Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Росиной Е.А, с участием прокурора Гаринина Э.П, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Дерябина Р.А. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе Дерябина Р.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 августа 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав Дерябина Р.А. поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя МВД России по Ставропольскому краю Шитовой И.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дерябин Р.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в котором просил признать незаконным приказ N от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении из органов внутренних дел; восстановить его в прежней должности ОРИ СБ ГУМВД России по Ставропольскому краю; произвести перерасчет срока службы в органах внутренних дел; взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу Дерябина Р.А. заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда за потерю деловой репутации в размере "данные изъяты" руб. и судебные расходы на оплату услуг представителя.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 31 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований Дерябину Р.А. отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 декабря 2022 года решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 31 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении судебных постановлений, такие нарушения норм материального и процессуального права судами были допущены.
Как следует из материалов дела, Дерябин Р.А. проходил службу в органах внутренних дел с сентября 2001 года, с августа 2016 года по август 2019 года - в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, с октября 2019 года - в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Должность Дерябина Р.А. (старший оперуполномоченный по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю) включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 16.12.2016 N 848.
Приказом начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N майор полиции Дерябин Р.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с утратой доверия.
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения послужил протокол заседания аттестационной комиссии Главного управления МВД России по Ставропольскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 06 декабря 2021г. N 12, которым подтвержден факт неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в части непредставления Дерябиным Р.А. сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за отчетный 2018 год, выявленных в ходе проведения проверки сведений, изложенных в рапорте начальника ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковника полиции Спинко И.А.
Как следует из рапорта начальника ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковника полиции Спинко И.А. от 16 ноября 2021 года о возможном нарушении норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации старшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения зонального направления оперативно-розыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю майором полиции Дерябиным Р.А, в ходе проведения служебной проверки N в отношении майора полиции Дерябина Р.А. по факту его отсутствия на рабочем месте свыше 4 часов, установлен факт непредставления майором полиции Р.А.Дерябиным сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи в 2019 году за отчетный 2018 год, при этом Дерябин Р.А. в аттестационную комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю с рапортом о невозможности представить такие сведения, не обращался.
На основании указанного рапорта и решения начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 16 ноября 2021 года ОПКП УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных старшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения зонального направления оперативно-розыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю майора полиции Дерябина Р.А.
По результатам проверки подготовлен доклад от 29 ноября 2021г. с предложением рассмотреть на заседании аттестационной комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю результаты настоящей проверки с целью применения к старшему оперуполномоченному по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майору полиции Дерябину Р.А. мер юридической ответственности, который подписан начальником ГУ МВД России по Ставропольскому краю без указания даты.
В ходе служебной проверки установлено, что в личном деле майора полиции Дерябина Р.А. отсутствуют справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на него и его несовершеннолетних детей (Дерябина Р.Р. и Дерябиной А.Р.) за отчетные 2017 - 2018 годы (замещал должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю). В рамках проверки не получено документального подтверждения о том, что Дерябиным Р.А. представлялись сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2017-2018 годы.
Согласно пояснениям Дерябина Р.А, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и его двоих несовершеннолетних детей за отчетные 2017-2018 годы он не мог предоставить в рамках декларационных компаний, проведенных в 2018 и 2019 годах, так как находился под стражей, при этом отсутствовала фактическая возможность передать в аттестационную комиссию соответствующее заявление. Сведения о доходах на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2019 и 2020 годы он представлял, и помнит, что он брал сведения о своих доходах в ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю за 2017-2018 годы, для заполнения соответствующей формы справки за отчетные 2017-2018 годы, которые он в последующем представил вместе со справками о доходах за отчетный 2019 год в 2020 году в УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю. По какой причине они отсутствуют в его личном деле, ему не известно. Справки за отчетные 2017-2018 годы представлял вместе с копиями постановлений суда о задержании и изменении меры пресечения. При необходимости он может восстановить и дополнительно представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2017 и 2018 годы. Прокуратурой Ставропольского края (Дашкевичем) после его освобождения проверялись его справки о доходах, при их отсутствии было бы направлено представление о проведении в отношении него проверки, однако таковое не поступало, что свидетельствует о их наличии на тот период. Он бы не смог сдать справки о доходах за 2019 год и 2020 год, если бы у него не было справок о доходах за 2017- 2018 годы, у него бы их не приняли и все равно бы сказали их сделать.
