Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Алиева Г.М. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и об обязании установить повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан на решение Ногайского районного суда от 16 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 23 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан Абасова М.А, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также выслушав возражения Алиева Г.М, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алиев Г.М. обратился в суд с исковым заявлением к ОПФР по РД и отделению ОПФР по РД в Ногайском районе об обязании установить повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, указав в обоснование иска, что в марте 2022 года он обратился с заявлением в отдел пенсионного фонда России по Республике Дагестан в Ногайском районе о перерасчете пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой лицам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве, повышается размер выплаты страховой пенсии.
Решением ГУ-ОПФР РД в Ногайском районе от 17 марта 2022 года ему было отказано, поскольку его сельский стаж составляет 18 лет 11 месяцев 4 дня.
С данным решением он не согласен, так как с 23 мая 1979 года по 22 апреля 1998 года он проработал в овцесовхозе "Путь Ленина" Ногайского р-она Республики Дагестан на разных должностях, а с 15 января 1998 года по 15 августа 2018 года руководил КФХ "Арадеш". Всего он проработал в сельском хозяйстве в Ногайском районе Республики Дагестан 37 лет 7 месяцев, о чем имеются подтверждающие документы.
Уточнив исковые требования, истец просил суд признать незаконным решение от 17 марта 2022 года об отказе в назначении доплаты к пенсии, включить период его работы с 15 января 1998 года по 15 августа 2018 года руководителем КФХ "Арадеш" в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязать ответчика установить повышенный размер выплаты к пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 16 июня 2022 года исковые требования Алиева Г.М. удовлетворены. Суд признал решение Государственного учреждения - ОПФР по РД в Ногайском районе от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в установлении пенсии", незаконным; обязал ГУ-ОПФР по РД и территориальный орган ОПФР в Ногайском районе зачесть период работы Алиева Г.М. руководителем КФХ "Арадеш" с 15 января 1998 года по 15 августа 2018 года в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"; взыскал с Государственного учреждения - ОПФР по РД в Ногайском районе в пользу Алиева Г.М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 23 декабря 2022 года решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 16 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В целях реализации положений ч. 11 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ постановлением Правительства РФ 29 ноября 2018г. N 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, пунктом 2 которых установлено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого/животноводческого направления организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Алиев Г.М. является получателем пенсии по старости с 14 января 2022 года в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
15 марта 2022 года истец обратился в Государственное учреждение - ОПФР по РД в Ногайском районе с заявлением о перерасчете размера пенсии согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по РД в Ногайском районе от 17 марта 2022 года Алиеву Г.М. отказано в повышении пенсии с учетом сельского стажа с указанием, что продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составляет 18 лет 11 месяцев 4 дня.
В стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы истца с 15 января 1998 года по 15 августа 2018 года в КФХ "Арадеш", так как отсутствуют сведения об отчислениях в пенсионный фонд.
Из материалов дела следует, что Алиев Г.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает в сельской местности по адресу: Республика "адрес", что подтверждается данными паспорта серии N, выданным ОМВД России по Ногайскому району Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации Ногайского района от ДД.ММ.ГГГГ. N на основании ст. ст. 5, 6 закона Республики Дагестан "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" организовано крестьянское хозяйство "Арадеш" - 5 га с. Шумелик без образования юридического лица.
Как следует из трудовой книжки серии N, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Алиева Г.М, на основании постановления администрации Ногайского района от ДД.ММ.ГГГГ N Алиев Г.М. назначен Главой КФХ "Арадеш". В связи с закрытием КФХ "Арадеш" Алиев Г.М. сложил полномочия 16 августа 2018 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации КФХ, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица N17, серия "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, Алиев Г.М. проживающий в "адрес" является главой КФХ "Арадеш".
Истцом представлен оригинал свидетельства о государственной регистрации КФХ Алиева Г.М. о внесении 28.12.2006 г. записи о государственной регистрации и уведомление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан о регистрации 28.12.2006г. Согласно уведомлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, Алиев Г.М. снят с учета физического лица в налоговом органе 15.08.2018 г, что соответствует сведениям из трудовой книжки истца.
Из Устава КФХ "Арадеш", зарегистрированного в Ногайском Совете народных депутатов Республики Дагестан, решение от ДД.ММ.ГГГГ N регистрационный номер N, следует, что главной целью крестьянского хозяйства является обеспечение благосостояния семьи крестьянина на основе трудового участия её членов в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Основными задачами крестьянского хозяйства являются: производство, заготовка, переработка, хранение и сбыт сельско-хозяйственной продукции; развитие подсобной деятельности с целью рационального использования природных и трудовых ресурсов: рациональное использование земельных угодий, последовательное улучшение их плодородия; участие посредством вложения труда или денежных средств в социальном развитии местности, в которой расположено крестьянское хозяйство, природоохранных мероприятиях; воспитание детей в традициях трудолюбия, нравственности, бережного отношения к природе; обеспечение при необходимости полной занятости членов крестьянского хозяйства полезной деятельностью без чрезмерного перенапряжения, забота об их здоровье и нормальном отдыхе.
Согласно справке главы Администрации МО СП "сельсовет Коктюбинский" Суюндикова З.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, а также справке начальника Муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства администрации МР "Ногайский район" Республики Дагестан Аманова А.С, Алиев Г.М, проживающий в "адрес", действительно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ являлся главой КФХ "Арадеш" и занимался овцеводством и козоводством.
Справкой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N15 по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Алиев Г.М, проживающий в "адрес", состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указаны доходы налогоплательщика за указанные периоды.
Уплата налогов, страховых взносов в ГУ - отделение Пенсионного фонда по РФ, взносов на страховую часть трудовой пенсии, пеней и недоимок по указанным взносам, подтверждены оригиналами представленных истцом квитанций, платежных поручений, справками об отсутствии задолженности (л.д.51-91).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Алиева Г.М, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, исходя из представленных в качестве доказательств документов, пришел к выводу о том, что виды деятельности, которые осуществляло КФХ "Арадеш", являются видами сельскохозяйственной деятельности, работа истца в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КФХ "Арадеш", является работой в сельском хозяйстве и относится к работе в совхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусмотренной в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440. С учетом указанного периода стаж Алиева Г.М. в сельском хозяйстве составляет более 30 лет, что дает ему право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанции соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ответчика сведений о выплате КФХ страховых взносов в пенсионный фонд, не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений. Ссылаясь на неполноту сведений у ответчика о выплате истцом страховых взносов за спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ни в апелляционной, ни в кассационной жалобе заявитель не указывает периоды из указанных двадцати лет, которые не могут быть включены в сельский стаж и по которым должна быть проведена дополнительная проверка, не представляя при этом суду первой и апелляционной инстанции никаких доказательств в подтверждение своих доводов.
Положения как ныне действующего законодательства, так и ранее, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета сельскохозяйственной деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности. Собранными по делу доказательствами подтверждена уплата истцом в спорный период осуществления деятельности КФХ "Арадеш" налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ГУ - отделение Пенсионного фонда по РФ, фиксированных обязательных платежей на страховую часть трудовой пенсии, страховых взносов в Пенсионный фонд, взносов на страховую часть трудовой пенсии, а также выплатой пеней и недоимок по указанным взносам, справками об отсутствии задолженности. Руководствуясь вышеприведенными нормами права, проверив доводы ответчика и установив осуществление истцом уплаты страховых взносов в пенсионный орган, что является обязательным условием для включения спорных периодов в страховой стаж, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы судов, направлены на переоценку доказательств, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
В соответствии со статьями 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ногайского районного суда от 16 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.