Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черчага С.В.
судей Корниенко Г.Ф, Поддубной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1341/2022 по иску Акулова Н. М. к ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании расчета и начисления пенсии неверным, включении в расчет пенсии периодов трудовой пенсии, по кассационной жалобе Акулова Н. М. на решение Буденновского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В,
УСТАНОВИЛА:
Акулов Н.М. обратился в суд с иском государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании расчёта и начислении пенсии не верными, включении в расчёт пенсии периодов трудовой деятельности, указав в его обоснование, что ответчик незаконно отказал включать в стаж периоды работы в колхозе имени Красных партизан, службу в Советской армии с мая 1975 года по май 1977 года и учебу в сельхозинституте с 1977 года по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просил обязать Управление пенсионного фонда по Будённовскому муниципальному району "адрес" (межрайонное) включить в общий трудовой стаж периоды работы в колхозе имени Красных партизан с 1975 года, службу в Советской армии с мая 1975 года по май 1977 года, период учебы в сельхозинституте с 1977 года по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в колхозе имени Красных партизан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считая указанные периоды как непрерывный стаж. Обязать пересчитать и назначить трудовую пенсию по старости в размере 13772, 80 рублей с ДД.ММ.ГГГГ.
Обжалуемым решением Будённовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене состоявшихся судебных актов, ввиду несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Пенсионным органом представлены возражения, в которых приведены доводы о законности судебных постановлений.
Кроме того, к возражениям приложены новые доказательства - копии решений о назначении пенсии от 26.10.2016г, от 23.09.2022г, в приобщении которых к материалам дела Судебной коллегией отказано, поскольку в силу части 3 статьи 390 ГПК Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются, суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций. Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для принятия новых доказательств по делу и приобщения их в качестве новых доказательств по делу.
Выслушав пояснения Акулова Н.М. и его представителя адвоката Аракеляна Ф.П, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ N С 317298, поддержавших доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений ответчика, усмотрев возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя пенсионного органа, надлежащим образом уведомлённого о времени и месте судебного заседания, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении настоящего дела такие нарушения были допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 28.12.2-13 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" была установлена Акулову Н.М. с 16.10.2016г.
При назначении пенсии по представленным документам (трудовой книжке колхозника, выданной ДД.ММ.ГГГГ, диплому, справке из военкомата, справкам о работе и выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица), истцу Акулову Н.М. не был включен период работы в колхозе "Красный партизан", поскольку его работа в указанный период не подтверждена документами. Так период работы в 1973, 1975 годах исключены из подсчёта общего и страхового стажа, поскольку на титульном листе трудовой книжки указан приказ о вступлении в колхоз от ДД.ММ.ГГГГ, что значительно позже указанного периода работы за 1973 год.
Кроме того, согласно справке из военкомата от ДД.ММ.ГГГГ N, истец Акулов Н.М. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем в общий трудовой и страховой стаж Акулова Н.М. при назначении пенсии был учтен только один из совпадающих периодов работы и иной деятельности - служба в армии по призыву.
В рамках оказания содействия и истребования документов о страховом стаже пенсионным органом в апреле 2019г. были сделаны запросы в ПФР в "адрес" и в архивный отдел администрации "адрес" о периоде работы Акулова Н.М. с 1973 года в колхозе "Красный партизан". После поступления соответствующих справок Акулову Н.М. был произведен перерасчет страховой пенсии с учетом добавления страхового стажа и повышения фиксированной выплаты, как лицу, проработавшему не менее 30 лет в сельском хозяйстве.
Отказывая в удовлетворении требований иска суд первой инстанции, исходил из того, что все необходимые корректировки размера пенсии произведены истцу пенсионным органом своевременно и правильно, согласно действующему законодательству, с учётом сумм страховых взносов, начисленных страхователем на индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, расчёт размера пенсии произведён в соответствии с действующим на момент назначения пенсии законодательством, обращений в установленном законом порядке в пенсионный фонд материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что правом на перерасчет пенсии с момента обращения за её назначением Акулов Н.М. не обладает.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Акулова Н.М. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Акулова Н.М. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14н (документ действовал на момент обращения Акулова Н.М. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и утратил силу ДД.ММ.ГГГГ).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Акулова Н.М. и признании неверным расчета и начисления пенсии, включении в расчет пенсии периодов трудовой пенсии со дня обращения за ней, возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 16.10.2016г, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Акулова Н.М. о назначении пенсии с 16.10.2016г, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости в установленном законом размере.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Акулова Н.М. возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Акулову Н.М. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в октябре 2016г. вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения спорных периодов работы и иной деятельности с целью включения в его страховой стаж, а также обстоятельств того, предпринимались ли пенсионным органом своевременные действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, поскольку такие действия были произведены пенсионным органом только в апреле 2019г, т.е. по истечении двух лет после обращения за назначением пенсии.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись, они не вошли в предмет доказывания по настоящему делу и надлежащей правовой оценки суда в соответствии с требованиями процессуального закона не получили, в связи с чем вывод суда об отказе в иске нельзя признать соответствующим закону. Суд апелляционной инстанции ошибки суда первой инстанции не исправил.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит, что изложенные обстоятельства согласно статье 387 ГПК РФ являются основанием для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 30 ноября 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Поддубная О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.