По результатам проверки сделан вывод о том, что старший оперуполномоченный по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майор полиции Дерябин Р.А, при замещении должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, допустил нарушение требований пп. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пп. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2 Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом МВД России от 14.12.2016г. N 838, выразившиеся в непредставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за отчетный 2018 год.
С результатами проверки Дерябин Р.А. ознакомлен лично под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола заседания аттестационной комиссии Главного управления МВД России по Ставропольскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что при определении степени ответственности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майора полиции Дерябина Р.А, в соответствии с критериями привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, определенными Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от 21 марта 2016г. N 18 2/10/П 1526), учтено в качестве смягчающих обстоятельств нарушение требований антикоррупционного законодательства, к которым можно отнести: совершение нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые, содействие мероприятиям, проводимым в ходе проверки, направленным на всестороннее изучение предмета проверки. В то же время в качестве отягчающих обстоятельств учтена неудовлетворительная служебная характеристика.
На основании установленных обстоятельств, комиссией принято решение: установить, что майором полиции Дерябиным Р.А. не представлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей Дерябина Р.Р. и Дерябину А.Р. за отчетный 2018 год. При вышеуказанных обстоятельствах, с учетом критериев привлечения к ответственности государственных служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, разработанных Министерством груда и социальной защиты Российской Федерации 21.03.2016г. N 18-2/10/11-1526, майором полиции Дерябиным Р.А. совершен значительный проступок.
За нарушение требований пп. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пп. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2 Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом МВД России от 14.12.2016г. N 838, выразившиеся в непредставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за отчетный 2018 год, рекомендовать начальнику ГУ МВД России по Ставропольскому краю к старшему оперуполномоченному по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майору полиции Дерябину Р.А. меру юридической ответственности применить в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении майора полиции Дерябина Р.А. было возбуждено уголовное дело N по ч. 3 ст. 260 УК РФ ("Незаконная рубка лесных насаждений").
ДД.ММ.ГГГГ Дерябин Р.А. был задержан в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ и с 29.12.2017г. по 25.03.2019г. на основании решений ряда судебных инстанций содержался под стражей.
ДД.ММ.ГГГГ Промышленным районным судом г. Ставрополя мера пресечения в отношении майора полиции Дерябина Р.А. изменена с заключения под стражей на запрет определенных действий, в связи с чем, последний был освобожден из-под стражи в зале суда.
Постановлением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 марта 2019г. в отношении майора полиции Дерябина Р.А. изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на запрет определенных действий, а именно: выходить с 21 часа до 07 часов за пределы жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в котором он зарегистрирован; общаться с обвиняемыми по уголовному делу: О.А. Коцким. А.С. Паньковым; общаться со свидетелями по уголовному делу: К.О. Коркой. А.С. Паньковой: М.А. Калининым, К.Б. Бадраковым, Р.Ш. Аджиевым; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления: использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", за исключением использования телефонной связи для вызова медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем и контролирующим органом, на срок до 15 апреля 2019г.
Как следует из служебной характеристики на майора полиции Дерябина Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ, Дерябин Р.А. с марта 2018 года по август 2019 года и с октября 2019 года по настоящее время майор полиции Дерябин Р.А. отстранен от выполнения служебных обязанностей.
Приказом начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N N прекращен контракт и майор полиции Дерябин Р.А. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с утратой доверия) 10 декабря 2021 года. Выслуга лет по состоянию на 10 декабря 2021 года составляет 19 лет 00 месяцев 13 дней, в МВД России 19 лет 00 месяцев 13 дней. Основание: приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N.
