Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Тураевой Т.Е, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 01 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 января 2023 г. по гражданскому делу N 2-1626/2022 по иску ФИО1 к ПАО "Казаньоргсинтез" о признании незаконным распоряжение, возложении обязанности передать в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о включении периода отстранения от работы в трудовой стаж, выплатить денежную компенсацию, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 12 ноября 1993 года, работает в должности инженера-программиста 1 категории. 14 сентября 2021 года ответчиком вынесено совместное с первичной профсоюзной организацией "Казаньоргсинтез" постановление N 36/21, пункт которого гласит: "Работников, не прошедших вакцинацию против COVID-19 к 15 ноября 2021 года, отстранить от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезными, без сохранения заработной платы до даты ее прохождения (за исключением работников, имеющих противопоказания)". 13 октября 2021 года ответчиком вынесено совместное с первичной профсоюзной организацией "Казаньоргсинтез" постановление N 42/22, пункт 2 которого гласит: "Пункт 1.1 совместного постановления от 14 сентября 2021 года N 36/21 изложить в следующей редакции: "1.1. в случае непрохождения работником любого этапа обязательной вакцинации против COVID-19 в установленные пунктом 1.1 сроки получить от работника письменный отказ в произвольной форме и перевести его на дистанционную работу: при непрохождении первого этапа обязательной вакцинации с 9 ноября 2021 года, при непрохождении первого этапа обязательной вакцинации с 7 декабря 2021 года, при непрохождении одноэтапной вакцинации с 9 ноября 2021 года, при отсутствии возможности перевода работника на дистанционную работу в предусмотренных данным пунктом случаях, отстранить в указанные, сроки работника от работы без сохранения заработной платы на период эпидемиологического неблагополучия до даты отмены постановления главного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7". Несмотря на то, что она была готова к переводу на дистанционный, режим работы, 8 ноября 2021 года ей без предупреждения было вручено распоряжение об отстранении со следующего дня, 9 ноября 2021 года, в силу того, что не были предоставлены сведения о прохождении вакцинации.
Ознакомление с распоряжением было проведено 8 ноября 2021 года. Тогда же было передано заявление на имя генерального директора об отзыве согласия на передачу третьим лицам персональных данных, составляющих врачебную тайну. Отказа от вакцинации она, не писала. Процедуру вакцинации она считает для себя невозможной ввиду наличия хронических заболеваний, запрета на вакцинацию ввиду выявления аллергии на компоненты вакцин. Так же указывает, что в сентябре 2021 года у нее были выявлены антитела к COVID-19.
09 ноября 2021 года она была отстранена от работы. 27 декабря 2021 года она направила жалобы об отстранении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Прокуратуру города Казани, Федеральную службы по труду и занятости Российской Федерации. Гострудинспекцию в Российской Федерации. После этого 28 января 2022 года отстранение было прекращено. Она полагала свои права нарушенными действиями ответчика. Трудовой кодекс РФ не предусматривает в качестве основания для отстранения от работы отсутствие профилактических прививок. У нее отсутствовала безусловная обязанность пройти вакцинацию, при этом прохождение вакцинации оставалось правом истца. Незаконное отстранение истца от работы повлекло за собой вынужденный прогул истца, который должен быть компенсирован ответчиком.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, ФИО1 просила суд признать незаконным (несоответствующим закону) распоряжение от 08 ноября 2021 N13/1/1057-Р УИТ/2, вынесенное в отношении неё, обязать ответчика засчитать период отстранения в трудовой стаж, передать в Пенсионный фонд РФ сведения о включении периода отстранения от работы на основании распоряжения от 08 ноября 2021 N13/1/1057-Р УИТ/2 в её трудовой стаж, взыскать с ответчика в её пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 09 ноября 2021г. по 27 января 2022г, обязать ответчика выплатить денежную компенсацию в размере 1/150 действующий в это время ключевой ставки ЦБРФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решением Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 01 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 января 2023 г, исковые требования ФИО1 к ПАО "Казаньоргсинтез" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведённый перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого закона).
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Отводы от прививок производятся по медицинским противопоказаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ПАО "Казаньоргсинтез" на основании трудового договора от 16 декабря 2004 г. в должности инженера-программиста 1 категории.
Совместным постановлением ПАО "Казаньоргсинтез" и ООО "ППО "Казаньоргсинтез" РХП" N42/22 от 13 октября 2021 г, предписано реализовать следующие мероприятия, а именно уведомление работников об обязательном прохождении первого этапа вакцинации против COVID-19 до 08 ноября 2021 г.; второго этапа вакцинации - до 06 декабря 2021 г. (при одноэтапной вакцинации - прохождение вакцинации до 08 ноября 2021 г.); в случае непрохождения работником любого этапа обязательной вакцинации против COVID-19 в установленные сроки получить от работника письменный отказ и перевести его на дистанционную работу: при непрохождении первого этапа с 09 ноября 2021 года, второго этапа с 07 декабря 2021 года, при непрохождении одноэтапной вакцинации с 09 ноября 2021 года. При отсутствии возможности перевода работника на дистанционную работу в предусмотренных случаях, отстранить в указанные сроки работника от работы без сохранения заработной платы на период эпидемиологического неблагополучия.
С данным постановлением ФИО1 ознакомлена.
Работники предприятия, в том числе и истец, были уведомлены о том, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан от 11 октября 2021 г. N7, работодатель обязан отстранить от работы сотрудников, не имеющих ни одной прививки от COVID-19, а также о невозможности перевода на дистанционную работу в связи со спецификой деятельности предприятия и трудовой функцией.
Распоряжением начальника управления по информационным технологиям П, А.Феофанова N13/1/1057-Р УИТ/21 от 08 ноября 2021 г. ФИО1 отстранена от работы без сохранения заработной платы с 09 ноября 2021 г. и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации.
Истец с указанным распоряжением ознакомлена, что подтверждается соответствующей подписью истца.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь положениями статей 11, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157- ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" и постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан", установив факт того, что ФИО1 является работником промышленного предприятия, была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, а также о последствиях в случае от ее отказа, принимая во внимание, что истец отказался от прохождения вакцинации, не представив при этом работодателю документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, пришел к выводу об правомерности действий работодателя и необоснованности предъявленного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы жалобы о том, что работодатель должен был предложить выполнение работы дистанционно, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, с указанием на отсутствие у работодателя возможности в спорный период перевести истца на дистанционную работу.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судами не допущено.
При этом суды установили по делу юридически значимые обстоятельства, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены состоявшихся по делу решения, апелляционного определения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 01 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Т.Е. Тураева
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.