Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы"
на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 29.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14.03.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Юсупова А. А. к муниципальному казенному учреждению "Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы" о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юсупов А.А. обратился в Ленинский районный суд г. Махачкалы с административным иском к МКУ "Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы", с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению, о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в уведомлении от 18.10.2022 и возложении обязанности утвердить данную схему, в отношении земельного участка площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с/т "Перестройка" ("Перестройка-3"), участок N(188).
Заявленные требования мотивированы тем, что Юсупов А.А. был принят в члены с/т "Перестройка", ему был отведен земельный участок N 662 (188). В последующем он обратился к административному ответчику за оказанием муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в чем ему уведомлением N 51.17.мфу-3670/22 от 18.04.2022 отказано по основанию отсутствия документов, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; отсутствие сведений о том, что земельный участок образован из общего земельного участка, предоставленного с/т "Перестройка"; выписка из протокола общего собрания о распределении земельных участков выдана ненадлежащим органом; установлено частичное наложение границ земельного участка на земельный участок N 663; земельный участок пересекает две территориальные зоны ИТ2 и Р".
Указанный отказ решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 12.07.2022 признан незаконным, на МКУ "Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы" возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.
22.09.2022 оспариваемым уведомлением N 51.17-ОГ-9558/22 административным ответчиком было вновь отказано в предоставлении данной муниципальной услуги, в том числе и по аналогичным основаниям, что ранее были признаны незаконными. Основание отказа: документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, в частности не указано испрашиваемое право на земельный участок; имеются расхождения в наименовании некоммерческой организации (в выписке, в членской книжке стоит печать с/т "Перестройка", в доверенности, в топосъемке, в межевом плане - "Перестройка-3"; в членской книжке не указана дата ее выдачи; печать в выписке не читаема; земельный участок не используется и признаки его использования отсутствуют; отсутствует информация о создании, регистрации с/т "Перестройка-3" и о предоставлении ему земельного участка.
Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 29.11.2022 производство по административному иску Юсупова А.А. к Администрации г. Махачкалы о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность и об обязании вынести постановление о предоставлении земельного участка в собственность, прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 29.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14.03.2023, иные заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Управления по имущественным и земельным отношениям г. Махачкалы от 18.10.2022 N 51.17 - ОГ- 10623/22 об отказе в предоставлении Юсупову А.А. муниципальной услуги: "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка N (188) 662 на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", расположенного в РД, г. Махачкала, с/т. "Перестройка" (Перестройка-3). На Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу данного решения утвердить Юсупову А.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", расположенного в РД, г. Махачкала, с/т. "Перестройка" (Перестройка-3), уч.N (188) 662".
Не согласившись с постановленными судебными актами, МКУ "Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы" обжаловало их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о нарушении судами норм процессуального и материального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит состоявшиеся решения отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 03.05.2023.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в соответствии со сведениями, имеющимися в членской книжке садовода, Юсупов А.А. принят в члены садоводческого товарищества "Перестройка" 21.05.1992, садовый участок N (188) 662, на основании протокола N 17 общего собрания членов с/т "Перестройка".
Данные обстоятельства также подтверждаются архивной справкой.
Садоводческие товарищества "Перестройка-2" и "Перестройка-3" образованы из садоводческого товарищества "Перестройка". Существование исходного садоводческого товарищества "Перестройка" сторонами не оспаривается, имеются сведения как о его регистрации в качестве юридического лица (ОГРН: 2050561000576), так и отведении указанному товариществу земельного участка.
Согласно постановлению Главы г. Махачкалы от 22.03.2013 N 736 территория бывшего с/т "Перестройка-3" наравне с территориями с/т "Перестройка" и с/т "Перестройка-2" получает статус квартала "Перестройка-3".
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты, поставленные на кадастровый учёт земельные участки в непосредственной близости от земельного участка административного истца и отраженные на подлежащей утверждению схеме расположения земельного участка, относятся к с/т "Перестройка-3".
