Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Непопалова Г.Г. и Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Волжского городского суда Республики Марий Эл кассационную жалобу Денисова Валерияна Ивановича на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 5 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-1638/2022 по иску Денисова Валерияна Ивановича к Администрации Волжского муниципального района о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, обязании назначить данную пенсию.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, объяснения истца Денисова В.И, представителя ответчика Платоновой Ю.В, действующей на основании доверенности от 18 апреля 2023 года, представителя третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ранее ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Марий Эл) Гусакова А.Ю, действующего на основании доверенности от 9 января 2023 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Денисов В.И. обратился в суд с иском к администрации Волжского муниципального района о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, изложенного в письме от 19 августа 2022 года N, и обязании назначить и выплачивать данную пенсию с момента обращения.
В обоснование требований указано, что Денисов В.И. обратился в администрацию Волжского муниципального района с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования "Волжский муниципальный район". 14 июля 2022 года истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы. Комиссией по установлению стажа муниципальным служащим и работникам администрации Волжского муниципального района признан стаж муниципальной службы 19 лет 2 месяца 25 дней. 19 августа 2022 года истцу повторно отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемого стажа.
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2023 года, в удовлетворении иска Денисова В.И. к администрации Волжского муниципального района отказано.
Денисов В.И. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты и удовлетворить его требования. Основаниями для отмены указывает нарушение норм материального права.
Истец в судебном заседании суда кассационной инстанции просил удовлетворить кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, представители ответчика и третьего лица полагали обжалуемые судебные акты законными о обоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1). Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2).
Cтатьей 16 Закона Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года N-III "О государственной службе в Республике Марий Эл" предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственные должности государственной службы Республики Марий Эл, государственные должности государственных служащих Республики Марий Эл (далее - гражданские служащие), при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), и при замещении должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственной службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственных служащих Республики Марий Эл (далее - должности гражданской службы Республики Марий Эл) не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2- 4 части 1 и пунктами 2- 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Гражданские служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы Республики Марий Эл категорий "руководители" или "помощники (советники)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы Республики Марий Эл не менее 12 полных месяцев (пункт 1).
Гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы Республики Марий Эл не менее 7 лет (пункт 2). Право на пенсию за выслугу лет возникает у гражданских служащих, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N "О занятости населения в Российской Федерации" при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 3).
Положением о порядке назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования "Волжский муниципальный район", утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования "Волжский муниципальный район" от 24 апреля 2013 года N (далее - Положение), предусмотрено, что муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещении должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Волжский муниципальный район" (далее - должности муниципальной службы) не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Волжский муниципальный район" (далее - муниципальная служба) по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2003 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
Муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6, 7 части 1 статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Денисов В.И. с 14 августа 1998 года являлся получателем пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
1 августа 2007 года трудовой договор с Денисовым В.И, занимавшим должность заместителя главы администрации Волжского муниципального района по социальным вопросам, расторгнут по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по соглашению сторон).
На момент принятия Положения и до 1 января 2015 года действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В статье 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были установлены следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
На основании пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет.
60-летнего возраста Денисов В.И. достиг в 2011 году, то есть после увольнения с должности заместителя главы администрации Волжского муниципального района по социальным вопросам.
Решением от 9 августа 2022 года Денисову В.И. установлен стаж муниципальной службы 19 лет 2 месяца 25 дней.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пенсия по старости или по инвалидности Денисову В.И. на момент увольнения с должности муниципальной службы (1 августа 2007 года) не назначалась. Пенсия по старости назначена Денисову В.И. только 4 октября 2011 года, в связи с чем в соответствии с приведенным правовым регулированием на момент увольнения с должности муниципальной службы Денисов В.И. не имел права на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что пункт 7 Положения, предусматривающий, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов 1, 4 оклада месячного денежного содержания (должностной оклад и ежемесячная надбавка за классный чин) муниципального служащего на день увольнения либо на день достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не подлежит применению по настоящему делу, так как отсутствуют основания для назначения истцу пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют вышеизложенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также обстоятельствам данного дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части пенсионного обеспечения должны быть аналогичными, а также иные доводы, суть которых сводится к наличию оснований для удовлетворения заявленных требований, не опровергают выводов судов предыдущих инстанций и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку они выражают субъективное отношение стороны к правильности разрешения спора, основанное на неправильном толковании норм материального права применительно к настоящему делу.
Указанные доводы заявлялись истцом в судах предыдущих инстанций, были предметом проверки судов и получили в судебных постановлениях оценку с очень подробным обоснованием мотивов принятого решения.
Иное толкование положений закона заявителем не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход судебного разбирательства и приведших к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, дана им надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отражены результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 5 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Денисова Валерияна Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Г.Г. Непопалов
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.