Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия ФИО8 на вступившие в законную силу решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 ноября 2022 г., решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2023 г., вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия ФИО9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия ФИО3 от 06 декабря 2021 г. N 14-21/90 исполняющий обязанности министра финансов Республики Ингушетия ФИО10 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 03 марта 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 мая 2022 г, постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 06 декабря 2021 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2022 г. вышеназванные решения нижестоящих судебных инстанций отменены, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Магасский районный суд Республики Ингушетия.
При новом рассмотрении решением заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 ноября 2022 г. постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 06 декабря 2021 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2023 г. решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 ноября 2022 г. изменено в части основания прекращения производства по делу. Указано на прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в остальной части обжалуемый судебный акт оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит отменить решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 ноября 2022 г, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2023 г, приводя доводы об их незаконности, и направить дело на новое рассмотрение.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО11 уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия ФИО3 жалобы, возражений на неё не представил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Как усматривается из материалов дела, исполняющий обязанности министра финансов Республики Ингушетия ФИО12 к административной ответственности, предусмотренной названной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечен за невыполнение им в срок до 11 октября 2021 г. пункта 2 представления должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 24 августа 2021 г. N 14-17-28/1955, в котором содержалось требование об устранении нарушений бюджетного законодательства и условий заключенного соглашения, выразившихся в дублировании Министерством финансов Республики Ингушетия отдельных полномочий, переданных Правительством Республики Ингушетия Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия в рамках Соглашения от 15 мая 2019 г. об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия отдельных функций по исполнению бюджета Республики Ингушетия при кассовом обслуживании исполнения бюджета путем внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов республики Ингушетия.
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия, проанализировав приказы Министерства финансов Республики Ингушетия от 07 июня 2019 г. N 185-п "Об утверждении Порядка утверждения и доведения до главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Республики Ингушетия предельного объема оплаты денежных обязательств" и от 11 октября 2021 г. N 346 "О внесении изменений в Порядок утверждения и доведения до главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Республики Ингушетия предельного объема оплаты денежных обязательств", пришел к выводу, что положения названного выше Порядка в полной мере соответствуют требованиям статей 166.1, 220.2, 226.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доказательств фактического нарушения Министерством финансов Республики Ингушетия закрепленных в приведенных нормативных актах полномочий Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия не имеется. Изложенные выше обстоятельства, по мнению заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия, являются основанием для отмены вынесенного по делу постановления и поскольку на момент рассмотрения жалобы ФИО13 срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу следует прекратить по такому основанию.
Рассматривая жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия ФИО3 на решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 ноября 2022 г, судья Верховного Суда Республики Ингушетия изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о наличии оснований для отмены постановления должностного лица административного органа поддержал. В то же время, сославшись на содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснения, а также то, что материалами дела подтверждается необоснованность привлечения ФИО14 к административной ответственности, на что указано и в решении от 15 ноября 2022 г, судья Верховного Суда Республики Ингушетия посчитал, что обжалуемое решение подлежит изменению в части основания прекращения производства по делу.
Не соглашаясь с выводами нижестоящих судебных инстанций об отсутствии в действиях исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия ФИО15 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия ФИО3 в настоящей жалобе указывает на то, что представление от 24 августа 2021 г. было исполнено не в полном объеме, фактически пункты 3 - 6 Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Ингушетия от 07 июня 2019 г. N 185-п, дублируют, вопреки требованиям статей 166.1, 220.1, 226.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, функции Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия.
Между тем, по указанным выше доводам должностного лица административного органа состоявшиеся по делу судебные акты не могут быть отменены.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 названного Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия ФИО16. дела об административном правонарушении, имели место 11 октября 2021 г. Следовательно, на момент рассмотрения настоящей жалобы установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, пересмотр вступивших в законную силу судебных актов возможен только, если в ходе предыдущего разбирательства были допущены имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.
Имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют признать, что нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущены фундаментальные ошибки, повлиявшие на исход дела.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение заместителя председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15 ноября 2022 г, решение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2023 г, вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия ФИО17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия ФИО3 - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
заместитель председателя
районного суда Панченко Ю.В, судья Верховного Суда Республики
Ингушетия Бойчук С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.