В материалах дела контракта, который был заключен с истцом, не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 14.12.2016г. N 838, исходил из того, что согласно методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, разрабатываемых ежегодно Минтрудом России, при невозможности по объективным причинам представить свои сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей, старшему оперуполномоченному по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майору полиции Дерябину Р.А. при замещении должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России но Ставропольскому краю, следовало обратиться с рапортом (заявлением), предусмотренным пунктом 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559, абз. 3 пп. "б"
п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010г. N821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", для рассмотрения данного вопроса на заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих ГУ МВД России по Ставропольскому краю и урегулированию конфликта интересов, однако по учетам ОПКП УРЛС Главного управления в аттестационную комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих ГУ МВД России по Ставропольскому краю и урегулированию конфликта интересов майор полиции Дерябин Р.А. не обращался.
С учетом разъяснений, данных в п.п. 4, 5 Обзора (Приложения к письму Минтруда России от 21.03.2016г. N 18-2/10/11-1526), установив факт совершения истцом коррупционного правонарушения, и соблюдения ответчиком порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы, суд пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось оснований не применять к спорным отношениям п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ, так как Дерябиным Р.А. совершен значительный проступок, выраженный в отсутствии сведений об источниках денежных средств, наличие которых не может быть объяснено исходя из официальных доходов за 2018 год.
Отказав в удовлетворении требований о признании незаконным приказа начальника ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю генерал-майора полиции N от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на Дерябина Р.А. взыскания за коррупционное правонарушение в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, суд также отказал и в удовлетворении производных требований о восстановлении на службе, взыскании компенсации морального вреда, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула, перерасчет срока службы, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), в других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Аналогичные требования содержатся в пункте 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, а также в статье 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", действие которого в части ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих распространяется на сотрудников полиции в силу части 2 статьи 29 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ.
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется "Положением о предоставлении гражданами, претендующими за замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, а также "Порядком представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России", утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. N 838 (отменен приказом МВД России от 3 ноября 2021 г. N 806).
Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Положение).
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что проверка осуществляется по решению: Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа; решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме.
Следует отметить, что в силу Положения кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку самостоятельно. Целью проведения проверки является установление достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими.
Согласно п. 22 Положения начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает:
а) уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подп. "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;
б) проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.
В силу пп. "а" и "б" п. 24 Положения государственный служащий вправе: давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подп. "б" п. 22 настоящего Положения; по результатам проверки; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.
За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона (статья 50.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть уволен со службы в органах внутренних дел.
В силу статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника (часть 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть 5).
В акте о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается ст. 50.1 или ст. 82.1 настоящего Федерального закона (часть 6).
При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).
Согласно пункту 13 части третьей статьи 82 Федерального закона N342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 данного федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 82.1 Федерального закона N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
Из анализа вышеприведенных норм следует, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению со службы в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, с выводами ответчиков о том, что в действиях Дерябина Р.А. имел место факт не предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера за 2018 год, который был установлен представителем нанимателя в ходе проведенной в ноябре 2021 года проверки, согласился.
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю генерал-майора полиции Мишагина А.В. N от ДД.ММ.ГГГГ. о наложении на Дерябина Р.А. взыскания за коррупционное правонарушение в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, указал на то, что в рамках проведенной проверки не получено документального подтверждения о том, что майором полиции Дерябиным Р.А. представлялись сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2017-2018 годы, а по учетам ОПКП УРЛС Главного управления в аттестационную комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих ГУ МВД России по Ставропольскому краю и урегулированию конфликта интересов майор полиции Дерябин Р.А. не обращался.