Юсупов А.А. обратился к административному ответчику за оказанием муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в чем ему уведомлением N51.17.мфу-3670/22 от 18.04.2022 отказано по основанию отсутствия документов, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; отсутствие сведений о том, что земельный участок образован из общего земельного участка, предоставленного с/т "Перестройка"; выписка из протокола общего собрания о распределении земельных участков выдана ненадлежащим органом; установлено частичное наложение границ земельного участка на земельный участок N 663; земельный участок пересекает две территориальные зоны ИТ2 и Р".
Указанный отказ решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 12.07.2022 признан незаконным, на МКУ "Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы" возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.
22.09.2022 уведомлением N 51.17-ОГ-9558/22 административным ответчиком было вновь отказано в предоставлении данной муниципальной услуги, в том числе и по аналогичным основаниям, что ранее были признаны незаконными. Основание отказа: документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, в частности не указано испрашиваемое право на земельный участок; имеются расхождения в наименовании некоммерческой организации (в выписке, в членской книжке стоит печать с/т "Перестройка", в доверенности, в топосъемке, в межевом плане - "Перестройка-3"; в членской книжке не указана дата ее выдачи; печать в выписке не читаема; земельный участок не используется и признаки его использования отсутствуют; отсутствует информация о создании, регистрации с/т "Перестройка-3" и о предоставлении ему земельного участка.
Статьей 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения партнерства и пользоваться этим участком на законных основаниях.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Доказательства отсутствия наличия таких условий административным ответчиком судам не представлено.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 названного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 13).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к каковым относятся:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к образуемым земельным участкам, предусматривающие установленные
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (часть 1);
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2);
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (часть 3);
не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (часть 4);
не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (часть 5);
образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6);
не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из представленных административным истцом доказательств следует, что, как члену садоводческого товарищества, ему был предоставлен земельный участок, следовательно он приобрел право пользования данным земельным участком на законных основаниях, а не путем самозахвата и т.п.
Наличие земельного участка, выделенного административному истцу в 1992 году в границах имеющегося садоводческого товарищества, носившее именование "Перестройка", подтверждается совокупностью представленных им доказательств. Доказательств подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок не входил в садоводческое товарищество, относится к иным землям населенного пункта, административным ответчиком не представлено.
В связи с этим у административного истца имелись законные основания для обращения с заявлением о предоставлении муниципальной услуги подготовки и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в отношении земельного участка, расположенного в г. Махачкале, садоводческое товарищество "Перестройка-3", участок N (188) 662, в чем ему было незаконно отказано.
Несостоятельность отказа в предоставлении муниципальной услуги административному истцу по этим основаниям уже установлена вступившим в законную силу решением суда от 12.07.2022. Приведенные в оспариваемом отказе основания не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела судами.
Как усматривается из доводов кассационной жалобы невозможность предоставления муниципальной услуги подготовки и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" вызвана, в том числе, отсутствием самого садоводческого товарищества.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что спорный земельный участок, как ранее, так и в настоящее время, находится во владении административного истца на законных основаниях, в связи с этим на административного ответчика возлагается предусмотренная законом обязанность утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории городского округа "город Махачкала", независимо от наличия в настоящее время ранее существующего садоводческого товарищества.
Изготовленный по заказу административного истца межевой план земельного участка позволяет индивидуализировать находящийся в его пользовании земельный участок, как входящий ранее в садоводческое товарищество, с той степенью точности, которая необходима как условие для закрепления его границ и постановки на кадастровый учет.
В связи с этим у судов имелись основания для удовлетворения заявленных требований и возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему.
Вопреки позиции административного ответчика, изложенной в кассационной жалобе, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция лиц, участвующих в деле, рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемые судебные решения являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было.
Установленные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации критерии для отмены судебных актов отсутствуют. Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и выводов судов, оснований для которых не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 29.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы" без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.