Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 января 2023 г. по гражданскому делу N 2-9768/2022 по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный страховой стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан N 489145/22 от 23 июня 2022 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии. С данным отказом она не согласна, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтён период работы с 22 августа 2012 года по 28 февраля 2021 года в должностях медицинской сестры и фельдшера в структурном подразделении "Медицинская служба" общества с ограниченный ответственностью "Клинико-диагностический центр "Авицена".
ФИО1 просила возложить на ответчика обязанность по включению приведенного выше периода в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную пенсию, а также назначить досрочную страховую пенсию с 18 июня 2022 года.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 января 2023 г. ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций, просит отменить решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 октября 2022 года и определение Верховного суда Республики Татарстан от 30 января 2023 года, принять по делу новое решение и её исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан N 489145/22 от 23 июня 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Ответчиком не был включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с 22 августа 2012 года по 28 февраля 2021 года в должностях медицинской сестры и фельдшера в структурном подразделении "Медицинская служба" ООО "КДЦ "Авицена".
По сведениям трудовой книжки истца 22 августа 2012 года она была принята на работу в ООО "КДЦ "Авицена" на должность фельдшера медицинской службы процедурного отделения, 1 марта 2021 года переведена на должность рентгенлаборанта рентгенологического отделения КТ, где по настоящее время продолжает работать.
ООО "КДЦ "Авицена", зарегистрированное в качестве юридического лица, является коммерческой организацией, основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Кроме медицинской деятельности, указанная организация может осуществлять и дополнительные виды деятельности, в том числе предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры; сдача внаем собственного недвижимого и движимого имущества и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, периода работы истца с 22 августа 2012 года по 28 февраля 2021 года в должностях медицинской сестры и фельдшера в структурном подразделении "Медицинская служба" ООО "КДЦ "Авицена", суд пришел к выводу об отсутствии для этого правовых оснований. Суд указал на несоответствие организационно-правовой формы клиники, где работал истец, а также на отсутствие подтверждения факта работы истца в структурных подразделениях организаций, указанных в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства-РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Таким образом право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения имеют лица, работающие в учреждениях здравоохранения.
Так как суды, разрешая спор, установили, что в спорный период истец не осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, оснований для удовлетворения заявленных требований истца у судов не имелось с учётом положений действующего пенсионного законодательства.
Доводы подателя жалобы о том, что с 2007 года ООО "КДЦ "Авицена" является участником программы государственных гарантий, каждый год до 5000 пациентов проходят бесплатные обследования и лечения по программе ТФОМС, нагрузка на сотрудников интенсивная и очень большая, выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.