Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Улановой Е.С, Осиповой С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 февраля 2023 г. по гражданскому делу N 2-4589/2022 по иску ФИО1 к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, об отмене приказа об утверждении протокола заседания комиссии и об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, об обязании восстановить на учет.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование иска указав, что с 12 мая 1992 года она замещала должности госслужбы Республики Башкортостан и приказом Минэкологии РБ была уволена на пенсию по выслуге лет 28 декабря 2020 года. В соответствии с пунктом 2 Приказа Минэкологии Республики Башкортостан N 140п от 06 марта 2017 года она была поставлена, на учёт для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с условиями, предъявляемыми п.п. "б" пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 года N 411. 04 июля 2022 года она получила копию приказа Минэкологии Республики Башкортостан N 817п от 01 июля 2022 года, которым утвержден протокол заседания комиссии N 2 от 29 июня 2022 года об отказе ей в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и снятии с учёта в связи с утратой основания для получения единовременной выплаты в соответствии с пунктом 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Основанием снятия её с учёта послужило то обстоятельство, что суммарная площадь всех принадлежащих ей жилых помещений составляет 18 кв.м, т.е. более учётной нормы, что не образует нуждаемость в улучшении жилищных условий и ею утрачены основания для получения единовременной выплаты для улучшения жилищных условий. Считает протокол заседания Комиссии N 2 от 29 июня 2022 года, приказ Минэкологии Республики Башкортостан N 817п от 01 июля 2022 года неправомерными. На момент принятия решения комиссией п.п. "б" пункт 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения отсутствовал. Считает, что уровень обеспеченности её жильём комиссией произведён неверно.
ФИО1, уточнив исковые требования, окончательно просила суд признать решение (протокол N 2) от 29 июня 2022 года заседания комиссии об отказе в предоставлении ей единовременной субсидии на улучшение жилищных условий и снятии с учёта для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий незаконным; отменить приказ N 817 от 01 июля 2022 года об утверждении протокола заседания Комиссии от 29 июня 2022 года N 2 и отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и снятии с учёта ФИО1 в связи с утратой основания для получения единовременной выплаты в соответствии с пунктом 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии па приобретение жилого помещения; восстановить ее на учет для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий и предоставлении единовременной выплаты на улучшение жилищных условий; взыскать с ответчика расходы на юридические услуги в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 февраля 2023 г. иск ФИО1 удовлетворён.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить решение Советского районного суда г. Уфы от 24 октября 2022 г, направить дело на новое рассмотрение по существу.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с 12 мая 1992 года замещала должности государственной службы Республики Башкортостан.
Приказом Минэкологии Республики Башкортостан N 140п от 06 марта 2017 года утвержден протокол заседания Комиссии от 03 марта 2017 года N 1, с решением о постановке ФИО1 на учёт для получения единовременной выплаты на приобретение жилья с момента подачи её заявления в Минэкологии Республики Башкортостан (28 июня 2016 года).
Комиссией учтено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес", с 20 декабря 2000 года, жилое помещение принадлежит ей на праве собственности, общей площадью 46 кв.м. По указанному адресу всего зарегистрировано 5 человек, из них членами семьи заявителя являются двое (дети ФИО7. и ФИО2) и иные лица (невестка ФИО3 и внучка ФИО4). Общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет 46/5 = 9, 2 кв.м. У иных членов семьи наличие объектов недвижимости не установлено.
Решением Советского районного суда "адрес" Республики Башкортостан от 01 ноября 2018 года по гражданскому делу ФИО6 и ФИО4 признаны членами семьи ФИО1
28 декабря 2020 года приказом Минэкологии Республики Башкортостан прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан с ФИО1 в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на государственной гражданской службе Республики Башкортостан согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Свидетельством о праве на наследство по закону от 26 июня 2021 года подтверждается, что ФИО1 получила в наследство 1/6 доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес", (общей площадью 52, 9 кв.м.).
Решением комиссии от 29 июня 2022 года ФИО1 снята с учёта для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий.
