Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства кассационную жалобу Устархановой М. Р. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 30.04.2021 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 27.04.2023,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы Республики Дагестан (далее - МИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы, налоговый орган) обратилась в Советский районный суд г. Махачкалы с административным иском о взыскании с Устархановой М.М. задолженности по уплате за налоговый период 2017 г. налога на имущество физических лиц в размере 132 567 руб, обязанность по уплате которого ею не исполнена, несмотря на направленные в ее адрес налоговое уведомление и требование об уплате налогов.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 30.04.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 27.04.2023, заявленные требования удовлетворены, с административного ответчика также взыскана государственная пошлина. Суды, придя к выводу о наличии спорной задолженности, соблюдении налоговым органом принудительной процедуры взыскания налоговых платежей, в том числе путем направления уведомления и требования по адресу места регистрации налогоплательщика, представленных органом внутренних дел, признали требования налогового органа обоснованными.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, и порядок рассмотрения дел судами относительно извещения сторон, указывая о ее неизвещении.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26.05.2023, рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), участники производства по делу о рассмотрении кассационной жалобы извещены надлежащим образом, возражений не поступало.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности административного ответчика, налоговым органом в ее адрес через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 34117031 от 15.08.2019 в отношении налоговых обязательств 2017 г.-2018 г.г, в частности в отношении 2017 г. в размере 132 567 руб.
В виду неисполнения налоговой обязанности в установленные законом сроки, налоговым органом по состоянию на 23.12.2019 сформировано требование N 147178, в котором предложено уплатить недоимку по налогам, в которую включена недоимка за 2017 г, установлен срок исполнения до 28.01.2020.
Требование также направлено налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика.
После истечения установленных сроков, налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании сумм спорных налоговых обязательств и пени, которое было удовлетворено, 17.04.2020 вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 10.11.2020 отменен, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с рассматриваемым иском 20.02.2021, направив административное исковое заявление по почте.
Суды пришли к выводу, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налогов. Процедура принудительного взыскания налоговой недоимки, в том числе по срокам и порядку направления налоговых уведомления и требования, а также сроки обращения с заявлением к мировому судье и в суд после отмены судебного приказа, налоговым органом соблюдены, процессуальных нарушений, допущенных налоговым органом и влекущих основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, не имеется.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 328 КАС РФ судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 310 КАС РФ к таким случаем отнесено рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Одним из доводов кассационной жалобы административным ответчиком приводится о том, что она не была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, поскольку судебные уведомления направлялись ей по адресу "адрес"43, тогда как с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована в "адрес".
В обоснование приведенных доводов административным ответчиком представлена копия части паспорта о наличии сведений о регистрации ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", с также о снятии с регистрационного учета ОВМ УМВД по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ и регистрации с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" по адресу "адрес".
Вместе с тем, доказательства того, что до снятия с регистрационного учета 22.02.2022 в г. Махачкале, Устарханова М.Р. до указанной даты не была зарегистрирована по адресу "адрес", ею не представлены, как и не представлены доказательств, что с указанного адреса по состоянию на дату регистрации в "адрес" она была снята с регистрационного учета и прописка в "адрес" не носила временный характер.
Поскольку по данным налогового органа, представленных суду первой инстанции, представленных им, в свою очередь органом внутренних дел, Устарханова М.Р. имела регистрацию по адресу "адрес"43, постольку суд первой инстанции процессуально обоснованно направил ей определение о принятии административного иска и рассмотрения дела в порядке упрощенного административного судопроизводства по указанному адресу.
Судебное уведомление о подготовке дела к судебному разбирательству 09.03.2021 направлено сторонам 25.02.2021. Доказательства его направления, получения либо неполучения лицами, участвующими в деле, по которых лицо считается в соответствии с административным судопроизводством извещенным, в материалах дела отсутствуют.
Согласно сопроводительному письму от 24.03.2021 определение от 09.03.2021 о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлено сторонам, сторонам предоставлен срок для принесения возражений до 23.03.2021, а в срок до 23.04.2021 представить в суд дополнительные документы.
Таким образом, определение направлено сторонам за пределами установленного определением срока для подачи возражений, а доказательства его направления, получения либо неполучения лицами, участвующими в деле, по которых лицо считается в соответствии с административным судопроизводством извещенным, в материалах дела также отсутствуют.
30.03.2021 постановлено оспариваемое решение судом первой инстанции.
Тогда как в силу части 3 статьи 292 КАС РФ упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
Поскольку в материалах дела имеются сведения о направлении извещений сторонам, тогда как действительные доказательства направления путем передачи в отделение почтовой связи с присвоением штрихового почтового идентификатора, позволяющего отследить соблюдение процедуры извещения и его направление, в частности административному ответчику, отсутствуют, - постольку суд первой инстанции рассмотрел дело в упрощенном порядке при отсутствии сведений о надлежащем извещении административного ответчика, что в силу пункта 2 части 1 статьи 310 КАС РФ, является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Данные обстоятельства судом апелляционной инстанции оставлены без внимания, тогда как приводились в апелляционной жалобе, из чего следует, что обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции не соответствует предъявляемым к нему статьей 176 КАС РФ требованиям.
Допущенные судами процессуальные нарушения являются существенными и непреодолимыми, могут быть исправлены посредством отмены судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, в том числе с учетом положений, установленных пунктом 3 части 1 статьи 291 КАС РФ. Исходя из оснований отмены состоявшихся судебных актов, иные доводы кассационной жалобы рассмотрению не подлежат.
Руководствуясь статьями 327.1-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 30.04.2021 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 27.04.2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.