста 54 лет 05.09.2022, а обратилась в адрес ответчика с заявлением о назначении пенсии 26.08.2022, суд удовлетворил требования истца о назначении пенсии с 05.09.2022.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
При разрешении спора судами первой и второй инстанций правильно установлены и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, которым, согласно пункту 3 статьи 5 данного Закона, назначается пенсия по старости.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N1244-1.
Согласно статье 7 Закона N 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых также отнесены зоны со льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 N 1244-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона N1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с абзацем 2 статьи 28.1 данного Закона N1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Гражданам проживавшим (работавшим) на территории со льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со статьей 34 Закона N1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к статье 35 Закона N1244-1 предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N557 город Инза Ульяновской области включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N1582, город Инза с 1 февраля 1998 года не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
В рамках реализации этих полномочий приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N538н утвержден "Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
В подпункте "б" пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Таким образом, в указанных актах законодатель определилпорядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.
Суд признал, что факт проживания истца в г.Инза Инзенского района Ульяновской области в спорный период подтверждается документальными сведениями о прохождении обучения истца, приказом Ульяновского облпотребсоюза от 03.06.1986 N 58 о направлении истца для прохождения производственной практики в Инзенское райпо, а также иными письменными доказательствами. Кроме того, данные обстоятельства нашли свое подтверждение и в показаниях свидетелей.
В соответствии с вышеназванными положениями закона, данное обстоятельство предоставляет истцу право выхода на пенсию со снижением возраста на один год.
Доводы кассационной жалобы об обратном являлись предметом рассмотрения и оценки нижестоящих судов, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 29 марта 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи И.И. Петрова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.