Приказом Минэкологии Республики Башкортостан N 817п от 01 июля 2022 года утвержден протокол заседания Комиссии от 29 июня 2022 года, которым ФИО1 отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, она снята с учёта в связи с утратой основания для получения единовременной выплаты в соответствии с п. 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Согласно расчётам территориальной комиссии общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет 46/5 = 9, 2 кв.м. Общая площадь жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи: 46 кв.м, 1/6 доля (52, 9 / 6 = 8, 8 кв.м.) в квартире, расположенной по адресу: "адрес" жилых помещений, принадлежащих государственному гражданскому служащему на праве собственности 18 кв.м. (46/5 + 52, 9/6).
При таких обстоятельствах комиссия пришла к выводу, что суммарная площадь всех жилых помещений ФИО1 составляет 18 кв.м, то есть более учётной нормы, что не образует нуждаемости в улучшении жилищных условий, утрачены основания для получения единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для снятия ФИО1 с учёта для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не имелось, поскольку с учётом суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих истице, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО1 составляет 10, 96 кв.м. (46 кв.м. + 8, 8 (52, 9 кв.м. / 6) кв.м.) / 5 человек (ФИО1, ее сыновья ФИО7. и ФИО7 ФИО2, а также невестка ФИО6 и внучка ФИО4, признанные решением суда от 01 ноября 2018 г. членами семьи ФИО1), т.е. менее учётной нормы 12 кв. метров.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Специальным законом, устанавливающим правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Пунктом 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено, что государственным гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период государственной гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления в исполнительных органах государственной власти Республики Башкортостан государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 года N 411 (далее Правила).
Согласно подп. "б" пункта 2 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя государственного органа Республики Башкортостан гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 12 кв. метров.
Пунктом 3 Правил определено, что к членам семьи гражданского служащего относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети (независимо от возраста) и родители данного гражданского служащего. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены гражданским служащим в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи гражданского служащего в судебном порядке.
В пункте 16 Правил перечислены основания снятия гражданского служащего с учёта для получения единовременной выплаты. Так, гражданский служащий снимается с учёта, в том числе в случае изменений (улучшений) жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной выплаты (подп. "б").
В соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Версия 3.0, подпунктом "б" пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 предусматривается, что гражданский служащий может быть поставлен на учёт в случае, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 15 кв. метров.
В пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 указано, что к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений по месту постоянной регистрации гражданского служащего учитывается общая площадь жилого помещения, в котором зарегистрирован гражданский служащий и общее число лиц, зарегистрированных постоянно по месту жительства в жилом помещении совместно с гражданским служащим. При этом лица, зарегистрированные по месту жительства совместно с гражданским служащим, учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений независимо от наличия у них родственных отношений с гражданским служащим.
При рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учёт на основании подпункта "б" пункта 2 Правил Комиссии (территориальной подкомиссии) необходимо также учитывать, что уровень обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений определяется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, занимаемых гражданским служащим и (или) совместно с ним проживающими членами его семьи, указанными в пункте 4 Правил, по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Общая площадь иных помещений при определении уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений делится между гражданским служащим и членами его семьи, указанными в пункте 4 Правил.
Общая площадь жилых помещений, необходимая для рассмотрения вопроса о постановке гражданского служащего на учёт на основании подпункта "б" пункта 2 Правил, является суммой показателя обеспеченности гражданского служащего и членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, общей площадью жилых помещений по месту постоянной регистрации гражданского служащего и аналогичного показателя обеспеченности гражданского служащего и членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, общей площадью иных помещений.
При определении уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений не учитываются жилые помещения, принадлежащие гражданскому служащему или членам его семьи, указанным в пункте 4 Правил, приобретенные (построенные) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данных жилых помещений.
Проанализировав вышеприведённые положения, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что при определении уровня обеспеченности истца и членов ее семьи общая площадь жилых помещений (46 кв.м и 8, 8 кв.м) должна делиться между истцом и членами её семьи (5 человек).
Доводы кассационной жалобы о том, что субсидия предоставляется для улучшения жилищных условий только государственного гражданского служащего, без учета положения членов его семьи, выводов суда не опровергают.
Доводы заявителя жалобы о том, что расчёт обеспеченности истца жильём произведён неверно, так как полученная в порядке наследования квартира является личной собственностью ФИО1, другие члены ее семьи правами на данную долю в квартире не обладают, с учётом приведённых Правил расчёта уровня обеспеченности гражданского служащего жилыми помещениями, судебная коллегия отклоняет.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.С. Уланова
С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.