При этом суд не отнес к обстоятельствам, подлежащим проверке и доказыванию, правомерность доводов истца, изложенных в пояснениях в ходе служебной проверки, о том, что в рамках декларационных компаний, проведенных в 2018 и 2019 годах он не мог представить данные справки, так как находился под стражей, при этом был лишен объективной возможности предоставить работодателю не только справки о доходах, но и направить в аттестационную комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю соответствующее заявление. Указанные доводы отражены в докладе, но сведения о том, что они были проверены, в материалах дела отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства не проверялись доводы Дерябина Р.А. о том, что справка за 2018 год им была представлена с учетом объяснений Переведенцева В.Н, который в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N1065 и должностным регламентом в рамках ежегодных декларационных компаний осуществлял сбор и анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных должностными лицами ГУ МВД России по Ставропольскому краю, и указал, что в случае выявления им нарушений майором полиции Дерябиным Р.А. норм антикоррупционного законодательства в части непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера или несвоевременного представления указанных выше сведений, им был бы незамедлительно подготовлен рапорт о назначении в отношении него проверки. Оценка полноте проверки, проведенной ответчиком, не дана.
Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что в силу действующего Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065, кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку самостоятельно. Целью проведения проверки является установление достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими.
В силу пункта 15 названного Положения при осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 13 настоящего Положения, должностные лица кадровых служб вправе проводить беседу с гражданином или государственным служащим; изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы; получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам; направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению; наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия; осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Декларационная компания, в рамках которой представлялись сведения о доходах за 2018 год, была завершена 30 апреля 2019 года.
При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 13 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065, кадровая служба представителя нанимателя должна была узнать 01 мая 2019 года о непредставлении Дерябиным Р.А. справки о доходах (в случае её непредставления), но сведения о том, что по завершении декларационной компании кадровой службой была подготовлена информация о непредставлении справок Дерябиным Р.А, в материалах дела отсутствуют.
Документы учета, которые могли бы свидетельствовать о поступлении либо непоступлении декларации о доходах, расходах и имуществе истца и членов его семьи в кадровое подразделение после освобождения его из-под стражи суду не представлены.
Само по себе отсутствие указанных справок в материалах личного дела истца, которое также находится в ведении кадровой службы, не может свидетельствовать о неисполнении истцом обязанности по предоставлению декларации о доходах, расходах и имуществе истца и членов его семьи в кадровое подразделение.
Доводы истца о том, что сведения о доходах за отчетные 2017-2018 годы он предоставил вместе с копиями постановлений суда о задержании и изменении меры пресечения, а также со справками о доходах за отчетный 2019 год в 2020 году в УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю, не были проверены. Не устанавливалось и не проверялось наличие у ответчика соответствующих журналов регистрации справок о доходах, которыми мог быть подтвержден факт сдачи сотрудником в кадровое подразделение указанной справки.
Не получили надлежащей оценки и не проверены доводы Дерябина Р.А. о том, что предоставление им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за 2018 года представителю нанимателя может быть подтверждено материалами проведенной прокуратурой Ставропольского края проверки антикоррупционного законодательства, которой по результатам проверок не принималось мер прокурорского реагирования, что свидетельствует о наличии представленных истцом справок о доходах за периоды 2017-2018 гг.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, каких-либо суждений относительно указанных обстоятельств не привел.
Кроме того, Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 устанавливает лишь порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в то время как порядок увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел установлен имеющим более высокую юридическую силу Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункт 13 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает лишь соответствующее основание увольнения, не устанавливает его порядок, не предполагает возможности произвольного избрания основания увольнения сотрудника органов внутренних дел без учета фактических обстоятельств, предшествовавших его увольнению, а в системной связи со статьей 82.1 данного Федерального закона является элементом правового механизма обеспечения реализации ограничений, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, посредством определения правовых последствий их несоблюдения.
В соответствии со статьей 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).
Следовательно, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, независимо от соблюдения в отношении Дерябина Р.А. порядка проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, было обязано соблюдать законодательно установленный порядок увольнения Дерябина Р.А. со службы в органах внутренних дел.
Судом первой инстанции не приняты во внимание нормативные предписания статьи 89 "Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел" Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и главы XVI Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 50, которыми определен порядок увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел и регламентирована процедура оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников.
При рассмотрении исковых требований о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении на службе, судами не проверено соблюдение ответчиком порядка увольнения Дерябина Р.А.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Аналогичным требованиям в силу положений статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно отвечать апелляционное определение.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Указанные требования процессуального закона в полной мере судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 августа 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 декабря 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Росина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.